Имам аль-Газали, говоря о посте в книге «Ихъя улюму ддин», пишет: Знай, что у поста — три ступени: пост простых верующих, пост избранных и пост особо избранных.
Пост простых верующих — это удержание живота и половых органов от удовлетворения плотскими страстями. Пост избранных — это удержание глаз, ушей, языка, рук, ног и других органов от совершения греха. Пост особо избранных — это оберегание сердца от низменных забот и мыслей о мирском и удержание его в целом от всего, что может отвлечь от Аллаха. Подобный пост нарушается при мысли о чем-то другом, кроме Аллаха и Судного дня. Из мыслей о мирском допускаются мысли лишь о том из земного мира, что необходимо для религии, так как и оно, в данном случае земное, — из припаса на пути к блаженству того света, а не из мирского.
Обладатели освещенных божественным Светом сердец сказали: «Если кого-то днем обеспокоит мысль о занятии приобретением чего-нибудь для разговения, то это будет записано ему как прегрешение, ибо это — из маловерия в милость Аллаха, и недостатка уверенности в обещанном ему пропитании». Это – степень пророков, правдивейших и приближенных к Богу людей. Подробное ее рассмотрение состоит не в словах, а в осуществлении делом, ибо это – обращение всей своей устремленностью к Аллаху, отвращение от всего, что существует помимо Него, и действование согласно смыслу слов Всевышнего: «Скажи: «Аллах!» Потом оставь их забавляться в их ложных разговорах» (сура «аль-Ан’ам», аят 91).
Что касается поста избранных, а это пост праведных, то это – удержание телесных органов от прегрешений. А совершенство его достигается совершением шести действий.
Первое. Отведение взора и удержание его от обращения на все, что порицаемо и осуждаемо, и на все то, что занимает сердце и отвлекает от поминания Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Взгляд – одна из отравленных стрел Иблиса, будь он проклят Аллахом, и тому, кто отведет его (от запретного) из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце» .
А Джабир со слов Анаса ибн Малика рассказал о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: Пять действий нарушают пост: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд.
Второе. Удерживание своего языка от болтовни, лжи, злословия, сплетен, сквернословия, грубости, ссоры и споров, соблюдение молчания, и занятие поминанием Аллаха и чтением Корана. Таков пост языка. А по свидетельству Лайса Муджахид сказал: «Два действия нарушают пост: злословие и ложь».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: Поистине, пост – щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!»
В хадисе сообщается, что две женщины во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) соблюдали пост и к концу дня голод и жажда до того изнурили их, что были на грани смерти. И тогда послали они человека к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) за разрешением прервать пост. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал им чашу, и велел посланцу: Скажи им: «Исторгнете в нее съеденное вами».
И исторгла одна чистую кровь со свежими кусками мяса, наполнив до половины чашу, и другая также, и наполнили они сосуд. И удивились тому люди, а Пророк (мир ему и благословение) сказал: Эти две соблюдали пост, воздержавшись от дозволенного Аллахом, и нарушили его, совершив запретное, – они сходились и хулили людей, и это исторгнутое есть плоть этих людей, что ели они
Третье. Оберегание слуха от всего порицаемого, ибо все, что запрещено говорить, – запрещено и слушать. Поэтому Аллах приравнял слушающего ложь к тому, кто употребляет в пищу запретное. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Они помногу слушают ложь и пожирают запретное» (сура «аль-Маида», аят 42). Всевышний также говорит (смысл) «Если бы их познавшие Бога и их ученые удержали их от греховных речей и пожирания ими запретного…» (сура «аль-Маида», аят 63), ибо молчание при злословии – грех. И потому Пророк (мир ему и благословение) сказал: Злословящий и слушающий – соучастники в грехе.
Четвертое. Оберегание остальных частей тела от грехов: ног и рук от порицаемого и чрева от «сомнительного» при разговении. Нет смысла в соблюдении поста, а это есть воздержание от «разрешенного» (халал), если затем разговляешься «запретным» (харамом). Такой постящийся подобен тому, кто строит дворец и разрушает город. Разрешенная пища (халал) вредит не сама по себе, а своим обилием. А пост – для уменьшения (употребления пищи). Избегающий обилия лекарств из опасения от их вреда, глуп, если перейдет к употреблению отравы. Запретное (харам) – яд, губящий веру, а разрешенное (халал) – лекарство, полезное в малом количестве и приносящее вред избытком, цель поста – уменьшение его. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достается лишь голод и жажда!».
Одни сказали, что это те, кто разговляется запретным (харам), другие сказали, что это те, кто воздерживается от разрешенной пищи (халал) и разговляется плотью людей, злословя о них, а это – запретно, а некоторые сказали, что это те, кто не оберегает свои телесные органы от греха.
Пятое. Не проявлять чрезмерность в потреблении разрешенной пищи (халал) при разговении, настолько, что им набивается чрево, ибо для Аллаха, Велик Он и Славен, нет сосуда ненавистнее, чем чрево, переполненное разрешенным (халал).
И как извлечется из поста польза, одоление врага Аллаха и обуздание страстей, если постящийся при разговении восполнит то, что упустил днем?! А иногда он превышает это в различных яствах. Даже установился обычай откладывать всю пищу для месяца Рамазан и есть в нем столько, сколько не едят за несколько месяцов. Ведь известно, что цель поста – воздержание от пищи и подавление страстей, дабы укрепить душу в богобоязненности. А если удержать желудок от пищи с утра до ночи, пока разгорятся его страсти и усилятся его желания, а потом дать ему отведать изысканных яств и насытить его, то увеличится его тяга к наслаждениям и умножится его сила и возрастут вожделения, которые может быть спали бы, если бы их оставили в привычном его состоянии до поста. Дух же и скрытый смысл поста – ослабление сил вожделений, которые есть орудия шайтана в подбивании ко злу.
А того ослабления не добиться иначе, как уменьшением, употребления пищи, которую верующий употреблял каждый вечер, не соблюдая пост. А когда он прибавляет то, что он ест в обычные дни, к тому, что он ест в вечернее время, он не извлечет от своего поста пользы. Напротив, согласно правилам поведения во время поста, не принято спать подолгу днем, дабы почувствовать голод и жажду и ощутить слабость. И тогда очищается его сердце, с каждой ночью прибавляется ослабление, что даже становится легче совершение добровольных ночных молитв (ат-тахаджуд). И тогда, может быть, шайтан перестанет кружить вокруг его сердца, и его устремленность будет избавлена от всего, что помимо Аллаха. Это и есть самое главное. А начало всему этому – уменьшение еды!
Шестое. Сердце верующего после разговенья должно быть обращено к Аллаху и трепетать, пребывая между страхом и надеждой, ибо не знает он, будет ли принят его пост.
И тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или будет возвращен ему – и тогда он будет из числа попавших под гнев Аллаха. И пусть он будет в таком состоянии по завершению каждого поклонения. Рассказывают, что однажды аль-Хасан аль-Басри проходил мимо смеющихся людей и сказал им: «Аллах, сделал месяц Рамазан ристалищем для людей, на котором они состязаются в поклонении Ему, и одни пришли первыми и преуспели, а другие отстали – и потерпели неудачу. И самое удивительное – смех предавшихся забавам людей в день, когда преуспели пришедшие первыми и потерпели неудачу отставшие. Но клянусь Аллахом, если бы раскрылась завеса, то творящий благое остался бы занят своим благими деяниеми, а творящий плохие поступки – своими плохими поступками. То есть, радость принятого Аллахом человека заняла бы его от забав, а печаль отвергнутого закрыла бы пред ним врата смеха».
Рассказали, что аль-Ахнафу ибн Кайсу сказали: «Ты – старец, и соблюдение поста делает тебя слабым». Он ответил: «Я заготовляю его как припас для долгого странствия, и мне легче переносить тяготы в поклонении Аллаху, чем Его наказание». Таковы сокровенные смыслы поста.
А если ты спросишь: «Ученые-правоведы (факихи) сказали, что если кто-то ограничится удержанием чрева и плоти от страстей и пренебрежет этими сокровенными смыслами поста, то пост его действителен, – что же это значит?», то знай, что правоведы обычного религиозного знания подкрепляют внешние условия поста доводами более слабыми, чем те доводы, что приведены нами касательно сокровенных условий поста, в особенности, о злословии и подобном этому. Но у знатоков обычного религиозного знания нет права возлагать иные обязанности, кроме тех, что под силу нести всем небрежным к тому свету, но приверженным мирскому.
Что касается благочестивых ученых, помышляющих о том свете, то они под действительностью поста имеют ввиду его принятие Аллахом, а под принятием – достижение цели. Под целью поста они понимают украшение себя качествами из качеств Аллаха, и следование ангелам в воздержании от страстей, по мере возможности, ибо они – лишены страстей. Человек по своей степени выше животного из-за своей способности светом разума подавлять страсти, и ниже ангелов из-за овладения им страстями и подвержения испытаниям путем возложения на него борьбы с ними. И всякий раз, когда он поддается страстям, он падает до самого низкого уровня и опускается до степени животных, а всякий раз, когда он подавляет страсти, он возвышается на самую высокую степень и достигает степени ангелов. Ангелы же приближены к Аллаху, и так же приближен к Нему и тот, кто следует им и уподобляется им. Действительно, уподобившийся близкому близок и сам, а близость та не по месту, а по свойствам
И если сокровенный смысл поста в понимании обладателей освещенных божественным светом сердец таков, то какова польза в откладывании приема пищи и в употреблении ночью обеда и ужина вместе взятых, наряду с увлечением другими страстями в течение всего дня? Если подобный пост имеет пользу, то в чем же смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достается лишь голод и жажда!» Поэтому один ученый сказал: «Сколько же постящихся внешне – не соблюдающие его по сути, и сколько не соблюдающих пост внешне – соблюдающие его по сути!» Не соблюдающий пост внешне и соблюдающий его по сути это тот, кто удерживает свое тело от грехов и употребляет пищу и воду, а соблюдающий пост внешне и не соблюдающий его по сути – это тот, кто голодает, подвергает себя жажде и дает телу волю в совершении грехов.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост – это аманат (т.е. доверенное), и пусть каждый из вас бережет свой аманат».
Пророк (мир ему и благословение), прочтя слова Всевышнего (смысл): «Аллах (мир ему и благословение) поистине повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его» (сура «ан-Ниса», аят 58), возложил руки на глаза и уши, и сказал: Слух – аманат, и зрение – аманат.
И не будь они аманатом поста, не повелел бы Пророк тем, который подвергаются нападкам, но при этом должны воздержаться (мир ему и благословение): «Пусть скажет: «Я – постящийся», то есть, «Язык мой дан мне как аманат, чтобы я его оберег, и как же я дам ему волю, отвечая тебе бранью».
Итак, мы надеемся, что для многих стало ясным: в каждом поклонении Богу есть явные и тайные стороны, внешняя оболочка и ядро, а у оболочки — степени, а у каждой степени — разряды. И теперь каждый может решить для себя сам – довольствоваться ему одной оболочкой без ядра, или примкнуть к обладателям освещенных божественным светом сердец.