25.04.2024

РОСТОВЩИЧЕСТВО

١٤٦. عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: لَعَنَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ آكِلَ الرِّبَا وَمُوكِلَهُ وَكَاتِبَهُ وَشَاهِدَيْهِ وَقَالَ:

«هُمْ سَوَاءٌ».

1. Джабир (радыйаллаху анху) передает:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял того, кто питается тем, что дает деньги в рост, того, кто кормит (семью), отдавая деньги в рост, писаря, который записывает эту сделку, и свидетелей, которые присутствуют при этом. Он сказал: «Все они равны». (Муслим, Мусакат, 105-106. Отдельно см. Бухари, Буйу’, 24, 25, 113; Абу Дауд, Буйу’, 4/3333; Тирмизи, Буйу’, 2/12 6; Ибн Маджа, Тиджарат, 58).

١٤٧. عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«مَا أَحَدٌ أَكْثَرَ مِنَ الرِّبَا إِلَّا كَانَ عَاقِبَةُ أَمْرِهِ إِلَى قِلَّةٍ».

2. Абдуллах бин Мас’уд передает, что наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Каждый человек, который умножает свое богатство, давая деньги в рост, заканчивает тем, что теряет богатство и впадает в нужду». (Ибн Маджа, Тиджарат, 58; Хаким, IV, 353/7892; Байхаки, Шуаб, IV, 392/5512; Табарани, Кабир, Х, 223/10539).

١٤٨. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«لَيَأْتِيَنَّ عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ لَا يَبْقَى أَحَدٌ إِلَّا أَكَلَ الرِّبَا فَإِنْ لَمْ يَأْكُلْهُ أَصَابَهُ مِنْ غُبَارِهِ».

 

3. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Придет такое время, что не останется ни одного человека, который не питался бы из денег, приобретенных ростовщичеством! Даже если кто-то не будет питаться непосредственно, то на него падет пыль[1] этого». (Абу Дауд, Буйу’, 3/3331. Отдельно см. Насаи, Буйу’, 2/4452; Ибн Маджа, Тиджарат, 58).

 

Комментарии

Наш досточтимый Пророк считал, что заниматься ростовщичеством – это самый худший вид заработка[2]. Ростовщичество основано на том, что человек получает деньги, не отдавая ничего взамен. Таким образом, оно является самым грубым нарушением прав человека. На первый взгляд кажется, что ростовщичество помогает людям и облегчает им жизнь. Но на самом деле – это наживание на безвыходном положении людей. Это злокачественная опухоль, подавляющая религиозные чувства и разъедающая экономику изнутри. Увеличивая инфляцию, ростовщичество приводит к тому, что богатые становятся еще более влиятельными, а бедные – еще более притесняемыми. Так общество оказывается расколотым глубокой пропастью. Между тем, самые знаменитые экономисты говорят, что в экономическом отношении самым благополучным является то общество, в котором инфляция и процентные операции сведены к нулю.

Кроме этого, ростовщичество приносит такие бедствия, как рост безработицы; искусственный рост цен; ослабление заботы о других, чувств взаимопомощи, любви, милосердия и доброты. При этом, поощряя людей к эгоизму и корыстолюбию, ростовщичество побуждает в них страсть к деньгам и власти.

Ростовщичество приучает людей не работать. Люди, привыкнув жить ростовщичеством, оставляют ремесло, торговлю, земледелие, т.е. всю основную деятельность. Они живут только тем, что получают деньги с помощью денег, но через некоторое время становится ясным, что этим нельзя прокормиться.

Ростовщичество становится причиной ссор и бесконечных раздоров. Среди всех видов деловых операций нет ничего, что более всего вызывало бы вражду и раздоры, чем ростовщичество.

Самая опасная сторона ростовщичества в том, что человек привыкает к нему и уже не может его оставить. Хотя получать деньги с помощью денег, не утруждая себя, и нравится некоторым людям, это представляет угрозу для других и всего общества в целом. Кроме того, ростовщичество нарушает взаимоотношение труда и капитала, и в конечном итоге оборачивается против тех, кто непосредственно им занимается.

Ростовщичество является грехом, запрещенным во всех религиях. Ибо вред его очевиден. В священных аятах сказано, что ростовщичество было запрещено и иудеям. (ан-Ниса, 4/160-161).

В доИсламские времена, хотя курайшиты и погрязли в ростовщичестве, они знали, что оно несет вред и запретно. За пять лет до того, как нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) была открыта пророческая миссия, курайшиты решили отремонтировать Каабу. Один из предводителей Мекки – Абу Вахб бин Амр, поднявшись, провозгласил:

— О курайшиты! В строительство Каабы вкладывайте только те деньги, которые вы заработали чистым и дозволенным (халял) путем. Пусть сюда не примешаются деньги, заработанные такими незаконными способами, как проституция, ростовщичество или отобранные у кого-то насильно. (Ибн Хишам, I, 210; Ибн Касир, аль-Бидайа, II, 305).

Так как курайшиты не смогли собрать достаточно заработанного дозволенными путями имущества, то были вынуждены оставить открытой сторону Хатим Каабы. Т.е. язычники того времени знали, что ростовщичество настолько грязное дело, что заработанные этим путем деньги не могут пойти на строительство дома Аллаха. Но, несмотря на это, сами они никак не могли отказаться от него.

Спустя некоторое время был послан Ислам. Он запретил ростовщичество. Вместо этого он предложил умножать имущество, ведя совместный бизнес. Ибо при этом пользу получают все. Вместе с тем, хорошим деянием считалось по возможности давать деньги в долг, а прощать долг человеку, оказавшемуся в стесненных обстоятельствах, считалось еще более добродетельным делом, чем милостыня (садака). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал об этом:

«В ночь Вознесения (Ми’радж) я видел, что на воротах Рая написано:

«За милостыню будет вознаграждение в десять раз, а за деньги, данные в долг, — в восемнадцать раз».

Я спросил:

— О Джибрил! Почему то, что дано в долг, превосходит милостыню?

Джибрил (алейхиссалям) ответил:

— Ибо просящий милостыню просит, даже если есть деньги. А тот, кто просит деньги в долг, просит, будучи в нужде». (Ибн Маджа, Садакат, 19).

Вместе с тем, повелев людям выплачивать закят и раздавать милостыню, Ислам обеспечил обществу политическую стабильность и порядок[3].

Ростовщичество, которое во времена джахилии люди считали такой же нормальной сделкой, как торговля, получило широкое распространение в обществе. Поэтому оно было запрещено в Священном Коране поэтапно, постепенно. Ибо людям очень трудно отказаться от глубоко укоренившихся обычаев. Поэтому все реформаторы, начиная с пророков, испытывали огромные трудности, заставляя людей отказаться от ложных убеждений и обычаев. И, чтобы достичь своей цели, они использовали метод постепенного введения запрета.

В священном аяте «То, что вы отдаете в рост с целью увеличить [вашу долю] в людских богатствах, не умножит ничего перед Аллахом»[4], ниспосланном в Мекке, ростовщичество порицается. Также здесь мы видим указание на то, что в будущем оно будет запрещено.

Следующий аят, ниспосланный в первые годы после переселения в Медину, ростовщичество перечисляется среди грехов, которые подвели иудеев под гнев Аллаха:

«За насилия иудеев, а также за то, что они многих сбивали с пути Аллаха, – [за все это] Мы запретим иудеям пользование благами, которые прежде им были дозволены. Неверным из числа иудеев мы уготовили унизительное наказание за то, что они брали рост, хотя это было им запрещено, и расточали имущество людей без права на то» (ан-Ниса, 4/160-161).

Хотя в этих аятах не содержится прямого указания на то, что ростовщичество запрещено мусульманам, но говорится, что оно является в высшей степени отвратительным грехом, от которого следует отстраняться.

Следующие аяты, ниспосланные позже, уже запрещают мусульманам ростовщичество:

«О вы, которые уверовали! Не живите за счет роста, удвоенного или многократного, бойтесь Аллаха, и, быть может, вы преуспеете. Страшитесь огня, уготованного для неверных. Повинуйтесь Аллаху и Посланнику: быть может, вы будете помилованы» (Али Имран, 3/130-132).

Проценты при ростовщичестве времен джахилии начислялись за отсрочку платежа. Ростовщик, давая деньги в долг, ставил условие возвратить их с доплатой, объясняя это тем, что он дает деньги на какой-то срок. Или, когда подходил срок выплаты долга, и должник не мог его выплатить, ростовщик начислял дополнительные проценты за задержку. Так как большинство должников не могли расплатиться в срок, проценты росли многократно. Выражение «многократного роста», которое мы видим в приведенном выше аяте, как раз имеет в виду этот случай. В этом же аяте сообщается, что это является вопиющим притеснением. Но из этого аята не следует, что если процентное начисление не многократное, то это не запрещено. Ибо целью аята является не утверждение запрета, а постепенное напоминание об опасных последствиях запретного ростовщичества, о том, что оно приносит много вреда людям.

Поэтому любое ростовщичество, много процентов начисляется при этом или мало, запретно. В следующем аяте, ниспосланном позже, уже нет выражения «многократный рост». Здесь содержится явный запрет ростовщичества, а также ответы на некоторые вопросы, возникающие при этом:

«Те, которые берут рост, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля – то же, что и рост»[5]. Но торговлю Аллах дозволил, а рост запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], – обитатели адского пламени на вечные времена» (аль-Бакара, 2/175).

Ибн Аббас (радыйаллаху анху), имея в виду эти аяты, сказал:

«(Одни из самых) последних аятов, ниспосланных нашему Пророку, – это аяты о ростовщичестве» (Бухари, Тафсир, 2/53).

В следующих аятах Всевышний Аллаха говорит:

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам. Если же вы не простите, так знайте, что Аллах и Его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (аль-Бакара, 2/278-279).

Никаким смутьянам и грешникам, кроме тех, кто живет на проценты, Всевышний в Священном Коране не объявляет войну. Никому Он так не угрожает[6]. Этого достаточно, чтобы представить, насколько великим грехом является ростовщичество. Каждый день снова и снова мы видим примеры того, в каком незавидном положении оказываются те, кто, притворяясь слепыми и глухими к этим предупреждениям Аллаха, продолжают жить за счет ростовщичества.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей прощальной проповеди объявил перед всеми, что ростовщичество запретно. Он сказал:

«Ростовщичество времен джахилии отменено. Но «… первоначальное достояние ваше. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол»[7]. Первые проценты, которые отменяются, – это проценты моего дяди Аббаса бин Абдулмутталиба. Я полностью отменил его проценты» (См. Муслим, Хадж, 147-8; Абу Дауд, Буйу’, 5/3334; Тирмизи, Тафсир, 9/3087).

В других священных хадисах Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщает, что среди семи деяний, которые приносят погибель человеку, есть и ростовщичество. (Бухари, Васайа, 23; Тыбб, 48; Худуд, 44; Муслим, Иман, 145).

Существуют и другие строгие предупреждения о том, каким тяжким грехом является ростовщичество. В одном из них Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря, что ростовщичество хуже семидесяти грехов, сказал:

«Самый малый из них подобен женитьбе на своей матери». (Ибн Маджа, Тиджарат, 58; Хаким, II, 43/2259; Байхаки, Шуаб, IV, 392-395).

Здесь цифра семьдесят применяется не для обозначения какого-то предела, а для объяснения того, насколько греховным и разрушительным деянием является ростовщичество. В разных вариантах хадиса приводятся цифры семьдесят два, семьдесят три. Ростовщичество, в любом случае, вовлекает человека в такие грехи, что каждый из них является тяжким проступком. Даже самый малый из них равносилен самому постыдному положению, в какое только может попасть человек.

Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов так говорит о наказании для тех, кто живет за счет ростовщичества:

«В ночь Вознесения (Мирадж) я встретил группу людей, их животы были размером с дом. Их животы были полны змей, и эти змея выглядывали наружу. Я спросил:

— О Джибрил, кто это?

Он ответил:

— Это те, кто жил ростовщичеством». (Ибн Маджа, Тиджарат, 58).

Существуют и другие хадисы, в которых сообщается о тяжком наказании, уготовленом в могиле и в будущей жизни для тех, кто живет ростовщичеством. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) оставил много наставлений, чтобы его община (умма) не попала в это ужасное положение. Например, в первом хадисе сообщается, что с целью отвратить свою общину от этого великого греха, он проклял тех, кто кормится ростовщичеством, кормит (семью) ростовщичеством, писарей, которые записывают процентные сделки, и свидетелей, которые присутствуют при таких сделках. Наш досточтимый Пророк сказал, что все они равны в грехе.

Выражение «кормится ростовщичеством» означает тех, кто берет проценты. Покупает ли он продовольствие на эти деньги или нет, не имеет значения. Так как из всех способов использования денег самый первоочередной – это «питаться» на них, во многих случаях применяется именно это выражение.

Наш досточтимый Пророк проклял всех, кто имеет хоть какое-то отношение к ростовщичеству, и этим дал ясно понять, что в Исламском обществе нет места ростовщичеству, что никто не должен ни в коей мере заниматься этим. Посланник Аллаха хотел полностью закрыть врата смуты (фасад). Он был так точен в этом вопросе, что, не оставив ни малейшей неясности, установил очень точные границы ростовщичества. Стоит привести такие хадисы:

«Если один человек будет посредником у другого, и тот человек даст ему какой-то подарок, а первый примет этот подарок, то он войдет в одни из самых больших ворот ростовщичества (т.е. награда за совершенное им благое дело пропадет)». (Абу Дауд, Буйу’, 82/3541).

«Если один из вас даст своему брату по вере деньги в долг, и если последний даст ему какой-то подарок за это, то пусть первый не принимает этого дара. Если пожелает посадить его на то, на чем он ездит, пусть не садится. За исключением того случая, если между ними и раньше был обычай обмениваться подарками и помогать друг другу». (Ибн Маджа, Садакат, 19).

Значит, в вопросах ростовщичества следует быть особенно внимательным и быть далеким от всяких сомнительных дел. Досточтимый Умар (радыйаллаху анху) говорит:

«Самыми последними были ниспосланы аяты, в которых говорится о ростовщичестве. Поэтому оставьте ростовщичество и все сомнительные дела, в которые оно может подмешаться». (Ибн Маджа, Тиджарат, 58).

Этим досточтимый Умар (радыйаллаху анху) хотел сказать, что, так как ростовщичество относится к деяниям, запрещенным самыми последними аятами, очевидно, что это решение не было подвергнуто изменению (насих). Т.е. запрет (харам) на ростовщичество категоричен. Поэтому, чтобы уберечься от него, надо прилагать все возможные усилия и оставлять даже сомнительное. Сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) поступали так. Досточтимый Умар (радыйаллаху анху) так говорит о требовательности сподвижников в этом вопросе:

«Мы, опасаясь ростовщичества, отказывались от девяти разрешенных (халял) деяний из десяти». (Али аль-Муттаки, IV, 187/10087).

Религиозные ученые говорят, что отказываться от сомнительного – это похвальное (мандуб) деяние. Но при этом они отмечают, что отказываться от деяний, которые предположительно могут включать процентные операции, является обязательным (ваджиб).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал такое большое значение вопросу ростовщичества, что, заключая соглашение с жителями Наджрана, сказал:

«С этого времени нет ростовщичества. Если в будущем кто-то будет заниматься ростовщичеством, выйдет из-под моего покровительства».

Таким образом, он поставил им условие, чтобы они не совершали операций, связанных с начислением процентов. (См. Абу Дауд, Харадж, 29-30/3041; Байхаки, ас-Сунанул-Кубра, IX, 202; Ибн Аби Шайба, Мусаннаф, VIII, 426/37015).

В своей книге «Мусаннаф» Ибн Аби Шайба сообщает, что в мирном договоре с жителями Наджрана было записано:

«Если вы будете кормиться ростовщичеством, то мирный договор между нами прерывается». Потом сообщается, что наш досточтимый Пророк не заключал договор с теми, кто жил ростовщичеством. (Ибн Аби Шайба, Мусаннаф, IV, 448/22006).

Хотя единогласно признается, что ростовщичество наносит вред обществу, некоторые ошибочно полагают, что оно полезно для отдельных людей. Но во втором хадисе сообщается, что, хотя кажется, что ростовщичество умножает богатство человека, его радость не длится долго. В конечном итоге это оборачивается плачевным исходом. Сначала его богатства лишатся блага (баракат) и не принесут ему добра. Потом, по разным причинам, его имущество оскудеет, и он разорится. Он окажется нищим и в этом мире, и в будущем.

В священных аятах говорится:

«То, что вы отдаете в рост с целью увеличить [вашу долю] в людских богатствах, не умножит ничего перед Аллахом. А то, что вы подаете в виде закята, стремясь к благоволению Аллаха, [посредством] такого [воздаяние вам] приумножится» (ар-Рум, 30/39).

«Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников» (аль-Бакара, 2/276).

Несмотря на то, что ростовщичество приносит много вреда и является таким тяжким грехом, большинство людей, обманываясь его видимой выгодой, увязают в его болоте. И даже, как сообщается в третьем хадисе, настанут такие времена, когда не останется того, кто не жил бы в какой-то мере ростовщичеством. Потом общество испортится до такой степени, что если человек и будет стараться не жить ростовщичеством, пыль его все равно падет на него. Ибо человек, живущий в обществе, обязательно вступает в какие-то отношения с другими людьми – у кого-то гостит, получает и дарит подарки, ходит на торжества и свадьбы, бывает вынужден получать свою зарплату через банк… Так он не сможет избежать всего, что связано с процентными сделками.

В обществе, оказавшемся в таком положении, люди так низко падут, что уже не станут заботиться о дозволенности (халял) чего-то или запретности (харам). Ибо их души и сердца полностью обанкротятся. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Настанут такие времена, что человек не будет обращать внимание на то, дозволенным (халял) ли, запретным (харам) ли путем он приобрел имущество». (Насаи, Буйу’, 4451).

Из этого не следует делать вывод о том, что «в наше время невозможно представить общество без ростовщичества». Если бы было так, Всевышний не запретил бы его. Можно прекрасно жить без всяких процентных операций. Также очевидно, что это было бы даже лучше, чем можно представить. Есть общества, где это с успехом было осуществлено. Мусульмане должны в эти времена, когда процентные операции получили такое широкое распространение, объявить им серьезную войну. Они должны  вытеснить ростовщичество из своей жизни и построить общество, свободное от него. Слова Посланника Аллаха: «Придут такие времена, что не останется никого, кто не кормился бы ростовщичеством. Даже если человек не будет кормиться сам, то запачкается в его пыли» с этой точки зрения следует понимать как предупреждение. Т.е. в это время положение будет таким тяжелым, что мусульмане должны будут действовать с особой внимательностью. В противном случае, даже если они сами не будут жить ростовщичеством, то увидят вред от его пыли.

Да сохранит наш Всевышний Господь общину Мухаммада от всякого рода грехов! Пусть даст нам построить мирное общество, очищенное от грехов!

Аминь![8] 

 


[1] В версии хадиса, передаваемой со слов Абу Дауда, говорится «дым».

[2] Ибн Абу Шайба, Мусаннаф, VII, 106/34552; Вакиди, III, 1016; Ибн Касир, Бидайа, V, 13-14.

[3] Наши предки, раздавая садака, проявляли максимальную воспитанность, деликатность и такт. Чтобы не ранить чувства тех людей, которые по своей порядочности стесняются просить что-то у других, в разных местах были расставлены «камни милостыни» (садака ташлары). Люди, обладающие достатком, ночью, в темноте, оставляли в углублениях на вершине таких камней свою милостыню. Честные и совестливые бедняки брали столько денег, сколько им было нужно, а остальное не трогали. Один французский путешественник, побывавший в Стамбуле в XVII веке, пишет, что он в течение недели наблюдал за одним таким камнем, на котором лежали деньги, но не увидел никого, кто бы пришел забрать эту милостыню.

[4] ар-Рум, 30/39.

[5] Ростовщичество означает: отдавая (в долг) одинаковое по размеру, весу и другим качествам имущество, требовать возвращение большего. Не имеет значения, уплачивается ли это вперед, или в кредит. Если один человек дает другому золото, серебро, пшеницу или финики, а потом требует возвращение за золото большего количества золота, за серебро – большего количества серебра, за пшеницу – большего количества пшеницы, за финики – большего количества фиников, то этот начисленный им излишек и есть рост, запрещенный в священных аятах. Даже если он получает свою плату некоторое время спустя, это не меняет сути дела. Если возвращается равное по виду, размеру и весу имущество, за золото – золото, за серебро – серебро, за пшеницу – пшеница, то это ни в коем случае не запретно. Если один человек дает другому золото и просит вернуть серебром, ячменем, финиками, или же дает ячмень и просит вернуть пшеницей, но при этом требует больше по весу, размеру или виду, то это считается прибылью. Это дозволено (халял). Ибо, если даже при это происходит предварительная оплата или товар берется в кредит, в конечном итоге – это торговая операция.

Торговые операции – это те, при которых происходит обмен разными по виду товарами. Начисляемый при этом излишек есть компенсация за труд, трату времени, имущества и хлопоты. Между тем, когда одно и то же по виду имущество в том же количестве переходит из одних рук в другие и при этом начисляется излишек, то этот излишек ничем не обоснован. (Иззат Дервезе, ат-Тафсируль-хадис, V, 309-310).

[6] Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) упоминает еще один случай, когда Аллах объявляет войну тем, кто враждует с друзьями Аллаха. (Бухари, Рикак, 38).

[7] аль-Бакара, 2/279.

[8] Более подробно о ростовщичестве см. İsmail Özsoy, “Faiz” mad., Diyanet İslâm Ansiklopedisi, XII, 110-126; a.mlf., Faiz ve Problemleri, İzmir 1993.
Источник: fondihlas.ru

6 thoughts on “БОЛЬШИЕ ГРЕХИ

  1. Салам алейкум, уважаемые.Моя зарплата перечисляется в банк на карточку.Мне там сказали , что проценты не добавляются, а наоборот с зарплаты берут небольшую плату за то,что перечисляют. Я беру деньги когда мне понадобятся.Это грех или нет хотела бы у вас узнать.

    1. Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаhи ва баракятуh, дорогая сестра Аминат!
      Джума мубарак!.)) Вот ответ Учителя Мухаммада Муслимова;
      Если проценты не начисляются, то в сказанном вами нет запретного.

  2. «Садака ташлары» удивительное что-то! Какие были наши предки молодцы!

    1. Да, дорогая сестра, именно об этом данная статья. Брать или отдавать под проценты в Исламе запрещено (харам)

Добавить комментарий для Аминат Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *