29.05.2024

ПРАЗНИКИ И «ПРАЗДНИКИ» —  ОТМЕЧАТЬ ИЛИ НЕТ?

Праздник – день торжества, или ряд дней, отмечаемых людьми в память религиозного или другого события. В недалёких 90-х было принято праздновать все – и христианские и мусульманские торжественные события, и праздники других концессий и народов. Иногда даже доходило до смешного, когда, к примеру, отмечался День взятия Бастилии. Видимо, нужен был всего лишь повод. На эту тему мы побеседовали с Магди-хаджи Абидовым, имамом мечети имени шейха Мухаммада-Арифа (к.с.) г. Махачкалы, РД.

– В наше время происходит всё то же самое с точностью до наоборот. Всё больше и больше людей отказываются поздравлять и принимать поздравления, объясняя это тем, что это расходится с их религиозным убеждением, поскольку большинство торжеств не обходится без распития спиртного, непристойных танцев, излишеств в еде и тому подобного. Так что верующий человек не имеет права на праздник… И вообще, что значит праздник согласно Шариату?

– «Праздник» в переводе на арабский – «ид». А слово «ид» происходит от слова «ада» – «возвращаться». То есть, когда человек к чему-либо возвращается, говорят: «ада». Ещё в арабском языке есть слова «аида», «аваид» – «дары». Мусульмане получают дары от своего Господа, прощение грехов и так далее. Именно поэтому главные праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – наступают после больших богослужений: поста и хаджа. Нужно понимать, что с точки зрения Шариата праздник – это тот день, когда Аллах прощает человека, проявляет милость и одаривает от своих щедрот. Для чего создан человек? Для богослужения. И когда у него получается служить Создателю полноценно – это и есть праздник.

 

– Как известно, таких праздников у мусульман два. Они широко отмечаются, при этом праздничные богослужения, проводимые в мечетях, транслируются по телевиденью. Дети этим дням особенно рады, поскольку их щедро одаривают конфетами, а взрослых ждут накрытый стол, угощения и подарки. Но это лишь несколько дней в году, в котором их 365 и все они наполнены разными событиями, в том числе и радостными: дни рождения, свадьбы, рождение детей и памятные даты. И как быть: никак не отмечать эти дни или всё же можно это делать, не выходя за рамки Шариата?

 

– То, что принято называть отмечанием событий, или угощением людей, в Шариате бывает восьми видов.
В первую очередь это никях – свадьба. Когда молодые люди женятся, это радостное событие: люди поздравляют друг друга, угощают, делают дуа и так далее. Второе – хурс – рождение ребёнка. Опять же поздравления, угощение и радость на лицах людей. Третье – азара – обрезание (крайней плоти у детей). Четвёртое – вульда – окончание строительства дома, тяжёлое дело, по завершении которого люди радуются. Пятое – накъиа – возвращение из дальнего путешествия либо с заработков. Шестое – это когда режут акика (жертвоприношение) за ребёнка, собирают дома людей, угощают, восхваляют Всевышнего. Седьмое – васима – когда человек, попавший в беду (пожар, авария, и т. п.), сумел преодолеть трудности и по их завершении собирает людей, читает мавлид, благодарит Господа за данные ему силы справиться с трудностями. Восьмое – мадаба – человек просто без повода приглашает людей, чтобы пообщаться, ради возможности увидеть друг друга и так далее. Но относительно этих дней нет каких-либо определённых ритуалов и обрядов, и это не является обязанностью. А то, что касается праздников, предписанных умме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в которых есть определённые ритуалы и правила, это Ураза-байрам и Курбан-байрам.
– Все эти события имеют религиозную составляющую. А мы живём в так называемом светском государстве, в котором принято отмечать и другие даты. К примеру, Новый год или Первое мая, которые широко празднуются по всей стране, и под эти дни выделяется большое количество выходных дней. Не поздравлять и не принимать поздравления, сославшись на то, что это не религиозный праздник? Или в какой-то мере всё-таки можно порадовать своих близких?

 

– Дело в том, что мусульманин, в отличие от других, живя в государстве, где принято отмечать определённые даты, должен знать, для чего и ради чего проводится тот или иной праздник. Есть, к примеру, День любителей пива, то есть основа его греховна. Некоторые праздники обязаны своим появлениям популистским мерам некоторых правителей, которые, чтобы привлечь на свою сторону избирателей, выделяли день людям с определённой профессией, – к примеру, День каменщика или День работника торговли.

 

Или даты, введённые определёнными политическими лидерами, чтобы увековечить свое имя.
Возьмём Новый год, который Пётр Первый установил своим указом, и началом года начали считать 1 января. Надо отметить, что христианская церковь не поддержала его и по сей день: начало года у неё приходится на рождественские праздники, как было раньше, по Юлианскому календарю. Вообще сам обряд, введённый Петром Первым, берёт корни в языческих культах. В России он существовал ещё до принятия Христианства, и всем известный Дед Мороз не был таким уж добрым, а, наоборот, ходил и морозил непослушных детей. Ёлку, обвешенную подарками, подвешивали к потолку и подарки дарили Деду Морозу, чтобы задобрить его.

 

Говоря об этом празднике, необходимо помнить вырубленные леса, пьяные застолья, обожжённые руки от петард и хлопушек, отравления вследствие съеденного и выпитого.
Что касается 1-го Мая, второго по значимости и количеству выходных дней, то тут схожая ситуация: лесные пожары, опять же пищевые и алкогольные отравления, да и вообще в течение этих дней тратится и употребляется столько, что можно было бы накормить целую арию неимущих.

 

И этот праздник, как ни странно, имеет языческие корни. Неслучайно его называют Днём труда. Около трёх тысяч лет назад в древней Италии жители поклонялись богине Майе (покровительнице земли и плодородия). В её честь последний месяц и был назван маем. И в первый день этого месяца устраивались торжества. За несколько тысячелетий обычаи древней Италии распространились во многих странах, жители которых в первый день майя устраивали массовые гуляния и шествия. Правда, по мере распространения христианской религии в Европе церковь боролась с этой языческой традицией, которая была полностью ликвидирована в конце 18-го века. А уже в 19-м веке Первомай возродился уже в рабочем движении Коммунистической партии.

 

В наше время некоторые праздники забываются и им на смену приходят новые. Чтобы не ошибиться, мусульманам необходимо руководствоваться следующим: если возникновение праздника с точки зрения Шариата является греховным, то участвовать в нём однозначно нельзя. Вот и всё!

 


– А как понять, соответствует Шариату праздник или нет? 23 Февраля и 8 Марта люди поздравляют друг друга. Женщинам дарят цветы, стараются сделать им приятное и хотя бы в этот день освободить их от работы по дому. Мужчинам дарят галстуки или что-то другое, особенно внимательны к тем, кто проходил воинскую службу. Вроде бы нет ничего, что бы выводило их за рамки Шариата. Что плохого в том, чтобы сделать друг другу приятное? А молодые люди возьмут пример со старших и в свою очередь порадуют друг друга.

 

– 23 Февраля или 8 Марта во времена коммунистов использовались в школах для того, чтобы стереть ту преграду совести, которая была в мужчине перед женщиной или в мальчиках перед девочками. Чтобы появилась смелость, а что немаловажно – причина, сделать навстречу друг к другу первые шаги. В том, что бесценное целомудрие на сегодняшний день в некоторых регионах потеряло свою значимость, виной эти праздники. Почему? Да потому, что 23 февраля девочки дарят подарки мальчикам. Первый шаг к ошибке в Раю сделала женщина, а вслед за ней последовал мужчина. И здесь такая же ситуация: сначала что-то дарят мальчикам, и они уже вынуждены сделать ответный знак внимания и так далее, потому что на этом никто не останавливается. Всегда трудно сделать первый шаг.

 

 

Трудно решиться на первый стакан вина, первую сигарету. А после первого шага за ним, как правило, следует второй, третий, десятый, сотый и так далее. То же самое можно сказать о Дне Валентина. Какая шумиха сопровождает его и по телевидению и в газетах! И создаётся впечатление, что это достойный, хороший праздник. И именно в этот день молодые люди делают то, что целый год не осмеливались сделать, не смогли перешагнуть через определённые запретительные нормы; а в этот день, подарив «валентинку», решаются на этот шаг. И когда делается первый шаг в сторону греха, сатана не оставит человека, заставит делать всё новые и новые шаги. А если мусульманин соглашается с этим, то минимум, что его ждёт, можно определить по хадису Пророка (мир ему и благословение): «Человек, который помог плохому даже полусловом, частью слова, – соучастник в этом». То есть человек, который сам не отмечает эти праздники, но бывает на них, поздравляет или принимает поздравления, становится соучастником в плохом деле.

 

– Но ведь не все праздники побуждают к плохому. К примеру – 9 Мая, день, когда была подписана капитуляция фашистской Германией. Сегодня, когда откровенно фашистские организации набирают силу, необходимо знать историю Второй мировой, чтобы молодые люди понимали, к чему приводят псевдопатриотические и националистические лозунги и призывы. Думается, что этот День Победы как нельзя лучше подходит для того, чтобы его праздновать, и не только на государственном уровне.

 

– Это день, когда человек освободился от беды, от горя, это – васима, мы об этом говорили ранее. К примеру, когда Пророк (мир ему и благословение) в день Ашура увидел иудеев, жителей Медины, постящимися, он задал им вопрос: «Почему вы держите пост?», они ответили: «Это день, когда Господь освободил нашего Пророка Моисея и народ Иудеи от насилия Фараона». Тогда Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Мы достойны этого праздника, поскольку он и наш Пророк». После этого и сам Мухаммад (мир ему и благословение) и его последователи стали поститься в этот день.

 

Точно так же, когда от человечества ушло какое-то горе, люди спаслись от беды, это является праздником для мусульман. Поэтому 9 Мая можно праздновать – естественно, в рамках Шариата. Были фронтовики, да и сейчас, наверное, есть такие, которые делают мавлид именно 9 Мая каждый год. Читают дуа погибшим мусульманам при защите Родины, встречаются с теми, кто остался жив, раздают подарки и садака неимущим. В мечетях такие мероприятия делают ежегодно. Имамы рассказывают прихожанам об ужасах той войны, чтобы молодое поколение знало, от какой беды их защитили деды и прадеды.
– В России традиционно проживают представители разных концессий и народов. Как же мусульманину относиться к их праздникам? Можно ли поздравлять их, праздновать с ними, посещая торжественные церемонии? И вообще, как вести себя в обществе, в котором проживают приверженцы других верований, которые по отношению к мусульманам ведут себя терпимо, чтобы не ущемить их интересы и проявить толерантность?

 

– Если это праздник, к примеру, дня рождения Пророка Исы (Иисуса), мы можем поздравить и принимать поздравления. В этом нет никакого запрета, наоборот, это является хорошим отношением к представителям других конфессий, которые мирно сосуществуют на одной земле с мусульманами. Но мы не пойдём с поздравлениями, когда они сидят за столом и выпивают, мы поздравим их в более подходящей для нас обстановке.

 

А если говорить, к примеру, о празднике Навруз-байрам, – это день, когда правитель Намруз развёл костёр и хотел сжечь Пророка Ибрахима. Как можно кого-то поздравить с днём, в который хотели сжечь пророка? Люди разжигают костёр, начинают прыгать через него, не понимая толком, что они делают, подвергая свою жизнь опасности. Сколько было случаев, когда после этого люди с ожогами попадали в больницы! Руководствуясь адатом, не зная причины этого праздника, люди могут выйти из религии. Просто не надо слепо следовать чему-либо, надо хорошенько подумать, посоветоваться со знающими людьми.

 

За одну беседу невозможно рассказать обо всех праздниках. Даже если получится, завтра может появиться новый торжественный день… Человек сам должен уметь понять, что хорошо, а что плохо.

 

 

Наше интервью было задумано с целью рассказать вам, уважаемые братья и сёстры, о том, как вести себя мусульманину в праздники. На примере основных и широко известных дат мы попытались раскрыть суть вопроса. Если же мы что-то упустили, то аят священного Корана гласит: «Спрашивайте у знающих, если вы не знаете». И да поможет нам всем Аллах!

В основу статьи
легла работа А. Дибировой,
доцента кафедры истории России, ДГПИ.
Составил интервью Хамид Карагишиев
Источник: assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *