ХАЛИФАТ КАК ПЕРВОЕ ОБЩЕСТВО С СОВРЕМЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНОЙ
Мсульмане подняли на высочайший уровень медицинское образование
Что мы представляем себе, слыша слово медицина? Больницу, поликлинику, врача в белом халате, медсестру со шприцем и таблетками, больничный лист, аптеку, рецепт на лекарства и так далее.
Все эти прелести здравоохранения и медицины знакомы нам с детства и воспринимаются как само собой разумеющееся, считаясь результатом развития современного общества. Между тем, многое из того, без чего невозможно представить медицинскую науку сегодня, и все то, о чем мы можем только мечтать в системе здравоохранения, было придумано еще в средние века на мусульманском Востоке.
Впервые бесплатная медицина, бесплатное лекарственное обеспечение, и само понятие «больница» появились не в Европе, а в средневековом Халифате. Первые больницы были построены в Дамаске при халифе Валиде ибн Абдульмалике в начале VIII века. Больницы назывались «бимаристан», от персидских слов: «бимар» – больной и «стан» – место.
Когда в Европе прокаженных сжигали на кострах, мусульманский правитель назначал пенсии для больных проказой, слепых и калек. До этого люди приглашали врачей на дом, и такого понятия как больница не существовало вовсе, так же как и не существовалогосударственных пособий для инвалидов.
В IX веке халиф Харун ар-Рашид открыл еще пять больниц в Багдаде, после чего они начали строиться по всему Халифату. В 878 году губернатор Египта Ахмад ибн Тулун построил первую больницу в Каире. Там впервые было открыто отделение для душевнобольных.
Но, пожалуй, самым знаменитым медицинским центром исламского мира стал построенный в XII веке в Дамаске госпиталь Нуриддин, названный так в честь основавшего его правителя. В этой больнице, рассчитанной на 300 пациентов, работали более 20 врачей. Во дворе огромного здания, больше похожего на дворец, находился фонтан и сад. Здесь проводились сложнейшие на те времена хирургические операции и действовала лаборатория, где из компонентов, привезенных с разных концов огромной страны, создавались новые лекарства. Именно в стенах Нуриддина были придуманы аспирин и зубная паста, которыми мы пользуемся по сей день.
Средневековые мусульманские больницы имели отделения для людей с разными недугами, в том числе отделения для психически больных и для оставшихся без попечения родных стариков и инвалидов. Также при них действовали поликлиники. Там работали врачи разных специализаций: терапевты, хирурги, офтальмологи и другие. В мусульманских больницах впервые появился младший медперсонал.
Все лечение осуществлялось за счет государства, и было доступно для всех, независимо от религиозной принадлежности. Бесплатными были также все медикаменты. Более того, когда пациент выписывался, ему выдавали 5 золотых динаров, чтобы он мог поддержать себя прежде, чем он сможет вернуться к работе.
Свидетелями такого невиданного доселе медобслуживания были и европейцы. Один из сопровождавших Наполеона во время его военной кампании в Египте лиц описал больницы, которые были построены за шесть веков до французского нашествия:
«В больницы приходили все больные без исключения, бедные и богатые. Им давали самых лучших врачей Востока и давали подарки. У них были места, в которых были напитки; аптеки, заполненные медикаментами и орудиями. А душевнобольные были в отдельной комнате, где их развлекали музыкой, различными историями, которые им рассказывал определенный рассказчик. Каждый пациент, который выписывался из больницы, получал пять золотых монет, чтобы сразу же не принуждать себя к тяжелой работе».
Французский востоковед Эмиль Присе Авен (Prisse d’Avennes) сказал, описывая те же больницы: «Залы, предназначенные для больных, были с подогревом или с большими вентиляторами, которые протягивались от одной части зала к другой. А полы были покрыты ветками хны или граната или же отростками ароматических деревьев».
О высоком качестве медицинских услуг и уровне развития медицины свидетельствуют также многочисленные открытия и изобретения мусульманских врачей.
Всемирно известный ученый Ибн Сина был первым, кто начал оценивать состояние пациента, опираясь на анализ мочи. Он же впервые применил анестезию. В качестве обезболивающего использовались опий, мандрагора и другие растения. Благодаря открытию анестетиков, в исламском мире стала развиваться хирургия. В X веке врач ар-Рази начал изготавливать хирургические нити из кишок животных, а аз-Захрави первым стал делать операции по удалению камней из почек, лечить варикоз и ставить зубные протезы, сделанные из коровьих костей. Сам ибн Сина также впервые в истории удалил раковую опухоль.
Мусульманские врачи изобрели более 200 хирургических инструментов, которые применяются по сей день. Самым известным из них является шприц, придуманный иракским хирургом Аммаром аль-Мафсили более 1000 лет назад. Он использовал полую иглу, стеклянную трубку и всасывающий механизм для забора крови.
Аз-Захрави впервые обязал врачей и медсестер носить хлопковую спецодежду на работе, так появились всем известные белые халаты.
Огромных успехов достигли мусульмане и в лечении глазных болезней. Ибн Хайзам (965-1039) подробно описал строение глаза и придумал увеличительное стекло, а Аммар ибн Али из Мосула провел первую операцию на глазу. Он научился удалять катаракту (само слово катаракта имеет арабское происхождение) изогнутой иглой. В Европе такие операции стали проводить лишь… в XIX веке!
Мусульманские ученые положили начало современной фармакологии. Халифат объединил огромные территории от Испании до границ Китая, жители которых имели разные традиции в области медицины. Когда врачам стали доступны лекарственные средства с разных концов страны, они начали исследовать их, сочетать друг с другом, создавая новые препараты. Первыми мусульманскими фармацевтами стали жители Багдада Юханна ибн Масавай (777-857) и его ученик Хунайн ибн Исхак аль-Ибади (809-874). Благодаря трудам мусульманских ученых в мировой научный обиход вошли такие слова, как: химия, шампунь, пилюля, сироп, эликсир, алкоголь, альдегид и другие.
Все аптеки находились под строгим государственным контролем. За продажу некачественных лекарств аптекарь подвергался телесному наказанию в соответствии с шариатом.
Мусульманские врачи стали родоначальниками психиатрии. В Х веке Наджабуддин Мухаммад после наблюдений за пациентами описал множество видов психических расстройств. Еще до этого стали открываться бесплатные психиатрческие больницы.
Мусульмане подняли на высочайший уровень медицинское образование, которое было бесплатным, доступным для мужчин и женщин. Первые медицинские университеты открылись в Багдаде и в персидском городе Джунди-Шапуре. Студенты обучались без отрыва от лечения пациентов, а выдающиеся врачи такие, как Ар-Рази, Ибн Сина и Ибн Зухр совмещали должность декана медуниверситета и заведующего больницы.
В 931 году халиф Муктадир ввел обязательное государственное лицензирование врачей. Это было сделано после того, как он узнал о смерти человека из-за врачебной ошибки. Всех медработников обязали пройти квалификационные экзамены, чтобы подтвердить свою профессиональную пригодность. А студенты стали сдавать экзамены по окончании университета и получать диплом государственного образца.
Надо отметить, что справедливая система здравоохранения и выдающиеся достижения в области медицины стали возможны лишь благодаря доктрине и системе законодательства ислама, которая воспитывала в людях ответственность, основанную на богобоязненности.
«О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (Коран, 10:57).
Правители старались придерживаться божественных законов в своей политике, сделав медицинское обслуживание бесплатным и доступным для всех, в полном соответствии со словами хадиса от пророка Мухаммеда (мир ему и благословение): «Имам — пастырь и он ответственен за свою паству».
А врачи изобретали новые лекарства и методы лечения, вдохновленные высказыванием Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Лечитесь, о рабы Аллаха, поистине Аллах не создал болезни, не создав от неё исцеления, за исключением старости и смерти» (Передал ат-Тирмизи и сказал Албани, что хадис сахих).
Мусульманские медики ухаживали за больными и проявляли сострадание к ним не ради денег, а ради довольства Всевышнего, беря в пример Руфайду – женщину из племени Аслам, которая при Пророке лечила раненных в битвах единоверцев. По приказу Мухаммеда (мир ему и благословение), её шатер был построен во дворе мечети, сделавшись таким образом первой общественной больницей.
1000 лет назад исламское государство был центром цивилизации и процветания, все мечтали жить и учиться там, сейчас же мусульманские страны стали центром отсталости и упадка. Чтобы вернуть себе былое величие у мусульман достаточно ресурсов, не хватает только богобоязненности и обращения к божественному руководству во всех сферах жизни.
Динара Джалилова
Источник: islam-penza.ru