КАК ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СОВЕРШАЛИ ХАДЖ
Хадж оказывает очищающее воздействие на души и сердца. Поистине, обряды хаджа включают в себя глубокий смысл поклонения и проявления смирения перед Господом миров. Мы знаем, какими чистыми сердцами и телами обладали наши богобоязненные предки, которые всегда выполняли свои обязанности пред Всевышним. Но, несмотря на это, они боялись, что их деяния не будут приняты.
Что же касается нас, кроме тех, над кем смилостивится Аллах , то нет в наших делах совершенства или богобоязненности, но, несмотря на это, мы спокойно и благодатно спим, как будто нам гарантирована высшая ступень Рая – Фирдаус!
Поистине, есть очень много религиозных книг, в которых рассказывается о том, как наши предшественники совершали паломничество. Мы также слышали много проповедей, побуждающих людей следовать их примеру и придерживаться их наставлений. Но в реальной жизни мы сильно от них отличаемся и даже не стремимся быть похожими на них!
Что же нам мешает быть такими же, как наши предшественники, дабы обрести счастье в обоих мирах, могущество и силу в этой жизни и благодать в последующей?
В ПУТИ И В ХАДЖЕ
Предшественники, да смилуется над ними Аллах , знали, как отдать должное своим спутникам. Они были прекрасными товарищами и делились в пути едой и питьем. Каждый из них хотел услужить своему брату и выполнить его работу, причем ему не мешали это сделать ни его положение в обществе, ни его принадлежность к знатному роду.
Муджахид сказал: «Я сопровождал Ибн Умара в путешествии, чтобы служить ему, но оказалось, что он прислуживал мне!»
Они расходовали свои средства в пользу своих товарищей, терпели обиды и подчинялись Аллаху по отношению к тем, кто ослушивался Его в отношении их.
Также пересказывается, что Бухайм Аль-Аджалит должен был поехать в хадж вместе с одним богатым торговцем. В день отъезда Бухайм заплакал так, что слезы катились по его груди. Затем он сказал: «Благодаря этому путешествию я вспомнил путешествие к Аллаху «, – и зарыдал еще сильнее. Это не понравилось его спутнику – торговцу. Он испугался, что постоянным плачем он отравит ему поездку. Но когда они вернулись из хаджа, к ним пришел человек, благодаря которому они стали спутниками. Сначала он поприветствовал торговца и спросил, как ему было с Бухаймом.
Торговец ответил: «Я не думал, что человек может обладать таким нравом, как у него. Ведь он расходовал на меня, богатого человека, свои деньги, несмотря на свою нужду в них! Он, человек преклонного возраста, прислуживал мне, молодому человеку! И, несмотря на то, что постится, он готовил мне пищу!»
Затем этот человек направился к Бухайму и, поприветствовав его, спросил:
«Ну, как твой спутник?» Бухайм ответил: «Хороший друг, много поминающий Аллаха , долго читающий Коран, быстро приходящий от этого в состояние плача, прощающий оплошность товарища. Да воздаст ему Аллах добром за его хорошее отношение ко мне».
Ибн Аль-Мубарак кормил в пути своих друзей самой лучшей едой, хотя сам постился. И если он хотел совершить хадж из своего родного города, он собирал своих сподвижников и спрашивал, кто из них хочет совершить Хадж. Он брал у них деньги на расходы и закрывал в сундук, щедро тратил на них свои деньги и кормил их лучшей едой, покупал им в Мекке то, что они пожелают. По возвращении на родину он готовил им еду. А потом, подозвав каждого из них к тому сундуку, возвращал им их деньги.
ОТНОШЕНИЕ К ИХРАМУ И АТ-ТАЛЬБИЕ («ЛЯББАЙКЯ»)
Наши предшественники старались до глубины души прочувствовать состояние ихрама.
Оно у них означало отход от всех земных желаний и низменных страстей, стремление душой и телом к Творцу небес и земли. Поэтому в состояние ихрама они входили с волнением и очень боялись мысли, что Аллах не примет их дела.
Анас бин Малик при вхождении в состояние ихрама не говорил о чем-либо из того, что связано с этим миром. И так продолжалось вплоть до выхода из этого состояния.
Али бин Аль-Хусейн, войдя в состояние ихрама, пожелтел и задрожал так, что не мог произнести слова Ат-тальбия. Его спросили: «Что с тобой?» Он ответил: «Я боюсь, что мне будет сказано: «Я не перед тобой, и нет тебе успеха!»
Когда Джафар Ас-Садик, совершая хадж, хотел произнести слова Ат-тальбия, цвет лица его изменился. Его спросили: «Что с тобой, о, сын друга Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ?» Он ответил: «Я хочу произнести слова Ат-тальбия, но боюсь получить не тот ответ, которого я жду!
Шурайх при вхождении в состояние ихрама был похож на глухую змею, потому что он молчал, предавался созерцанию и преклонял голову перед Аллахом .
Многие паломники нашего времени не произносят слова Аттальбия, а большинство тех, которые произносят эти слова, произносят их про себя или негромко, а наши предшественники делали наоборот.
Абу Хазим сказал: «Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , когда входили в состояние ихрама, не обретали душевного спокойствия, пока голоса их не становились охрипшими». Они знали о том, что любит Аллах , и это благодаря высказыванию Пророка (мир ему и благословение Аллаха) : «Ко мне пришел Джабраил и повелел мне приказать своим сподвижникам и тем, кто будет со мной, громко произносить слова Ат-тальбия». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Лучший хадж – это громкое произнесение слов Ат-тальбия, и рекой текущая кровь жертвенных животных»
ПОКЛОНЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ХАДЖА
Имам Ибн Раджаб упомянул о том, что самым великим признаком благочестия в хадже считается выстаивание молитвы. Ведь тот, кто совершил хадж не выстаивая молитвы, особенно если его хадж был добровольным, похож на того, кто, стараясь заработать рубль, терял тысячи рублей. Предшественники старались прилежно выполнять добровольные молитвы. В пути Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выполнял дополнительные молитвы, а также молитвы-витр.
Амир бин Раби’а рассказывает о том, что он видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выполнял во время путешествия ночную дополнительную молитву верхом на своем животном в том направлении, в котором оно двигалось (Аль-Бухари, Муслим).
Ибн Умар сказал: «Посланник Аллаха выполнял дополнительную молитву верхом на своем животном в том направлении, в котором оно двигалось, а также молитву-витр. Однако он никогда не выполнял верхом на животном обязательную молитву» (Аль-Бухари, Муслим).
Мухаммад бин Вас’ ночью на пути в Мекку выполнял молитву, сидя в паланкине. А погонщику верблюдов было велено повысить голос, дабы не привлекать к нему внимания людей.
Во время хаджа Масрук, если и спал, то в положении земного поклона.
Аль-Мугира бин Хаким Ас-Сан’ани совершил хадж, идя пешком из Йемена. В его привычку входило еженощное прочтение трети Корана. Для этого он останавливался и начинал молитву, затем он догонял остальных по прошествии довольно длительного периода времени.
ОСТЕРЕГАНИЕ ОТ ПОКАЗУХИ И ХАНЖЕСТВА
Для успешного совершения паломничества каждый должен остерегаться от желания выполнить хадж ради показухи или славы, от высокомерия и гордыни во время этого пути. Хадж следует совершать только из стремления приблизиться к Аллаху , дабы снискать Его благосклонность. Во время этого путешествия человек должен проявлять скромность и богобоязненность.
Предшественники, да смилостивится над ними Аллах , сильно остерегались того, чтобы на их дела пала тень показушничества или самодовольства. Так как они знали, что Аллах может принять от них только выполненные искренне ради Него дела, и те из них, которые соответствуют сунне Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) .
Один человек сказал Ибн Умару: «Как много паломников!» Ибн Умар ответил: «Как же их все-таки мало!»
Умар бин Аль-Хаттаб однажды по пути в Мекку сказал: «Волосы ваши потрепаны, одежды ваши покрыты пылью, вы терпите большие расходы и многим жертвуете. И делаете это не ради какого-то мирского блага. Поэтому мы не знаем лучшего путешествия, чем хадж!» Один из праведников, когда увидел паломника, выходившего в путь, остановился и, заплакав, сказал: «О, какое бессилие!» Затем, тяжело задышав, выговорил: «Как несчастен тот, кто не может достигнуть этого Дома. Но какое же несчастье постигнет того, кто не сможет достичь Господа этого Дома?»
Судья Шурайх сказал: «Паломников мало, несмотря на то, что много приехавших. Как много тех, кто творит добро, но как мало тех, кто делает это искренне, ради Аллаха «.
Мутарриф и Бакр, сыновья Абдуллы бин Шуджайра, остановились в одном из мест на Арафате. Мутарриф сказал: «О, Аллах, не отвергай из-за меня тех, кто остановился в этом месте!» А Бакр добавил: «Какое почетное это место, и какие большие надежды у тех, кто стоит здесь, если бы не было меня среди них!»
Аль-Фузейль во время хаджа сказал Шу’айбу бин Харбу: «Если ты думаешь, что в этом месте есть кто-то хуже нас с тобой, то ты ошибаешься!»
Вместе с тем надежда не покидала их.
Ибн Аль-Мубарак рассказал следующее: «Я пришел к Суфьяну Ас-Саври вечером и на Арафате застал его на коленях, он был весь в слезах. Когда он повернулся ко мне, я ему сказал: «У кого из собравшихся здесь наихудшее положение?» Он ответил: «У того, кто думает, что Аллах не простит ему!»
А также пересказывается, что Аль-Фузейль, посмотрев на рыдающих вечером на Арафате людей, сказал:
«Как вы считаете, если бы они направились к кому-то и попросили его дать им один данник (монета в 1/6 дирхема), он отверг бы их?» Они сказали: «Нет!» Тогда он, продолжая, сказал: «Клянусь, Аллаху дать нам прощение намного легче, чем тому человеку расстаться с одним данником! Я взываю к Аллаху , моля простить меня. И я знаю, что Он прощает и милует».
ПРИ ТАВАФЕ
Абдаль-Муджид бин Аби Раввад сказал: «Они обходили Дом смиренно, поминая Всевышнего Аллаха, как будто на их головах сидели птицы. Каждый, кто видел их, понимал, что эти люди находятся в состоянии поклонения и выполнения обрядов».
Одним из видов поклонения, необходимых во время тавафа, является притупление взора ввиду наличия наряду с мужчинами женщин.
Ибну Аль-Джаузи сказал: «И знайте, что обязательно нужно притуплять взор, если увидишь что-то запретное.
Ведь сколько раз это спасало от проблем, особенно в состоянии ихрама, когда женщины открывают свои лица. И тому, кто боится Аллаха , следует сдержать себя в подобных случаях, помня цель этого мероприятия, ведь сколько испортилось людей из числа тех, кто часто смотрит по сторонам!»
Что же касается женщин, то они не должны толкаться во время тавафа в гуще мужчин, им следует выбирать время, в которое уменьшается толчея возле Дома. Так и поступала мать правоверных Аиша , совершая таваф в стороне, одна, вдалеке от мужчин. И если была толчея, она не целовала Черный камень и не прикасалась к нему, а также к Йеменскому углу.
И когда служанка ее сказала: «О, мать правоверных, я обошла семь раз Каабу и прикоснулась к углу два или три раза». Аиша сказала: «Да не наградит тебя Аллах! Да не наградит тебя Аллах! Ты толкалась с мужчинами?! Разве ты не могла просто пройти, сказав слова «Аллаху Акбар! (Аллах Велик!)?».