12.12.2024

Лучи1АНВАР АЛЬ-ХИКМАТ
(продолжение)

60) Пока больной окончательно не выздоровеет, он не почувствует вкуса еды. Пока любящий не получит возможности свидания, он не достигнет удовольствия. И человек, пока не обезопасит себя от вражды, не достигнет покоя.

61) Когда у врага не остается других ухищрений, он начинает водить дружбу, под прикрытием дружбы совершая такие дела, на которые не способен никакой враг.
   
62) Мудрец (хирадманд) – тот, кто не будет ни с кем враждовать, даже если весь мир будет враждебен ему.
   
63) Не дружи с неблагородным завистником и нечистоплотным развратником. Поскольку хотя каждый не может существовать без друзей, не каждый достоин быть другом.
   
64) С тем, кто сквернословит, всем недоволен и плохо себя ведет, все враждуют. Тому, кто не лжет, не нарушает своих обещаний и не обижает людей, все друзья.

65) Нельзя считать достойными дружбы развратника, глупца и лжеца. Если друзей даже тысяча, считай, что их мало. Если врагов хоть один, считай, что их много.
   
66) Некоторые друзья находятся на положении еды, так как без них нельзя. А некоторые подобны лекарству, поскольку нужда в них случается иногда.
   
67) Когда человек общается с одним из друзей Истинного – Всеславного и Всемогущего – следует
быть осведомленным о своем состоянии, сравнивая [его при этом] общении с тем, что было прежде,
и, обнаруживая разницу, ценить это общение.
   
68) Если ты не можешь отказаться от дольнего мира, то не обращайся сердцем к нему, [поскольку]
Истинный Всеславный и Всемогущий – не столько хочет твоего отказа от мирского, сколько отказа
твоего сердца от любви к мирскому.
   
69) Водись с праведным другом и сторонись грешного друга. Поскольку грешный друг будет вести тебя к порицаемым качествам, а праведный друг – к достохвальным.

70) У всего есть свои плоды. Плод кротости (хилм) – величие (риф’а). Плод довольства малым –
покой. Плод покорности – любовь.
   
71) Когда умный видит разногласие, он отходит в сторону. А когда видит мир, то спокойно располагается тут. Так как в первом случае здоровье можно сохранить, держась подальше, а тут – спокойствие можно сохранить, держась вблизи.
   
72) Когда кто-то приобретает богатство, [значит] его плотские желания служат уму. А когда кто-то оказался в бедственном положении, [значит], его ум подчиняется плотским страстям.
   
73) Нельзя быть другом без покорности. Нельзя достичь, цели без терпения. И царством нельзя править без справедливости.
   
74) Когда видишь, что в войске врага есть разброд – соберись. А если видишь, как они собрались
воедино – подумай, а не в разброде ли [твои войска].
   
75) Двое являются врагами царства и веры – правитель без кротости и отшельник без знаний.
   
76) Не доверяй дружбе царя и сладкоречию детей. Так как первое изменяется при малейшем сомнении, а то [второе] – от одного лишь сна.
   
77) Трем людям не обойтись без трех вещей: правителю без политики, визирю без верности и подданному без [законо] послушания.
   
78) Три вещи не сохранятся надолго: знания без дискуссии, богатство без торговли и царство без политики.
   
79) Четыре вещи приводят к четырем результатам: благодарность – к увеличению благ, молчание
– к сохранности, щедрость – к величию и политика – к безопасности.
   
80) Четыре вещи приносят царю ущерб: смех с нижестоящими, общение с презренными, совещание с женщинами (женами) и выражение согласия с развратом грешников.
   
81) Царь должен воспитать и приблизить к себе шесть человек: мудрого визиря, честного секретаря, сладкоречивого поэта, искренне верующего астролога, всесторонне образованного собеседника (надима) и опытного врача.
   
82) Лучшие качества для царя – щедрость, смелость и справедливость. И худшие качества – трусость, тирания и жадность.

83) Три вещи можно, приобрести благодаря трем другим – спасение благодаря терпению, величие благодаря щедрости и победу благодаря справедливости.
   
84) Грехи трех групп людей – трех типов. Грех правителей – тирания. Грех ученых – жадность. Грех бедняков – показное благочестие (рийа).
   
85) Царь не должен ставить правителем над людьми себялюба. Поскольку себялюб ничего не может, а неучу не следует править другими.
   
86) Тот, кто старался быть кротким, добился величия. Всякий, кто избрал себе честность, поднялся. Того, кто хранит свой язык от лжи, считают достойным качества искренности. И тому, кто избегал близости с неправедными, дали путь к общению с благими.
   
87) Береги три вещи, чтобы не потерять другие три – береги омовение, чтобы не потерять намаз.
Береги глаза, чтобы не потерять сердце. Береги язык, чтобы не потерять голову.
   
88) Благополучие бывает трех видов – благополучие веры, благополучие имущества и благополучие тела. Благополучие веры заключаетсяв том, чтобы сторониться плотских вожделений и беречь грудь (сердце) от зависти. Благополучие имущества заключается в исполнении обязанностей перед другими и служении нуждающимся. Благополучие тела заключается в малом количестве еды и половых отношений.
   
89) Четыре вещи ломают спину мужчине –множество врагов, бесчисленное количество долгов,
избыток женщин и недостойная супруга.
   
90) Гляди на мужчин взглядом уважения, а не презрения. И гляди на женщин взглядом благородства, а не похоти.
Продолжение следует, инша Аллаh.

 

 

Добавить комментарий