07.10.2024

ОПЬЯНЕНИЯ СМЕРТЬЮ

 Следует знать, что даже если впереди у несчастного раба нет никаких других страхов, печалей, беспокойств, тревог и мук, кроме предсмертной агонии или опьянения смертью, называемого «Сакарат Маут», то одного лишь ужаса, испытываемого им во время предсмертной агонии, хватит с лихвой, чтобы отравить жизнь человеку. Для того чтобы счастье и благоденствие покинули его, достаточно этой суровой реальности. Для того чтобы избавиться от забывчивости и неведения, человеку хватит одного лишь страха и ужаса смерти. Поэтому он должен глубоко размышлять об этом. Его самым уместным действием будет начало великого приготовления.

Например, один из авторитетных учёных говорил: «Тебе не дано знать – когда придут к тебе тоска и томление, которые в этот миг настигли какого-то другого человека».

Лукман (алейхиссалям) также наставлял своего сына, говоря ему так:

«Сынок! Это — распоряжение, предписание, и тебе не дано знать, когда, в какое время и в какой день оно придёт и встретится с тобой. Ты совершай необходимые приготовления для него прежде, чем оно без предупреждения придёт к твоей двери».

Положению человека следует поразиться. Подумайте: если кто-то знает о том, что в то время, пока он будет находиться на встрече друзей, весело и приятно проводить время, войдёт строгий полицейский и перед всеми людьми отколотит его палкой, то разве этот весёлый праздник не обернется для него горькой отравой? У этого человека изменится настроение и пропадёт весь интерес и вся охота веселиться. Тогда почему бы человеку не подумать о том, что Ангел смерти почти при каждом его вздохе в любой момент может войти и забрать его душу? Почему же он всё ещё пребывает в неведении об этом? Поистине, это означает только одно: невежество и его ошибочная вера в мирское; его самообман. Истиной является и то, что о суровой реальности момента смерти, о предсмертной агонии могут знать только те, кто вкусил и испытал эту боль. Те, кто не познал и не испытал агонии, конечно же, не смогут рассказать о ней и передать достоверно, что это значит.

Какой-то человек, рассказывая о состоянии умирающего, постарается рассказать то, что он сумел воспринять, оперируя некоторым набором сравнений и аналогий. И, рассказывая об этом, он начинает с описания мук человека в момент агонии, как тот корчится и извивается, покрываясь холодным потом. Наблюдая это, рассказчик пытается объяснить весь ужас и страх этого момента. Если пояснить это путём сравнения или аналогии, то безжизненность какого-либо органа становится ясной потому, что он перестаёт чувствовать боль и муку. Ибо настоящую боль и муку испытывает душа. Если какой-нибудь орган человека будет травмирован или обожжен, то боль будет чувствовать душа и передаст в мозг. А тело испытывает боль и беспокойство в той мере, в какой эта боль передается мозгу или же душе. Таким образом, боль начинает обнаруживаться в различных участках тела человека, в его сосудах и разных органах. Так вот, на душу воздействует лишь часть боли.

А между тем, мука, испытываемая человеком при прямом воздействии на душу какого-либо события, заставляет его почувствовать боль, несравнимую с физической болью, ощущаемой по причине возникновения раны на теле. Подумайте о боли душевной, она напрямую воздействует на душу, ибо у неё нет никакой связи с другими органами. Она проникает непосредственно в мозг. Боль, в такой степени проникающую в мозг или душу, невозможно охарактеризовать. Трудно даже вести речь о ней. Представьте себе приступ резкой боли, которая ввела человека в коматозное состояние или ввергла в шок, поскольку она воздействовала прямо на его душу. Такой шок охватывает не только часть органов человека, а все части его тела.

Испытываемые муки и боль возрастают в той мере, в какой дух распространяется на какие-либо участки тела, в какой форме функции мозга охватывают всё тело человека. Настолько, что боль, не оставляя ни одной точки в теле, проникает в самые его глубины. Если в тело человека вонзается заноза или иголка, то подвергается воздействию лишь тот участок, куда она вонзилась, а человек испытывает беспокойство в той степени, в какой это оказало воздействие на его душу. Однако если на теле человека появится ожог, то боль от него не будет похожа на боль от занозы. Боль от ожога проявится гораздо сильнее и доставит человеку гораздо больше страданий и беспокойства. Ибо ожог оказывает воздействие почти на всё тело человека, какой бы степени он ни был: поверхностный, средней или сильной тяжести.

Иначе говоря, каким бы ни был ожог, он оказывает воздействие на всю поверхность тела, даже на участки, которые не поражены, и приводит человека в такое состояние, когда тот испытывает сильнейшие муки. Эти ожоговые боли охватывают всё тело человека, все участки, где только есть жизнь или душа, ощущаясь в каждой частичке его плоти.

Что же касается случаев повреждения железом или гвоздём, то они обнаруживаются только в поражённом месте, но не на других участках тела. Мучение, испытываемое по этой причине мозгом и душой, неравноценно страданию от ожога. Боли, страдания и муки, испытываемые в коматозном или шоковом состоянии, оказывают обширное воздействие на душу и тело, потому что они охватывают всё тело и распространяются по всем органам. Если кто-то находится в состоянии агонии, значит, её воздействие охватывает все органы тела и все сосуды мозга. Особая, отдельная боль ощущается в корне каждой волосинки и в каждой части тела. Поэтому человек, пребывая в агонии, весь сотрясается в судорогах, начиная с головы и заканчивая кончиками пальцев. Не спрашивай о состоянии человека в таком состоянии, о его трудностях, тоске и мучении. Ибо описать их словами невозможно.

Об этом сказано так:

«Агония ужаснее и сильнее, чем удар меча!» Она страшнее, чем быть распиленным пилой и быть изрезанным ножницами. Ибо в момент, когда тело разрубает меч, душа ощущает боль по причине связи, существующей между душой и телом. Однако если воздействию или удару подвергнуты сам мозг и сама душа, то разве можно объяснить, описать и дать определение испытываемой боли?

В подобной ситуации получивший удар человек, если у него осталась сила, издаст из самой глубины своего сердца, насколько хватит у него голоса, истошный крик, желая сообщить о своём страдании. Ибо сердце его обливается кровью, глубоко страдает. Безмолвие человека, находящегося при смерти, его почти беззвучные крики, в сущности, происходят оттого, что испытываемые им боль, страдания и тоска достигли последней степени, и у него уже не осталось никаких сил. Эта боль обожгла всё его сердце, достигла каждой точки его тела. Поэтому ослабила силу каждой этой точки и уничтожила её. После этого каждый орган его уже лишился силы и энергии. Она не оставила в нём силы для того, чтобы кричать, жаловаться, звать на помощь.

Что же касается разума, то он от ужаса смерти впадает в забытьё, отключается. Язык же пришёл в состояние, когда он не может говорить, стал немым, безмолвным и неподвижным. В органах не осталось сил. Человек, находящийся в агонии, хочет отдохнуть от нее через стоны или призывания на помощь, но у него не хватает для этого сил, именно для этого и не осталось сил. Если в нём и осталось немного жизненных сил и энергии, то они в тот момент, когда душа отделится от тела, проявятся в виде лёгкого хрипа. Раздастся сдавленный хрип. Теперь из горла человека не будет исходить ничего, кроме звука полоскания горла или хрипа. Цвет кожных покровов человека изменится, а во рту начнёт накапливаться пена. Его тело приобретет оттенок земли, из которой он был создан, то есть лицо его становится землистым, потому что кровь отхлынула из его жил. Теперь муки смерти, охватившие внутренние органы человека, отразились и внешне. Глаза его готовы выкатиться наружу, губы отвисают, язык втягивается вовнутрь, кончики пальцев синеют.

Каким бывает состояние человека, у которого вытянуты все жилы? Никто не знает. Если даже одна единственная жила будет вытянута из тела человека, то невозможно будет вынести этой боли. А ведь во время агонии вытягивается сама душа. Она испытывает боль, горечь и тоску. И к тому же она вытягивается не из одной-единственной жилы, а из всех жил. После того, как это свершится, каждый орган постепенно начинает умирать. Остывание начинается с ног. Затем переходит на бёдра. После главной агонии есть агония каждого из органов. Начинаются их мучения и боль. Этот процесс длится до тех пор, пока мучения и страдания не дойдут до точки. Начиная с этой точки, человек прерывает все связи с земным миром. После этого для него уже закрыта дверь покаяния. Теперь чувства сожаления, стыда и тоски захватили его полностью. Но уже поздно.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал так:

«До тех пор, пока душа не подступит к горлу, покаяния раба принимаются».

Имам Муджахид (рахматуллахи алейхи), комментируя аят «…но нет прощения тем, кто совершает прегрешения [всю жизнь], и лишь тогда, когда к нему приходит смерть, говорит: «Воистину, я раскаиваюсь теперь» («ан-Ниса» 4/18), говорил так: «То есть в то время, когда ясно и чётко покажется и будет виден Ангел смерти».

Вот почему Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался к Аллаху:

 «Мой Аллах! Облегчи муки смерти во время предсмертной агонии Мухаммада!»

А люди не обращаются к помощи Аллаха от этого, так как недооценивают смерть и предсмертную агонию. Это происходит, поистине, из-за их невежества. Ибо до того как она наступит, можно познать ее посредством света знаний пророков и праведников. Следовательно, в вопросах, связанных со смертью, они являются истинными источниками знаний. Поэтому пророки и аулия испытывают великий страх перед смертью. Они живут в постоянном беспокойстве за свой последний вздох.

Пророк Иса (алейхиссалям) в связи с этим сказал: «О апостолы! Помолитесь Аллаху, чтобы Он облегчил муки смерти своему рабу. Ибо я так боялся смерти, что страх мой ввергал меня из одной смерти в другую».

Рассказывают, как несколько человек из сынов Израилевых заглянули на кладбище. Сказали они друг другу так: «Вознесите-ка молитву Аллаху, чтобы Он вывел кого-нибудь из этих могил, и чтобы мы спросили у него о кое-каких вещах». Они помолились Аллаху. И вдруг увидели человека, лежащего ниц в земном поклоне (сажда) прямо перед ними. Этот человек, вышедший из могилы, спросил: «Что вам нужно от меня? Прошло пятьдесят лет с тех пор, как я познал смерть. Однако я до сих пор не смог выбросить из сердца горечь и боль смерти!»

Благочестивая Айша (радыйаллаху анха), мать правоверных, говорила так: «После того, как я увидела смертные муки, которые испытал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), я не надеюсь отныне, что душа кого-нибудь легко покинет тело!»

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал ду’а так:

«Мой Аллах! Помоги мне в миг смерти и облегчи её для меня». Передано от Хасана, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о муках смерти: «Мука, доставляемая смертью, подобна тому, как быть триста раз раненым ударом меча».

Когда Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о смерти и силе смерти, он ответил так: «Смерть, что происходит легко, подобна просто репейнику, застрявшему в шерсти. Так же, как невозможно отделить репейник от шерсти без того, чтобы не вырвать какое-то количество шерсти вместе с репейником, вот точно такова и смерть».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) навестил как-то одного больного и потом сказал:

«Я не знаю, с каким событием встретился он лицом к лицу сейчас. Нет у него ни единой жилы, которая не испытывала бы боли из-за тяжести смерти. Муки смерти охватили его всего».

Благородный Али, призывая людей к битве, говорил так:

«Если вас не убьют на войне, то, в конце концов, вы умрёте. Клянусь Аллахом, в Чьей власти находится моя жизнь, мне легче умереть от ударов тысячи мечей, чем умирать на смертном одре».

А имам Авзаи (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Я слышал, что человек, умерший от боли, не забывает мук смерти до того дня, пока его не воскресят».

Шаддад бин Авс говорил так: «Смерть является самой великой опасностью и страхом для му`мина как в земном, так и в потустороннем мире. Ибо это запредельный ужас и страх, который страшнее, чем страх быть убитым, будучи распиленным пилой, искромсанным ножницами или сваренным заживо в котле. Если бы кто-либо из покойников ожил и поведал людям, живущим на земле, об ужасе смерти, то тогда они не смогли бы вкусить радость жизни и не смогли бы спать спокойным сном».

Зайд бин Аслам рассказывал о том, что он слышал от отца: «Если у му`мина осталась одна из степеней, которую ему необходимо было достичь, и если он не смог достичь её при помощи своих деяний, то он непременно добьётся степени, которую заслужил, через испытания большими муками, и, таким образом, смерть его будет протекать тяжелее.

Если у неверующего (кяфира) на земле осталось благое дело, которое он сделал, то смерть этого кяфира пройдёт менее мучительно, чтобы он мог получить вознаграждение за благодеяние, которое совершил на земле, и чтобы в итоге он отправился бы на своё место – в пламя ада».

Один человек всё время задавал больным людям вопрос: «Что вы чувствуете?» Однажды, когда он заболел сам, ему задали тот же вопрос. Он ответил: «Словно небеса обрушились на землю. Вот так я вижу. Мне кажется, что моя душа вылетит сквозь игольное ушко».

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил так:

«Неожиданно пришедшая смерть для му`мина – это покой, а для дурного и грешного человека – это источник печали».

От Макхуля передано, что благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если бы единственная волосинка из волос покойника опустилась на обитателей небес и земли, то все они погибли бы от её горя и боли».

Ибо в каждой волосинке есть смерть. Когда смерть нападает на что-то, проявив к нему интерес, то она, непременно, становится причиной его гибели.

Передано, что если хотя бы каплю мук и страданий смерти попала бы на поверхность гор, то все горы на земле исчезли бы, растворившись.

Согласно преданию, когда пророк Ибрахим умер, Всевышний Аллах, хотя и знал ответ, спросил у него:

«О Халиль мой! Как ты почувствовал смерть?»

Благородный Ибрахим ответил:

«Я почувствовал смерть, как будто колючую ветку погружают в шерсть. Я перенёс её так, будто тернистую ветвь погружают глубоко в мокрую шерсть, а потом с силой вытягивают вместе с шерстью». Всевышний Аллах сказал ему: «А ведь между тем, Мы её для тебя в достаточной степени облегчили».

Согласно преданию, после того как пророк Муса отдал душу Господу, Господь сказал ему так:

«О Муса! Как ты почувствовал свою смерть?» Муса (алейхиссалям) ответил: «Я почувствовал её так, словно моя душа, подобно воробью, живьём поджаривалась на раскалённом листе железа. Но ведь она не умирает, чтобы муки её прекратились, ведь не может она взлететь, чтобы освободиться!»

И ещё передано, что пророк Муса сказал: «Я ощущаю свою душу, как овца в руках мясника, который живьём сдирает с неё шкуру».

Передано, что когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) умирал, рядом с ним стояла чаша с водой. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) опускал руку в воду, а затем проводил по лицу, чтобы смочить его. В то же время он обращался к Аллаху с ду’а:

«Мой Аллах! Облегчи ярость смерти для меня!» Благочестивая Фатыма (радыйаллаху анха), увидев муки, испытываемые Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказала: «Ах! Несчастье мне! Ах, мой папочка! Что это за муки!» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), видя страдания Фатымы (радыйаллаху анха), отвечал: «Доченька! Теперь после сегодняшнего дня ты не будешь переживать из-за страданий своего отца!»

Благородный Умар (радыйаллаху анху) говорил Кабу аль-Ахбару: «О Каб! Нельзя ли, чтобы ты рассказал нам немного о смерти?». И тот начал разговор о смерти, начав свой рассказ так: «Хорошо, о амир му`минов! Смерть похожа на ветвь с множеством шипов. Ветвь та вонзается в нутро человека и выходит наружу, зацепившись каждым своим шипом за какую-нибудь жилу. Однако когда эта ветвь выходит наружу, она выходит так резко, что вытягивает из человека все, что должна забрать. А то, что осталось, остаётся».

Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал:

«По сути, раб божий напрягает все силы из-за агонии и мук, всё время причиняемых смертью. Однако все суставы человека с тоской, причиняемой разлукой, приветствуют друг друга и говорят: «Приветствие тебе и поклон! Теперь мы расстаёмся друг с другом до самого Судного дня».

Такой вид смерти предназначен для друзей Аллаха и праведников. Если их состояние таково, то каким же будет наше положение? Ибо мы умираем, будучи непокорными, упрямыми, ропща и бунтуя.

Вместе с муками агонии существует ещё целый ряд страхов и опасностей. Две из них, как уже говорилось, – это тяжёлое коматозное состояние и состояние шока, в котором умирающий видит образ Ангела смерти. При виде его все страхи атакуют сердце человека. Даже самые сильные люди не могут вынести образа, который принимает Азраиль (алейхиссалям), забирая душу какого-нибудь грешного человека.

По преданию от пророка Ибрахима (алейхиссалям), он спросил у Ангела смерти: «Не мог бы ты показать мне тот свой лик, который ты принимаешь, забирая души плохих людей?». Азраиль (алейхиссалям) ответил ему так: «Нет, ты не сможешь вынести это». Однако пророк Ибрахим (алейхиссалям) настаивал: «Нет, я смогу это вынести!» На это ангел сказал ему так: «Если так, то отвернись!»

Он повернул лицо в другую сторону. Потом обернулся и увидел, что перед ним стоит чёрный-чёрный человек со стоящими дыбом волосами, распространяющий вокруг очень скверный запах, в чёрных одеждах, – существо, изо рта и ноздрей которого извергаются пламя и дым! Перед этим зрелищем пророк Ибрахим (алейхиссалям) упал без чувств и остался лежать на том месте, где упал. Когда он пришёл в себя, ангел принял свой первоначальн облик. В связи с этим пророк Ибрахим (алейхиссалям) сказал Ангелу смерти: «Если дурной человек увидит твой облик, который ты показал мне, то ему, даже не имея никаких других страданий и болезней, в качестве муки будет довольно этого».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал:

«Пророк Дауд (алейхиссалям) был довольно ревнивым человеком. Уходя из дома, он запирал все двери на ключ, чтобы никто не мог войти внутрь. Как обычно, заперев двери на ключ, он однажды ушёл из дома. В это время его супруга, обходя дом, кого-то заметила. Там стоял какой-то человек. Жена пророка Дауда сказала: «Кто позволил этому человеку войти в дом? Если Дауд придёт, то этот человек обязательно пострадает от него». В тот самый момент вдруг появился пророк Дауд и увидел в доме того человека. Обращаясь к нему, он сказал: «Кто ты?» И тот ответил: «Я – создание, не боящееся королей, и перед которым нет никаких преград». Когда он произнёс эти слова, пророк Дауд сказал: «Клянусь Аллахом, в таком случае ты никто иной, как Ангел смерти». И пророк Дауд застыл на месте».

По преданию, однажды пророк Иса (алейхиссалям) проходил мимо черепа. Отбросив ногой череп и обращаясь к нему, он сказал: «С позволения Аллаха, говори!» И череп, заговорив, сказал: «О дух Аллаха! Я – король такого-то периода. Однажды я в своей стране с короной на голове сидел, удобно расположившись на своём троне. В моём окружении были мои войска, мои люди. Я гордился своим дворцом и своим государством, надеясь на его опору. Вдруг передо мной предстал какой-то ангел. В этот момент все мои члены лишились силы. Я совершенно обессилел. А потом и дух мой отправился к нему. Как жаль, что дружба и близость уступили место нынешней пустоте, страху и одиночеству. Как жаль, что вместо содружества тех дней сейчас присутствует разлука. Именно такой горький конец – это итог, с которым встретятся непокорные и уверенные в том, что их не ждёт подобный конец».

Пророки рассказали лишь о состоянии комы и шока в момент смерти. Они не говорили о жутком, пугающем моменте лицезрения Ангела смерти и его облике. Если человек увидел бы во сне этот страшный облик Ангела смерти, который невозможно вынести, то его оставшаяся жизнь пришла бы в полнейший беспорядок. Интересно, а насколько хватило бы у него выдержки, если бы он увидел его так, как будто тот стоит прямо против него?

Перед теми, кто покорен и послушен, Ангел смерти предстаёт в самом своём прекрасном виде и облике. Икрима передает от Абдуллаха бин Аббаса (радыйаллаху анхума): «Пророк Ибрахим был ревнивым человеком. У него был дом, где он совершал поклонения. Уходя из дома, он запирал двери на ключ. Когда однажды он вернулся в свой дом, то увидел, что посреди дома стоит некий человек. Он тут же спросил: «Кто впустил тебя в дом?». А человек ответил: «Меня сюда впустил его хозяин». Пророк Ибрахим сказал: «Хозяином этого дома являюсь я». На это человек ответил: «Сюда меня впустил Тот, кто является и твоим, и моим Господином. Ибо больше, чем ты и я, хозяином этого дома является Он». После такого ответа пророк Ибрахим (алейхиссалям) спросил у него: «В таком случае, каким ангелом ты являешься?». А он и говорит: «Я – Ангел смерти». Пророк Ибрахим (алейхиссалям) сказал: «Если это так, то можешь ли ты показать своё состояние и облик в момент, когда забираешь душу му`мина?». А ангел отвечает ему: «Да. Только отвернись». Пророк Ибрахим (алейхиссалям) отвернулся, затем, повернувшись, увидел перед собой юношу. Когда пророк Ибрахим (алейхиссалям) увидел красоту ангела, красоту его лица, элегантность и изящество его одежд, ощутил его чудесный запах, он обратился к нему: «О Ангел смерти! Даже если в момент предсмертной агонии му`мин не встретится больше ни с чем, ему будет достаточно этой твоей красоты!»

Вухайб говорил: «Передано, что к тому, кто находится при смерти, являются два ангела, записывающие его деяния. Если человек при жизни был послушным, покорным, то эти ангелы говорят ему так: «Да вознаградит тебя благополучием, счастьем и воздаянием Аллах! Сколько раз ты приводил и усаживал нас на правильных, порядочных собраниях, сколько праведных деяний совершил ты в нашем присутствии!» Если человек был грешным и дурным, то два ангела обратятся к нему с такими словами: «Пусть Аллах не даст тебе добра и пользы! Сколько раз ты усаживал нас на скверных собраниях, сколько раз заставлял присутствовать нас при совершении дел, не являющихся праведными, сколько мерзких слов заставил ты нас выслушать. Да не окажет тебе Аллах добра!»

Речь идет о том моменте, когда человек, находящийся при смерти, устремляет свой взор на этих двух ангелов. После этого глаза его уже не откроются в этом мире. Третья беда заключается в том, что непокорные в момент предсмертной агонии видят свое место в аду. В этом и причина страхов, испытываемых ими, прежде чем они увидят это. Когда они находятся в состоянии опьянения смертью (агонии), у них уже не остаётся никаких сил. Они сдаются, чтобы отдать свои души. Однако они не умрут до тех пор, пока не услышат зов Ангела смерти, пока их души не будут взяты, и они не испустят дух. Вместе с зовом ангела приходят два известия. Это чёрное известие: «О враг Аллаха, я сообщаю тебе весть о том, что ты станешь обитателем ада!» или другое известие: «О любимый раб Аллаха! Я сообщаю тебе благую весть, что ты станешь обитателем рая!» Ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так:

«Никто из вас не покинет сей мир без того, чтобы ему не стало известно то место, куда он отправится, и без того, чтобы ему не было показано то место в раю или в аду, где он будет обитать».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так:

«С тем, кто желает встречи с Аллахом, и Аллах желает встретиться. В отношении того, кому не нравится встреча с Аллахом, Аллах также не испытывает удовольствия от того, чтобы взять его к Себе». В связи с этим, сахабы сказали: «Ведь никому из нас не нравится смерть!..» Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Это не та встреча и соединение в известном вам смысле. Когда му`мину будет показано место, куда он отправится, вот тогда ему захочется идти к Аллаху. А Аллах же испытает удовольствие от того, что забирает того раба к Себе».

Передано, что Хузайфа бин Йаман сказал Абдуллаху бин Масуду (радыйаллаху анхума): «Встань и посмотри, сколько сейчас времени!» Ибн Масуд встал, взглянул и, вернувшись, сказал: «Появилась красная звезда». Хузайфа в связи с этим сказал так: «Я ищу спасения у Аллаха от утра, которое унесёт меня в пламя ада».

Марван, придя к Абу Хурайре (радыйаллаху анху), сказал: «Мой Аллах! Уйми и ослабь его страдания». Абу Хурайра в ответ обратился к Аллаху со следующими словами: «Мой Аллах! Приумножь страдания Абу Хурайры». Потом Абу Хурайра начинает плакать и говорить: «Клянусь Аллахом, я не печалюсь оттого, что расстаюсь с миром. И я не беспокоюсь по поводу того, что ухожу от вас. Однако я жду от Господа моего два известия. Первое из них – это известие, сообщающее о благой вести моего помещения в раю, а второе – это известие об адском пламени. И я плачу из-за этого».

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Воистину, если Аллах остался доволен Своим рабом, Он говорит Ангелу смерти: «О Ангел смерти! Пойди к такому-то человеку и принеси Мне его душу, чтобы Я успокоил её и дал ей отдых. Мне достаточно совершённых им деяний. Я его испытал, обнаруживал всегда там, в тех местах, в которых желал его видеть». Ангел смерти тотчас спускается на землю вместе с пятьюстами ангелами. Те ангелы с букетами роз, цветами базилика и корнями шафрана являются каждый по отдельности, чтобы сообщить ему благую весть, кроме Ангела смерти. Кроме того, ангелы, построившись в два ряда, вместе с цветами, возвещающими о благой вести, ждут, когда отойдёт душа му`мина, находящегося в предсмертной агонии. Иблис смотрит на них, от этого он сильно терзается и, положив свою руку на голову, издаёт истошный вопль». Тут передатчик, продолжая свой рассказ, говорит, что проклятое войско Иблиса по поводу его вопля спрашивает у него: «Господин наш, что случилось с тобой?» И он отвечает своим воинам так: «Вы что, не видите эту церемонию, эти вознаграждения и воздаяния, оказываемые этому рабу? Где же вы были, если этот человек заслужил такой почёт и такое уважение?». А войско отвечает Иблису: «Мы проявили все возможные усердия и старания. Мы сделали всё, что в наших силах. Однако он со всех сторон защищался от нас и был под защитой».

Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) говорил так: «Для му`мина покой возможен только тогда, когда он встретится с Аллахом. Для того, кто достигнет спокойствия вместе со встречей с Аллахом, день его смерти станет днём его счастья, благополучия и радости, днём уважения, славы и надёжности».

Джабиру бин Зейду, находящемуся на смертном одре, задали такой вопрос: «Каково твоё желание? Просит ли чего-нибудь твоя душа?». Он отвечал: «Хотел бы я хоть разок увидеть Хасана Басри». Когда Хасан Басри пришёл, ему сказали: «Вот как раз сейчас пришёл Хасан Басри и стоит возле тебя». Тогда умирающий, подняв глаза прямо на него и посмотрев, сказал: «О братья! Я вот-вот расстанусь с вами. Клянусь Аллахом, это расставание приведёт меня или прямо в пламя ада, или же прямо к помилованию Аллаха – в рай».

Мухаммад бин Васи в момент смерти сказал так:

«Если я не удостоюсь помилования Аллаха и прощения моих грехов, то местом, куда я направлюсь, будет ад».

А некоторые даже желали следующего: «Ах, если бы мы не были воскрешены для того, чтобы быть привлечёнными к ответу». Страх последнего вздоха был для арифов страшным сном, кошмаром. Они всегда испытывали страх перед таким концом. Это – великое несчастье.

Имам Газали (рахматуллахи алейхи)
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий