07.10.2024

СКОРО ХАДЖ. В ЧЕМ ЕГО СМЫСЛ?

Приближается сезон хаджа — паломничества к священным местам Мекки, единственного обязательного обряда Ислама, который совершается в строго определенной время и только на территории Мекки.

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь», — говорится в кораническом аяте.

Но в чем смысл паломничества и его многочисленных обрядов?  Единственно правильного ответа не существует. Просто так заповедано Всевышним, и все. Обряды хаджа – это таинство. Если точно выполнить все предписания, сохраняя смирение и покорность перед Всевышним, наградой будет очищение души от грехов.

«Тот, кто совершил хадж, и во время хаджа не говорил скверных слов и не совершал дурных дел, возвращается домой свободным от всех грехов, чистым, как в день, когда его родила мать»,  — сказал Пророк (мир ему). Передано Бухари и Муслимом.

В прошлом году, когда в Доме Фетвы Египта еще существовал отдел русских переводов, нам с коллегой довелось перевести книгу, выпущенную египетскими учеными-правоведами к сезону хаджа. Идея была в том, чтобы сделать путеводитель для паломников, подробно описав обряды хаджа и умры. Работая над переводом, я открыла для себя много нового. Упростив строгий и академичный язык оригинала, представляю вашему вниманию наиболее интересные фрагменты книги:

 

Почему верующим предписывается посещать Запретный Дом (Каабу)?


Этот Дом – место особого внимания Аллаха. Одна совершенная в нем одна молитва равняется ста тысячам молитв, именно это место является наиболее желательным для вознесения мольбы-ду’а. Согласно словам Пророка (мир ему), даже лицезрение этого Дома является поклонением. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) поднимался на два склона Сафа и Марва до того уровня, пока он не увидит  Каабу, и когда видел ее – возносил хвалу Всевышнему и делал ду’а.

 

От аль-Хасана аль-Басри, великого ученого, получавшего знания у сподвижников, передается: «Милостыня в один дирхам, данная там, расценивается как милостыня в сто тысяч дирхамов. Также и любое хорошее дело, и поступок увеличиваются до ста тысяч». То есть если вы, будучи в Мекке, встретите неимущего, и дадите ему в качестве милостыни хоть что-нибудь, это засчитается как милостыня в сто тысяч; если вы совершите молитву в два раката, то ее вознаграждение увеличивается до ста тысяч ракатов. Также сказано, что совершенный в Мекке плохой поступок увеличивается подобно тому, как увеличиваются хорошие дела. Так, если вы совершите там один плохой поступок, то это зачтется как два дурных дела – одно за само прегрешение, а второе за неуважение священного места.

 

Хадж совершается в определенные месяцы.


 Это период с первого числа месяца шавваль, месяц зуль-каада и первые десять дней зуль-хиджа. Именно в этот период Аллах предписал совершать это благословенное дело. В эти дни ниспосылается милость, принимаются мольбы, умма объединяется, и предстает перед мирами единой общиной.

Всевышний Аллах хочет, чтобы мы всегда были именно такими, какими бывают люди в хадже.

Один из наших праведных предшественников так сказал о таинстве месяцев хаджа: «Когда приближается время (хаджа), людям облегчается совершение трех дел: хаджа, получения знаний, и снискание близости к Аллаху».

 

«Быстрый» хадж – две стороны медали.


Если раньше человек тратил месяцы на дорогу в Мекку, добираясь туда на верховых животных, то в наше время дорога занимает лишь несколько часов, в крайнем случае, дней. Появился так называемый «быстрый хадж». Этот хадж полностью совершается максимум за три дня. Но у всех ли паломников такой хадж будет принят Всевышним?

Возможно, облечение для тела не принесет пользы душе и сердцу, а лишь затруднит очищение! Чтобы этого не произошло, важно, чтобы паломник имел чистое сердце, обуздал свои страсти и дурные склонности, искренне выполняя предписания религии. И не забывать постоянно благодарить Аллаха Всевышнего за  такое облегчение!

 

Смысл, лежащий в основе  вменения хаджа в обязанность мусульман.


Хадж — один из столпов ислама, и он является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина и мусульманки, при условии здравости рассудка, совершеннолетия и наличия возможности.

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Св. Коран, 3:97).

Доказательством из Сунны являются многочисленные хадисы, один из которых передан Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «(Однажды) посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему) обратился к нам с проповедью, в которой он сказал: «О люди, Аллах вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!».


Нет другого пути к Аллаху Всевышнему, кроме как очищения от страстей, и воздержания от прелестей жизни, ограничивая себя только необходимым. Надо полностью отдавать себя Аллаху Всевышнему, пребывая с Ним в своем действии и бездействии. Поэтому хадж был предписан людям как путешествие, совершаемое исключительно ради Аллаха, очищая и воспитывая свои души на этом пути к Нему, Возвышенному и Славному!

 

В «Сунан» Абу Давуда передается, что один человек сказал: «О, посланник Аллаха, разреши мне путешествовать!». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Для моей уммы путешествием является усердие (джихад) на пути Аллаха Всевышнего».

 

Хадж – это один из видов джихада. Пророк сказал: «Джихад старика, ребенка, слабого человека и женщины – это большое и малое паломничество» («Сунан» Ан-Насаи). Также передают от него (да благословит его Аллах и приветствует): «Совершение хаджа является джихадом, а ‘умра – добровольное поклонение» (Муснад имама аш-Шафии).

Передается также, что один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Я хочу совершить джихад». Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не указать ли мне тебе на джихад, в котором нет сражения?». Человек сказал: «Укажи мне на него». Он ответил: «Это – совершение паломничества (хаджа) к Дому (Каабе)» (Ат-Табарани «Аль-Муджам аль-кабир»).

 Всевышний Аллаh  почтил Древний Дом, сделав его центром Вселенной, центром поклонения Себе, а то, что вокруг, отнес к Запретной территории. Этим Всевышний возвеличил свой приказ. Священность этой территории Он подкрепил запретом на охоту и рубку деревьев. Прибытие сюда паломников Он уподобил тому, как к королям прибывают посетители отовсюду, идя со смирением на поклон к хозяину дома, преклоняясь пред его величием. Прибывшие признают, что Хозяин этого места не ограничен только этим Домом и этой землей. И это лишь увеличивает их почтительность и преклонение. Он поручил им совершать в этом месте действия, которые не понятны уму – как, например, бросание камешков в столбы, многократный проход между склонами Сафа и Марва. И потому послушное выполнение этих обрядов делает поклонение совершенным. Все это делается паломниками исключительно с целью проявить свое повиновение приказам Всевышнего. Об этом пишет имам аль-Газали в своем знаменитом труде «Воскрешение наук о вере».

 У хаджа и ‘умры есть и другие важные значения, о которых мы расскажем в следующих материалах.

 Гульнара Мухамедова.
Журнал  «Мусульманка»

 

2 thoughts on “ГОТОВИМСЯ К ХАДЖУ

    1. Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаhи ва баракятуh, уважаемый Али-афанди) Простите, не совсем понятно о каких возможностях Вы спрашиваете..
      Можно ли Вас попросить, чуть подробнее написать

Добавить комментарий