07.10.2024

НЕТ НИЧЕГО ПОДОБНОГО ЕМУ

Имамы Ахлю Сунна отвергают любой образ в отношении Творца и считают это уподоблением творениям

Хвала Аллаху, Господу Миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Некоторые заблудшие, ложно толкуя хадисы Пророка (мир ему и благословение), пытаются уподобить Всевышнего Аллаха человеку.

В этом они следуют секте антропоморфистов (муджассима), пытавшихся придать Аллаху тело и буквально трактовавших те или иные аяты и хадисы. Сунниты же всегда остерегались уподобления Аллаха и проводили данные аяты и хадисы через призму аята: «Нет абсолютно ничего подобного Ему», – и опирались в их толковании на великих имамов Ахлю Сунны.

В частности, вышеназванные сектанты приводят в доказательство наличия Аллаха образа следующий хадис.

 Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

 2612 عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم وفي حديث ابن حاتم عن النبي صلى الله عليه وسلم قال إذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب الوجه فإن الله خلق آدم على صورته

«Когда кто-нибудь из вас сражается с братом, то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу» (передал Муслим в «Сахих», хадис № 2612).

 Так посмотрим же, что говорят суннитские имамы по поводу этого хадиса.

Шейхуль Ислам, имам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631–676, х/1233–1277 м) в комментариях к «Сахиху» Муслима сказал: «Его слова “Аллах создал Адама по его образу” – из хадисов о сифатах (атрибутах), и ранее их разъяснение чётко и подробно обсуждалось в «Книге веры».

 А также то, что учёные, которые молчат об их толковании, говорят: “Мы верим, что это истина, и то, что буквальное значение не является тем, что подразумевается, и что они обладают смыслом, подобающим (Всевышнего), и это путь большей части салафов, и это более надёжнее и безопаснее”. И второе, что они толкуются в соответствии с отрицанием всего того, что не подобает Аллаху Всевышнему и тем, что «Нет ничего подобного Ему».

Аль-Мазури (453–536 х/1061–1141 м) сказал: «У этого хадиса есть точно установленная формулировка, и некоторые передали его так: «Аллах создал Адама образом Милостивого». Но он не является признанным хадисом (Ахлю аль-Хадис), и передававший  рассказал его так, как понял, – ошибочно.

Аль-Мазури сказал: «Ибн Кутайба также ошибся в этом вопросе, поскольку понял упомянутый хадис в буквальном смысле, он утверждал, что у Аллаха есть образ, но отличающийся от образа других. Эти слова являются явным заблуждением, поскольку всё, что имеет образ, состоит из отдельных элементов, а всё, что состоит из элементов, является созданием. Аллах же не создан, поэтому он не обладает ни составом, ни образом».

Также он сказал: «И это подобно словам муджассимов (антропоморфистов): «Тело, но не как тела», в то время как Ахлю Сунна говорят: «Творец, Свят Он и Велик, – нечто (шай), не похожее на вещи». Они (муджассимы)  перенесли это использование и сказали: «Тело, но не как тела».

Между данными утверждениями есть большая разница, дело в том, что термин «нечто» (шай) не подразумевает возникновения и деления на элементы, а термин «тело» подразумевает и образ, и деление на элементы, и возникновение».

Далее имам ан-Навави пишет: «И разошлись учёные в его толковании.

Одна группа сказала: “Слова «его образу» возвращаются на его брата, который подвергается избиению (то есть уважай лицо брата, так как оно подобно лицу твоего отца Адама), и это очевидно из данного риваята Муслима”.

Другие утверждали: “Данное местоимение возвращает к Адаму, но в этом проявляется слабость”.

Третья же группа говорила: “Местоимение “его” возвращается к Аллаху Всевышнему”, имеется в виду причисление в целях уважения и избрания, как, например, слово Всевышнего «верблюдица Аллаха» или как говорят о Каабе – «дом Аллаха», и тому подобное. А Аллаху лучше знать”» Имам ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», 16/166].

Как мы видим, имамы Ахлю Сунна отвергают любой образ в отношении Творца и считают это уподоблением творениям. И ни в одном из вариантов толкования нет и слова о том, что хадис служит доказательством существования у Аллаха образа.

Хвала Аллаху, Господу миров
Автор: Абу Абдуллах Дагестани
Источник: islamdag.ru

2 thoughts on “ИСЛАМСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

    1. Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh, дорогая сестра Зухра! )
      Поступления в наше Медресе как такового нет )…Любой желающий, в любое, удобное для него время, заходит на наш сайт и прочитывает выставленные уроки. Вам, как новичку, надо в раздел: ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ И читайте уроки в первую очередь по Акыде , Фикх и т.д. Если возникнут вопросы, то оставляйте их в комментариях. Учителя будут отвечать на них. Если что-то непонятно, пишите, сестра, не стесняйтесь.

Добавить комментарий