10.10.2024

ГОРДЫНЯ И ПОПРЕКАНИЕ ДОБРОМ

1. Абу Зарр (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть три группы людей, в Судный день Аллах не будет с ними разговаривать, не посмотрит на их лица, не оправдает их. Им уготовано мучительное наказание».

Передатчик хадиса добавляет: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил это три раза». Потом Абу Зарр (радыйаллаху анху) спросил:

— В таком случае, эти люди, поистине, обделенные, они потерпели урон. Кто они, о Посланник Аллаха?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Тот, кто из гордости волочит свои одежды по земле, тот, кто попрекает оказанным им добром, и тот, кто, принося ложные клятвы, старается продать товар за хорошую цену. (Муслим, Иман, 171. Отдельно см. Абу Дауд, Либас, 25/4087; Тирмизи, Буйу’, 5/1211; Насаи, Закят, 69; Буйу’, 5; Зинат, 103; Ибн Маджа, Тиджарат, 30).

Есть такие великие грехи, что с теми, кто совершал их, Всевышний Аллах в Судный день не будет ни разговаривать, ни смотреть в их лица, ни оправдывать их. В первом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перечислил несколько грехов, за которые людей ждет такое обращение. Учитывая важность этой вести, он три раза повторил, какое наказание за них полагается.

Несчастные, оказавшиеся в таком положении, говоря словами Абу Зарра (радыйаллаху анху), обделенные в полном смысле, – они потерпели урон. Их ждет тяжкое наказание. Они вызывают гнев Аллаха. Испытав мучительное наказание, они будут осуждены пребывать в Аду.

В хадисе говорится, что Всевышний Аллах не будет с ними разговаривать, не будет с ними ласков, не будет оказывать им то обращение и довольство, какое Он будет оказывать Своим праведным рабам. Это значит, что Аллах не скажет им тех слов, которые могли бы им принести пользу и были бы им приятны.

То, что Аллах не будет смотреть на них, отвернется от них, означает, что Он не будет с ними обращаться милостиво и милосердно.

То, что Аллах не оправдает их, значит, что Он не очистит их от грязи грехов и того зла, которое станет причиной их наказания.

Те несчастные, которых ждет такое великое наказание, – это гордецы, те, кто попрекает оказанным ими добром, и те, кто, принося ложные клятвы, старается продать товар за хорошую цену.

Гордыня – это один из самых великих грехов, не любимых Аллахом, и на которые Он наложил строгий запрет. Всевышний говорит:

«Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по земле горделиво – воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукман, 31/18).

«И не ходи по земле горделиво» (аль-Исра, 17/37).

Величие – это качество, присущее только Аллаху. Когда человек, заносясь в гордыне, пытается увидеть в себе качество, присущее только Аллаху, это в высшей степени ошибочное понимание и заблуждение относительно человеческих возможностей. Ибо следующие качества человека, которые столь очевидны, что их невозможно отрицать, постоянно напоминают, что человек полон несовершенства. Эти качества: немощность, слабость, свойство ошибаться, забывчивость, невежество, склонность к насилию, торопливость, жадность, корысть, неблагодарность… Ясно, что человек, исходя из особенностей своей натуры, и того, что его жизнь конечна, не имеет права хвалить самого себя. Значит, высокомерие ни в коей мере ему не пристало.

Если Аллах и даровал человеку какие-то материальные и духовные блага, ему надо не входить в гордыню и высокомерие, а благодарить Всевышнего, который дал ему все это. Ибо рабу подобает быть лишь скромным и благодарным. Если какой-то раб Аллаха считает тех, кто наделен меньшими благами, презренными и низкими, в первую очередь, это неуважение к Всевышнему.

Гордыня для человека – одно из самых великих несчастий нафса. Человек, одержимый гордыней, начинает жаждать славы. Он может чинить притеснения и даже не замечать этого. В итоге, унизив себя и опозорив, сам окажется среди притеснителей.

Некоторые наши предки сказали, что высокомерие – это первый «бунт», совершенный против Аллаха.

В первом хадисе говорится о третьей группе обделенных и потерпевших ущерб людей. Это те, кто, желая продать свой товар по сходной цене, приносят ложную клятву о высокой цене или лучшем качестве товара.

Приносить ложную клятву запрещено (харам) не только при продаже товара, но в любом другом случае. Но люди чаще всего прибегают ко лжи в торговле. С другой стороны, именно торговля стоит во главе тех отношений, при которых чаще всего попираются права рабов Аллаха. Потому что все люди, для того чтобы поддерживать свою жизнь, должны делать покупки.

2. Саляма бин Аква’ (радыйаллаху анху) передает: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Человек гордится, гордится, о потом его записывают вместе с притеснителями и творящими насилие. И ему будет дано такое же наказание, как и им». (Тирмизи, Бирр, 61/2000).

Во втором хадисе говорится:

«Человек гордится, гордится, а потом будет записан вместе с притеснителями. И  получит то же наказание, что и они».

Когда человек по своей гордыне видит себя выше, чем он есть, когда он нравится самому себе и, потакая своему нафсу, верит, что он лучше всех, все это заканчивается очень плохо. Если человек и дальше следует на поводу своей гордыни, его записывают среди притеснителей и гордецов. А потом он вместе с ними скатывается в нижайшее состояние (асфаля сафилин). Он получит то же наказание, что Фир’аун, Карун и Хаман.

Гордецы осуждаются во многих аятах Священного Корана. Слово «гордыня» (кибр) в аятах в большинстве случаев применяется для обозначения неверия (куфр) и непокорности Аллаху. По причине своей гордыни люди отворачиваются от поклонения Аллаху, не следуют Его повелениям и не внимают пророкам. С другой стороны, гордыня является отличительным свойством шайтана. При слове «гордыня» сразу же вспоминается шайтан, который из-за своей гордыни не смог смириться с тем, что ему предстоит поклониться Адаму, и отказался подчиняться Аллаху. В таком случае, гордыня – это опасная болезнь, которая приближает мусульман к состоянию неверных (кафир). Поэтому говорится:

«Аллах не любит гордецов, спесивцев» (ан-Ниса, 4/36; аль-Хадид, 57/23; ан-Нахль, 16/23).

Ключи от сокровищниц Каруна могли нести только несколько сильных здоровых мужчин. Он надеялся, что его богатство спасет его, ходил гордо и спесиво, творил зло и разжигал смуту. За это Всевышний Аллах вместе со всеми богатствами погрузил его на самое дно земли. (аль-Касас, 28/79-82).

Гордыня имеет истоки в невежестве (джахалят). Истинно знающие не могут быть гордыми. Собственно, гордецы не могут обрести ни знания[1], ни какого-то блага.

Всевышний Аллах говорит:

«Я отлучу от Моих знамений тех на земле, которые ведут себя надменно безо всякого права на то» (аль-А’раф, 7/146).

Досточтимый Мавляна говорит:

«Может ли камень расцвести по весне? Будь таким же скромным, как земля, и из тебя произрастут прекрасные розы и цветы!»

Гордыня и самовлюбленность отражаются не только на чувствах и мыслях людей, но и в поведении, манерах, внешнем виде, одежде. Это проявляется в ношении такой длинной одежды, что ее полы достигают земли и волочатся по ней.

В хадисе говорится:

«Всевышний Аллах в Судный день не посмотрит на лицо того, кто из гордыни влачит свои одежды по земле». (Бухари, Либас, 1,2.3; Фадаулус-сахаба, 5; Муслим, Либас, 42-48).

Но нет ничего предосудительного в том, чтобы не ради гордости надевать красивую одежду и обувь. Если, надев красивую одежду, человек видит, что это вызывает у него гордыню и тщеславие, он должен избегать такой одежды. Человек одевается красиво не для того, чтобы гордиться этим, показать, как он отличается от других, ходить, преисполнившись важности. Он одевается красиво для того, чтобы на нем были видны те блага, которые даровал ему Аллах, чтобы выразить благодарность Ему за Его блага. Надев красивую новую одежду, как советует нам наш Пророк, надо восхвалить Аллаха и лишнюю одежду отдать нуждающимся. (Тирмизи, Да’ват, 107/3560).

Наши ученые говорят, что согласно Сунне, одежда должна доходить до середины икр. Но удлинять одежду до пят они считают дозволенным. Но ученые говорят, что удлинять одежду ниже пят, даже если человек и не помышляет о гордыне, является сомнительным (макрух) деянием, так как противоречит запрету Посланника Аллаха.

3. Хариса бин Вахб аль-Хузаи (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Не поведать ли мне вам о тех, кто войдет в Рай? Они слабы, и люди считают их слабыми. Но если они поклянутся, то Аллах осуществит их клятву. Не поведать ли мне вам о тех, кто войдет в Ад? Это грубые, жадные и горделивые». (Бухари, Адаб, 61; Айман, 9; Тафсир, 68/1; Муслим, Джаннат, 47. Отдельно см. Тирмизи, Джаханнам, 13; Ибн Маджа, Зухд, 4).

В третьем хадисе сообщается, что гордецам уготован Ад. Потому что гордыня становится причиной появления дурных качеств и скверных деяний. Конец этой дороги, безусловно, Ад. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы строго настрого предостеречь людей от гордыни, сказал:

«Человек, в сердце которого есть хоть мельчайшая частица гордыни, не сможет войти в Рай». (Муслим, Иман, 147-149; Тирмизи, Бирр, 61/1998).

В другом своем хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что Ад хвалится перед Раем:

 

«Во мне находятся тираны и гордецы» (Муслим, Джаннат, 34; Бухари, Тафсир, 50/1; Таухид, 25; Тирмизи, Джаннат, 22).

Ибо блага будущей жизни даруются не горделивым, а тем, кто в смирении предается поклонению Аллаху.

Всевышний Аллах говорит:

«Будущий мир Мы даруем [лишь] тем, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. [Счастливый] исход – только богобоязненным» (аль-Касас, 28/83).

 

4. Амр бин Шуайб (радыйаллаху анху) передает от отца, его отец передает от своего деда, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Горделивые люди в Судный день будут собраны в виде маленьких красных муравьев, имеющих человеческий облик. Со всех сторон они будут унижены. Их притащат в тюрьму в Аду, которая называется «Буляс». Их будет окружать огонь огня, и они будут пить напиток из крови, гноя и нечистот, который называется «Тинатуль-хабаль». (Тирмизи, Кыйамат, 47/2492; Ахмад, II, 179; Бухари, аль-Адабуль-муфрад, № 557).

В четвертом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о том, что ждет гордецов в будущей жизни. Так как гордецы в этом мире, не имея на то никаких прав, заняты возвеличиваем себя, в будущей жизни их ждет «подобающее им возмездие»[2]. Чтобы выпрямить кривой прут, его надо согнуть в противоположном направлении. Так и для того, чтобы очистить гордецов от их гордыни, их надо унизить и сделать незначительными. Поэтому люди, склонные к гордыне в земной жизни, в будущем мире, хотя и будут иметь человеческий облик, будут маленькими, как муравьи. Они предстанут в облике самых ничтожных и униженных тварей. Так как в глазах Аллаха они не имеют никакой ценности, люди будут наступать на них. Пока не будет завершен расчет со всеми людьми, по ним будут ходить. (Хайсами, Х, 334).

Тот «огонь огня», который в конце концов окружит их, до такой степени жаркий, что как обыкновенное пламя сжигает дрова, это пламя сжигает другие виды пламени. Комментаторы, говоря об этом пламени, указывают на аят:

«который войдет в великий огонь. И не будет он там ни жить, ни умирать» (аль-А’ля, 87/12-13).

Некоторые ученые утверждают, что смысл подобных хадисов чисто метафорический.

Еще один из великих грехов – это попрекать человека оказанным ему добром. В Судный день после притеснителей в самом безнадежном положении окажутся те, кто попрекал других оказанным добром и отягощал других грузом признательности и благодарения. Человек, которому оказывают добро, обычно и без того пребывает в бедственном положении. Если при этом еще и попрекать его тем добром, которое ему было оказано, это приведет его в еще более подавленное состояние. Поэтому такое поведение является одним из самых великих грехов, которым Аллах никогда не будет доволен.

С другой стороны, отвратительность того, чтобы попрекать человека оказанным добром настолько очевидна и общепризнанна, что не нуждается в пояснении.

Всевышний Аллах говорит, что такой поступок не подобает мусульманину и является одним из признаков лицемера (мунафик). Он разъясняет, что при этом оказанное добро полностью теряет свою ценность:

«О вы, которые уверовали! Не умаляйте ваших подаяний попреком или обычным напоминанием, подобно тем, которые расточают свое имущество из тщеславия и не веруют при этом в Аллаха и в Судный день. Такой человек подобен скале, покрытой слоем земли, — но вот выпал ливень и смыл землю. Они не уже владеют ничем из того, что приобрели [в жизни]…» (аль-Бакара, 2/264).

Здесь наш Всевышний Господь приводит три признака тех безжалостных людей, которые попрекают других оказанным ими добром. Они стараются казаться добросердечными, но на самом деле их сердца подобны скале. Если их заинтересованность хоть немного уменьшиться, или если они встретятся с трудностями, все их показное милосердие и добрые чувства исчезают, их сердца, превратившись в камень, предстают такими, какие они есть – готовыми к всякому злу. Поэтому, как исчезает их милосердие, так же превращаются в ничто те немногие духовные обретения, которые они заслужили. Потому Всевышний Аллах награждает только тех Своих рабов, которые далеки от такого рода поступков.

В священном аяте так говорится об этом:

«Тем, кто тратит свое имущество во имя Аллаха и не сопровождает это попреками и обидными напоминаниями, уготована награда у Господа» (аль-Бакара, 2/262).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит, что те люди, которые попрекают других оказанным ими добром, не смогут войти в Рай. (Насаи, Закят, 69/2560).

Естественно, все эти выражения используются для того, чтобы предостеречь людей от такого греха. Если гордецы и те, кто попрекает других добром, смогут умереть с верой (иман), если они не будут прощены, то сначала войдут в Ад. Получив там положенное наказание, они отправятся в Рай.

 Передает Абу Хурайра (радыйаллаху анху):

«Первыми в ад войдут следующие три группы: правитель, наносящий вред своим гражданам; владелец имущества, не исполняющий должное по отношению к нему; высокомерный бедняк»[9].

Высшая степень гордыни – гордость своими знаниями и высокомерное отношение к другим из-за каких-либо своих преимуществ. Такому человеку его знания не принесут никакой пользы. Знания, полученные ради жизни вечной, сделают человека скромным, успокоят его сердце, усмирят и возьмут руководство над его нафсом и никогда не оставят его без присмотра, а наоборот, будут постоянно его отчитывать и стараться исправить. Если же он будет лишен этого, то сойдет с пути и погибнет. Высшая степень высокомерия – это когда человек получает знания, чтобы, передавая, кичиться этим, смотреть свысока на мусульман, умалять их достоинство. Тогда вступит в силу правило: «Не войдет в рай тот, у кого в душе есть высокомерие величиной хотя бы с каплю» (Абу Дауд, Китаб-уль-Акзийа, 3599).

Между тем, гордость и высокомерие должны вызывать не столько неприязнь, сколько жалость. Милосердие многогранно, и наряду с состраданием к слабым, бедным и беспомощным вызывают жалость и гордецы. С одной стороны – надменные, с другой – находящиеся в плену страстей и сделавшие свои души несчастными, лишившиеся чести быть достойными рабами Всевышнего, они – друзья  Сатаны.

Пусть Всевышний Аллах избавит нас от высокомерия и гордыни! Пусть Его безграничная Милость не послужит причиной нашей  избалованности и распущенности! Пусть Всевышний Аллах сделает нас своими верными рабами, даст нам познать самих себя и провести эту жизнь в поклонении Ему! Аминь!


[1] Бухари, Ильм, 50.

[2] ан-Наба’, 78/26.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий