26.01.2025

Сегодня многие люди стремятся найти спокойствие от бедствий и испытаний, с которыми им приходится сталкиваться. Одним из самых эффективных средств для достижения внутреннего покоя является просьба о прощении у Аллаха (истигфар). Благодаря нему мы очищаемся от грехов и ошибок, а также получаем баракат в своих делах.

Прощение — это дар от Прощающего. Тот, кто регулярно обращается к нему, ощущает его влияние на свои душу, финансы, своих детей и на всю свою жизнь. Лишь тот, кто испытал страдания от последствий своих грехов, по-настоящему осознает сладость прощения.

В этой статье мы рассмотрим достоинства истигфара, упомянутые в Коране и Сунне, а также то, как наши праведные предшественники относились к этому важному акту поклонения.

Упоминание истигфара в Священном Коране

Человек, который вдумчиво изучает аяты Корана, замечает, что Всевышний Аллах неоднократно подчеркивает величие и значимость истигфара во многих аятах Священного Корана. В частности, Аллах повелевает Своим рабам просить прощения. Например:

وَاسْتَغْفِرُواْ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«И просите прощения у Аллаха, ведь Аллах — Прощающий, Милостивый»[1].

وَأَنِ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُوا إِلَيْهِ يُمَتِّعْكُمْ مَتَاعًا حَسَنًا

«И просите прощения у вашего Господа и кайтесь перед Ним. Тогда Он даст вам наслаждаться (земными благами)»[2].

Ученые прокомментировали, что в аяте о прощении говорится раньше, чем о покаянии, потому что прощение — это цель, а покаяние — средство достижения этой цели.

Просьба прощения (истигфар) — это признак богобоязненных людей.

Всевышний Аллах сказал:

وَسَارِعُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ الَّذِينَ يُنْفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ ۗ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ فَاسْتَغْفَرُوا لِذُنُوبِهِمْ وَمَنْ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَىٰ مَا فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ أُولَٰئِكَ جَزَاؤُهُمْ مَغْفِرَةٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَجَنَّاتٌ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا ۚ وَنِعْمَ أَجْرُ الْعَامِلِينَ

«Спешите к прощению вашего Господа и к Раю, ширина которого равна (ширине) небес и земли, уготованному для богобоязненных. (Богобоязненные) жертвуют (свое имущество на благие цели) в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных. (Также богобоязненные люди) совершив дурной поступок или навредив себе, вспоминают об Аллахе и попросят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! (Также они) не упорствуют в совершенном ими сознательно. Воздаянием им станут прощение их Господа и (райские) сады, в которых текут реки. В них они пребудут вечно. Прекрасна награда трудившихся (во благо)!»[3]

Истигфар служит средством предотвращения бедствий, испытаний и защиты от наказания Аллаха:

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنْتَ فِيهِمْ ۚ وَمَا كَانَ اللَّهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ

«Но (несмотря на то что они давно уже заслужили наказания) Аллах не станет их карать, пока ты среди них. (После того как ты уйдешь от них) Аллах не станет их карать, пока они (оставшиеся среди них слабые верующие) просят прощения»[4] .

Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) говорит, что у сподвижников были два вида защиты: присутствие Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и испрашивание прощения (истигфар). Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ушел из жизни, а возможность просить прощения останется до Судного дня[5].

Хафиз ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ومن اتصف بهذه الصفة يَسَّر الله عليه رزقه وسهل عليه أمره وحفظ شأنه، ولهذا قال: ﴿يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُمْ مِدْرَارًا﴾، وفي الحديث: “من أكثر من الاستغفار جعل الله له من كل هم فرجًا، ومن كل ضيق مخرجًا، ورزقه من حيث لا يحتسب”

«Тому, кто обладает качеством просить прощения, Аллах упростит его пропитание, облегчит его дела, сохранит его здоровье и силу. Поэтому Аллах сказал: “Он ниспошлет вам с неба обильные дожди[6]. В хадисе сообщается: “Тому, кто много кается, Аллах поможет в заботах, выведет из трудностей и наделит уделом с той стороны, с которой он не ожидал”[7]»[8].

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

‏واللّه إنّي لأَسْتَغْفِرُ اللَّهَ وأتُوبُ إلَيهِ فِي اليَوْمِ أكثَرَ مِن سَبْعِينَ مَرَّة‏

«Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день»[9].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал покаяние не за грехи, от совершения которых он был защищен Аллахом, но потому что считал свое поклонение Аллаху недостаточным и несовершенным.

Время для произнесения истигфара

Истигфар — это дуа, и, следовательно, его чтение разрешено в любое время, особенно в те моменты, где есть вероятность принятия дуа. Ученые говорят, что истигфар обязательно следует просить при совершении грехов, а также рекомендуется после совершения благих поступков, например: трижды произнести истигфар после намаза, во время азана или при разговении.

Одним из самых благословенных времен для произнесения истигфара является последняя треть ночи, потому что Аллах похвалил тем, кто просит прощения в это время:

وَالْمُسْتَغْفِرِينَ بِالْأَسْحَارِ

«И те, кто просят прощения перед рассветом»[10].

Описывая богобоязненных, Всевышний Аллах говорит:

وَبِالْأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ

«А перед рассветом она молили (Аллаха) о прощении»[11].

Cообщается со слов Нафиа:

حدثنا نافع : أن ابن عمر كان يحيي الليل صلاة ثم يقول : يا نافع ، أسحرنا ؟ فيقول : لا . فيعاود الصلاة ، فإذا قلت : نعم ! قعد يستغفر ويدعو حتى يصبح .

«Ибн Умар проводил ночь в намазе, а затем спрашивал: “О Нафи, приблизился ли рассвет?” Когда я отвечал: “Нет”, ибн Умар продолжал молиться, а когда я говорил: “Да!”, он садился, совершал истигфар и делал дуа до тех пор, пока не наступало утро»[12].

От Амра ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أقْرَبُ ما يَكُونُ الرَّبُّ مِنَ العَبْدِ فِي جَوْفِ اللَّيْلِ الآخر، فإن اسْتَطَعْتَ أنْ تَكُونَ مِمَّنْ يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى فِي تِلْكَ السَّاعَةِ فَكُنْ

«Ближе всего к рабу милость, довольство и благодать Господа в середине последней части ночи; если сможешь, то будь одним из тех, кто поминает Всевышнего Аллаха в это время»[13].

Способы произнесения истигфара

Истигфар — это обращение к Аллаху с просьбой о прощении, которое может быть выражено различными словами дуа и просьбами.

Имам ибн Аллян ас-Сиддики аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) пишет:

الاستغفار في لسان العرب طلب المغفرة من الله تعالى وسؤاله غفران الذنوب السالفة والاعتراف بها وكل دعاء كان فيه هذا المعنى فهو استغفار

«Истигфар в арабском языке — это просьба о прощении у Аллаха, просьба о прощении прошлых грехов и признание их. Любое молитва, в которой выражается эта просьба, является истигфаром»[14].

Что касается способов произнесения истигфара, то разрешается использовать любой вид, который выражает просьбу о прощении, будь то просьба о прощении грехов, дуа о прощении и раскаянии или же подобные им выражения. Однако, без сомнений, самые лучшие и совершенные виды истигфара — это те, что были переданы от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

От Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передано несколько способов произнесения истигфара, среди которых:

1. После намаза:

أستغفر الله.. أستغفر الله.. أستغفر الله

«АстагфируЛлах… АстагфируЛлах… АстагфируЛлах».

2. Между земными поклонами в намазе:

 رَبِّ اغْفِرْ لِي

«Рабби гфир-ли», — «Господь мой, прости меня».

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что, совершая поясные и земные поклоны, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно говорил:

سبحانك اللَّهُمَّ رَبَّنا وبحَمْدِك، اللَّهُمَّ اغفِرْ لي

«Субхана-ка, Аллахумма, Раббана ва би-хамдика. Аллахумма-гфир ли», — «Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня»[15].

От ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

‏‏مَنْ قالَ‏:‏ أسْتَغْفِرُ اللَّهَ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ الحَيَّ القَيُّومَ وأتُوبُ إِليْهِ، غُفِرَتْ ذُنُوبُهُ وَإنْ كَانَ قَدْ فَرَّ مِنَ الزَّحْفِ‏

«Тому, кто скажет: Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хува-ль-Хаййа-ль-Каййум ва атубу иляй-хи”, — Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет иного бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему свое покаяние”, — простятся его грехи, даже если он бежал с поля боя во время наступления»[16].

Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой научить его дуа, которое можно читать в намазе, и он ответил: «Скажи:

اللَّهُمَّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا وَلَا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ فَاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ، وَارْحَمْنِي إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيم

Аллахумма инни залямту нафси зульман касиран ва ля ягфиру-з-зунуба илля анта фагфир ли магфиратан мин ‘ибадика ва рхамни иннака анта-ль-Гафуру-р-Рахим”, — О Аллах, я был несправедлив к самому себе многократно, и никто не прощает грехов, кроме Тебя. Прости же меня прощением от Тебя и помилуй меня. Ведь, поистине, Ты — Прощающий Милостивый”»[17].

Шейх аль-Ислам Ибн Дакик аль-Ид сказал, что это дуа можно читать либо во время земного поклона, либо после ташаххуда[18].

Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, до того, как произнести слова приветствия, говорил:

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي مَا قَدَّمْتُ وَمَا أَخَّرْتُ وَمَا أَسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ وَمَا أَسْرَفْتُ وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي أَنْتَ الْمُقَدِّمُ وَأَنْتَ الْمُؤَخِّرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ

«Аллахумма гфир-ли маа каддамту ва маа аххарту ва маа асрарту ва маа а’лянту ва маа асрафту ва маа Анта а’ляму бихи минни Анталь-Мукаддиму ва Анталь-Муаххиру ля иляха илля Анта», — «О Аллах! Прости мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно или совершил явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты — Выдвигающий вперед и Ты — Отодвигающий. Нет бога достойного поклонения, кроме Тебя»[19].

Сайидуль истигфар

Сайидуль истигфар (سيِّدُ الاستِغفار) — «господин просьб о прощении», самая совершенная дуа покаяния.

От Шаддада ибн Ауса передается, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

سيِّدُ الاستِغفارِ أن تقولَ : اللَّهمَّ أنتَ ربِّي لا إلَهَ إلَّا أنتَ ، خَلقتَني وأَنا عبدُكَ ، وأَنا على عَهْدِكَ ووعدِكَ ما استطعتُ ، أعوذُ بِكَ من شرِّ ما صنعتُ ، أبوءُ لَكَ بنعمتِكَ عليَّ ، وأبوءُ لَكَ بذنبي فاغفِر لي ، فإنَّهُ لا يغفرُ الذُّنوبَ إلَّا أنتَ قالَ : ومَن قالَها منَ النَّهارِ موقنًا بِها ، فماتَ من يومِهِ قبلَ أن يُمْسيَ ، فَهوَ من أَهْلِ الجنَّةِ ، ومن قالَها منَ اللَّيلِ وَهوَ موقنٌ بِها ، فماتَ قبلَ أن يُصْبِحَ ، فَهوَ من أَهْلِ الجنَّةِ

«Господином мольбы о прощении являются такие слова: Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халяктани уа ана ‘абдука, уа ана ‘аля ‘ахдика уа уа’дика ма стата’т. А’узу бика мин щарри ма сана’т, абу-у ляка бини’матика ‘аляйа, уа абу-у ляка бизамби. Фагфирли, фаиннаху ля ягфиру ззунуба илля Ант”, — “О Аллах, Ты — Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!”»

(Затем) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавил: «Тот, кто произнесет эти слова днем, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая. И тот, кто произнесет их ночью, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет до наступления утра, окажется среди обитателей Рая»[20].

Условия истигфара

Если мы рассматриваем истигфар как отдельное поклонение, включающее дуа и просьбу, то к нему применяются те же требования, какие применяются к поклонению.

Истигфар в основе должен быть искренним. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ادْعُوا اللَّهَ وَأنْتُمْ موقون بالإِجابَةِ، وَاعْلَمُوا أنَّ اللَّه تَعالى لا يَسْتَجِيبُ دُعاءَ مِنْ قلبٍ غافلٍ لاهٍ

«Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в получении ответа, и знайте, что Всевышний Аллах не отвечает на мольбу, которая исходит от небрежного и невнимательного сердца»[21].

Имам аль-Касталяни (да смилуется над ним Аллах) пишет, ссылаясь на имама Ибн Абу Джамра аль-Андалуси:

من شروط الاستغفار صحة النية والتوجه والأدب فلو أن أحدًا حصل الشروط واستغفر بغير هذا اللفظ الوارد واستغفر آخر بهذا اللفظ الوارد لكن أخلّ بالشروط هل يتساويان؟ والذي يظهر أن اللفظ المذكور إنما يكون سيد الاستغفار إذا جمع الشروط المذكورة

«Одним из условий истигфара является правильное намерение, присутствие сердца (смирение) и соблюдение адаба. Если кто-то выполнит условия и попросит прощения, используя другие слова, а другой использует именно эти слова, но нарушит условия, будут ли они равны? Очевидно, что упомянутые слова являются наилучшим выражением истигфара только в случае соблюдения всех указанных условий»[22].

Ряд ученых также считают, что истигфар предполагает покаяние (тауба), и, следовательно, для него требуются те же условия, что и для покаяния. Они утверждают, что тот, кто продолжает грешить и не отказывается от своих грехов, не может быть искренним в своем истигфаре, и его просьба о прощении не принимается.

Они основывают свое мнение на Словах Аллаха:

وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ ذَكَرُوا اللَّهَ فَاسْتَغْفَرُوا لِذُنُوبِهِمْ وَمَنْ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا اللَّهُ وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَى مَا فَعَلُوا وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«(Богобоязненные люди) совершив дурной поступок или навредив себе, вспоминают об Аллахе и попросят прощения за свои грехи.  А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! (Также они) не упорствуют в совершенном ими сознательно»[23].

Здесь истигфар ограничен условием отсутствия упорства в грехе.

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَقَوْلُهُ – تَعَالَى -: ﴿وَلَمْ يُصِرُّوا عَلَى مَا فَعَلُوا﴾ فِيهِ إِشَارَةٌ إِلَى أَنَّ مِنْ شَرْطِ قَبُولِ الِاسْتِغْفَارِ أَنْ يُقْلِعَ الْمُسْتَغْفِرُ عَنِ الذَّنْبِ، وَإِلَّا فَالِاسْتِغْفَارُ بِاللِّسَانِ مَعَ التَّلَبُّسِ بِالذَّنْبِ كَالتَّلَاعُبِ

«И Слова Аллаха: “И они не упорствуют в совершенном”, указывают на то, что условием принятия истигфара является то, чтобы тот, кто просит прощения, отказался от греха. Иначе, если человек продолжает совершать грех, то его истигфар, при наличии этого греха, подобен игре»[24].

Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) пишет:

قَالَ عُلَمَاؤُنَا: الِاسْتِغْفَارُ الْمَطْلُوبُ هُوَ الَّذِي يَحُلُّ عُقَدَ الْإِصْرَارِ وَيَثْبُتُ مَعْنَاهُ فِي الْجَنَانِ، لَا التَّلَفُّظُ بِاللِّسَانِ. فَأَمَّا مَنْ قَالَ بِلِسَانِهِ: أَسْتَغْفِرُ اللَّهَ، وَقَلْبُهُ مُصِرٌّ عَلَى مَعْصِيَتِهِ فَاسْتِغْفَارُهُ ذَلِكَ يَحْتَاجُ إِلَى اسْتِغْفَارٍ، وَصَغِيرَتُهُ لَاحِقَةٌ بِالْكَبَائِرِ. وَرُوِيَ عَنِ الْحَسَنِ الْبَصْرِيِّ أَنَّهُ قَالَ: اسْتِغْفَارُنَا يحتاج إلى استغفار.

«Наши ученые сказали: “Истигфар — это то, что разрывает узлы настойчивости в грехах и укрепляет его значение в сердце, а не просто произнесение слов на языке. Тот, кто сказал на языке: “Я прошу прощение у Аллаха”, но его сердце настойчиво в грехе, то его покаяние требует другого покаяния, и его малые грехи могут быть приравнены к большим грехам”. Также передается от аль-Хасана аль-Басри, что он сказал: “Наш истигфар нуждается в истигфаре”».

Далее имам аль-Куртуби пишет:

قُلْتُ: هَذَا يَقُولُهُ فِي زَمَانِهِ، فَكَيْفَ فِي زَمَانِنَا هَذَا الَّذِي يُرَى فِيهِ الْإِنْسَانُ مُكِبًّا عَلَى الظُّلْمِ! حَرِيصًا عَلَيْهِ لَا يُقْلِعُ، وَالسُّبْحَةُ فِي يَدِهِ زَاعِمًا أَنَّهُ يَسْتَغْفِرُ اللَّهَ مِنْ ذَنْبِهِ وَذَلِكَ اسْتِهْزَاءٌ مِنْهُ وَاسْتِخْفَافٌ. وَفِي التَّنْزِيلِ “وَلا تَتَّخِذُوا آياتِ اللَّهِ هُزُواً”

«Я скажу, что это он (аль-Хасан аль-Басри) говорил в свое время, а что же в наше время, когда человек видит, как он постоянно занимается несправедливостью? Он стремится к ней, не отказывается от нее,—  а в руке у него четки — утверждая, что он просит прощения у Аллаха за свои грехи, и это есть ничто иное, как насмешка и пренебрежение. И в Коране сказано: “Не шутите со знамениями (аятами) Аллаха”[25]»[26] .

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وما ذكرناه من أن المراد بالاستغفار التوبة لا مجرد لفظه. . هو ما ذكره بعضهم، وهو الموافق للقواعد بالنسبة للكبائر؛ إذ لا يكفرها إلا التوبة، بخلاف الصغائر؛ فإن لها مكفراتٍ أُخر؛ كاجتناب الكبائر، والوضوء، والصلاة، وغيرها، فلا يبعد أن يكون الاستغفار مكفرًا لها أيضًا، وينبغي أن يحمل على ذلك أيضًا تقييدُ بعضهم جميع ما جاء في نصوص الاستغفار المطلقة بما في آية (آل عمران) من عدم الإصرار؛ فإنه تعالى وعد فيها المغفرة لمن استغفره من ذنوبه ولم يصر على ما فعل، قال: فتحمل نصوص الاستغفار المطلقة كلها على هذا المقيد. اهـ نعم؛ نحو (أستغفر اللَّه) و (اللهم؛ اغفر لي) من غير توبةٍ دعاءٌ، فله حكمه من أنه قد يُجاب تارةً، وقد لا يُجاب أُخرى؛ لأن الإصرار قد يمنع الإجابة كما أفاده مفهوم آية (آل عمران) السابقة، وأخرج ابن أبي الدنيا: “المستغفر من ذنبٍ وهو مقيم عليه كالمستهزئ بربه” قيل: رفعه منكر، ولعله موقوفٌ على راويه ابن عباس

«То, что мы упомянули о том, что под истигфаром подразумевается покаяние (тауба), а не просто его произнесение, — то, о чем упомянули некоторые ученые, и это соответствует основным принципам в отношении больших грехов, так как только покаяние искупает их, в отличие от малых грехов, для которых существуют другие способы искупления, такие, как избегание больших грехов, омовение, намаз и другие. Поэтому не исключено, что истигфар может также искупать малые грехи.

Следует понимать, что некоторые ученые ограничивают все упоминания об истигфаре, приведенные в общем виде, тем, что сказано в аяте из суры “Алю Имран” о том, что не должно быть настойчивости в грехе, так как Аллах в этом аяте обещает прощение тому, кто попросит прощения за свои грехи и не будет настойчиво совершать их снова. Поэтому все общие упоминания об истигфаре следует понимать с учетом этого ограничения.

Да, например, фразы “АстагфируЛлах” и “Аллахумма гфир ли” без покаяния (тауба) — это просто дуа, и ее ответ может быть как принят, так и не принят, так как настойчивость в грехе может помешать ответу, как это объясняется в упомянутом аяте из суры “Алю Имран”.

Также ибн Аби ад-Дунья передал следующие высказывание: “Тот, кто просит прощения за свой грех, но продолжает совершать его, подобен тому, кто насмехается над своим Господом”. Его отнесение к словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является слабым (мункар), и, возможно, этот хадис маукуф со слов ибн Аббаса»[27].

Не забывайте о истигфаре, ведь это ваше верное средство от всех трудностей и волнений. Он приносит облегчение душе и прогоняет печаль, наполняя сердце спокойствием. Пусть же наши сердца обращаются к Аллаху с искренним покаянием, прося Его прощения и милости!

 

 

[1] Коран, 73:20.

[2] Коран, 11:3.

[3] Коран, 3:133-136.

[4] Коран, 8:33.

[5] См. «Мафатих аль-гайб» (15/58).

[6] Коран, 71:11.

[7] Ахмад (2234), Аль-Хаким (7677). Имам аз-Захаби указал на слабость хадис.

[8] «Тафсир аль-Куръан аль-азым» (4/455).

[9] Аль-Бухари (6307).

[10] Коран, 3:17.

[11] Коран, 51:18.

[12] См. «Тафсир» ат-Табари (6/267).

[13] Ат-Тирмизи (3579).

[14] «Аль-Футухат ар-Раббания» (3/80).

[15] Аль-Бухари (794); Муслим (484).

[16] Абу Давуд (1517); ат-Тирмизи (3577).

[17] Аль-Бухари (834); Муслим (2705).

[18] Ибн аль-Муляккин, «Аль-Илям би фаваид умдат аль-ахкам» (3/509).

[19] Муслим (771).

[20] Аль-Бухари (6306).

[21] Ат-Тирмизи (3479).

[22] См. «Иршад ас-сари» (13/308).

[23] Коран, 3:135.

[24] «Фатх аль-Бари» (11/99).

[25] Коран, 2:231.

[26] «Аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» (4/210-211).

[27] «Аль-Фатх аль-мубин», стр. 630.
Абдуль-Азиз Абу Ибрахим
Источник: darulfikr.ru