25.02.2024

Человек и его разум в свете Ислама

Не секрет, что любой человек так или иначе задаётся вопросом о смысле и цели этой жизни, и в Священном Коране Бог спрашивает:
«Неужели вы думали, что Мы создали вас просто так (без какой-либо мудрости) и что вы к Нам не вернетесь (сгинув в земле без следа)?»[1]
Одна из самых важных ролей религии в жизни человека состоит в том, чтобы показать, что он был создан с великой целью, выражая свою идентичность перед другими существами. Бог даровал нам неисчислимые блага. Только человек, уверовавший в Него, может в полной мере ощутить их и выразить свою благодарность.
Есть много благ, которые Аллах нам даровал. Например:
Человеку была подчинена земля:
«Мы оказали почет потомкам Адама (даровав им знание, речь и удобное тело) и перемещаем их по суше и морю. Мы наделили их благами и вознесли над многими другими творениями (животными).[2]».
И то, что на небе:
«Разве вы не видите, что Аллах подчинил вам все, что на небесах, и все, что на земле?! Он осыпал вас Своими благами — заметными и незаметными.[3]».
Все, что находится на земле и на небе предназначено для того, чтобы человек верил в Бога:
«Поистине, на небесах и на земле есть знамения для верующих (указывающие на могущество и единственность Всевышнего). В сотворении вас и в распространении живого (по земле) — знамения для людей убежденных (в истинности исламских убеждений). В смене ночи и дня, в пропитании, которое Аллах низводит с неба, (в дождевой воде, которая служит причиной появления всего пропитания) — ею (этой водой) Он оживляет землю после того, как она была мертвой, — и в смене ветров (которые иногда дуют на юг, а иногда на север, иногда бывают горячими, а иногда холодными) — знамения для людей, пользующихся разумом (чтобы обрести истинную веру)[4]».
Бог сотворил человека в наилучшем образе:
«Мы, поистине, создали человека в совершенном виде[5]».
Человек – это Божественное творение, которое сотворено прекрасным образом, и которому был указан прямой путь:
«Муса ответил: «Господь наш — Тот, кто создал все вещи, а затем указал всему путь[6]».
Бог дал человеку язык, с помощью которого он выражает свои цели и нужды, его великие мысли и мнения, и научил его говорить:
«Милостивый (ар-Рахман), научил Корану, создал человека и научил его выражать мысли[7]».
Бог запретил убивать человека не имея на это право:
«Поэтому Мы предписали потомкам Исраиля: кто убьет человека не (в качестве наказания) за убийство (другого) человека или (не за) распространение порока на земле, тот как будто бы убил всех людей. А кто сохранит ему жизнь, тот как будто сохранил жизнь всем людям[8]».
Бог даровал людям бесчисленные блага:
«Если вы захотите сосчитать блага Аллаха (которыми Он наделил вас), то не сможете! Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий[9]».
Ислам не только относится к человеку как к особому существу в природе, но также говорит, что в этом мире у него есть фундаментальная цель и что о ней следует помнить. В Коране Аллах говорит:
«Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне[10]».
В религиозной интерпретации человек был создан для великой цели — подчинения Богу. Через поклонение укрепляется связь между человеком и Богом, и влияние Его совершенных атрибутов отражается в наших действиях. Таким образом, формирование хорошего и здорового общества является одной из самых важных вещей, которые человек может сделать в этой жизни.
А теперь, говоря об особенностях и строении разума, то в нашей религии Ислам человек, как творение, почитаем именно благодаря нему. Разум – это инструмент для различения правильного от неправильного, тесно связанный с распространением шариатских обязательств. Поэтому невменяемый или сумашедший человек не ответственнен за свои дела по Шариату, поскольку одно из условий таклифа (наложения обязанностей) — это возможность их понять и осознать. В Коране Аллах говорит:
«Не будет на вас греха, если вы ошиблись, но только если вы не намеревались в душе сделать это. Аллах — Прощающий, Милующий[11]».
То есть, здесь говорится о том, что грех не записывается, когда действие совершается непреднамеренно, а намеренное совершение чего-либо является признаком осознанной деятельностьи, т.е. влияния разума.
В адрес тех, кто не использует свой разум, несмотря на его наличие, в Священном Коране выносится выговор и предостережение.
Существует достаточно аятов, где правильное использование ума человеком отмечается как похвальное качество, и я привожу лишь некоторые из них, где Аллах говорит:
«Но принимают наставление лишь обладатели разума![12]»
В другом месте:
«… Которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это — те, кого Аллах направил на верный путь. Они и есть обладатели разума[13]».
А в суре «Та Ха» Аллах восхваляет тех, чей разум направляет на прямой путь:
«Неужели их (неверующих) не наставило (на истинный путь) то, что Мы уничтожили до них столько поколений (которые отвергли своих пророков), по домам которых они ходят (по руинам домов в своих поездках)? Поистине, в этом — знамения для обладающих разумом[14]».
Разум, который был использован сознательно и в правильном направлении, является главным средством достижения правильного пути и истины. Когда мы используем слово «разум», мы не подразумеваем «мозг», поскольку единогласно признаётся, что и у атеиста тоже есть мозг, однако его умозаключения в отношении существования Бога и появления всего окружающего мира неверны. Здесь же, значение слова «разум» — это средство осознанного постижения мира. Это благо, которое ясно указывает на существование Создателя и ведёт к истинному познанию вещей в этом мире, что в свою очередь помогает отличить правду от лжи.
Автор: Абу Юсуф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *