20.04.2024

ПРИЧИНЫ ПУСТЫХ ЖЕЛАНИЙ

Причины и мотивы пустых, отдалённых желаний, надежд и исцеление от них

Как известно, существуют две причины, по которым люди преследуют пустые цели, надежды и мечты. Одна из них – невежество, а вторая – чрезмерная любовь к жизни, к мирскому.

Чрезмерная страсть к мирскому и любовь к жизни

Прежде всего, человеку не следует привыкать к мирской жизни, не завязывать с ней дружеских отношений, не привязываться к жизненным удовольствиям и наслаждениям, к земных страстям и не упрочнять свои связи с ней. Впоследствии ему будет довольно трудно оторваться от этого мира, который завладел его сердцем. Разговор о смерти с человеком, в чьём сердце поселилась такая любовь к жизни, будет невыносимо трудным. Он даже не пожелает думать о событии, именуемом смерть. Ибо если человек задумается о смерти должным образом, то тогда ему будет легче порвать связи с земным миром. Смерть – это одна из причин, по которой не следует придавать значения мирскому. Ведь если кто-то на самом деле не испытывает любви и привязанности к чему-либо, он старается держаться подальше от этого.

Человек, по сути, занят немалым количеством пустых, вздорных дел и постоянно тешит ими себя. Поэтому он всегда просит о тех вещах, которые запланировал и исполнения которых он хочет,и пожелания его имеют эту направленность. Например, человек хочет жить на земле вечно, желая, чтобы его жизнь длилась бесконечно. Эта мысль постоянно присутствует в его голове, то есть, он встаёт и ложится спать с этой мыслью. Теперь он строит в своей голове планы, исходя из этой основной мысли. Он даже начинает исследовать пути вечной жизни на земле. Для этого он желает завладеть богатством, необходимым для этой цели. И если оно у него есть, он желает приумножить его. Он желает заполучить семью, окружение, дом, друзей, средства для передвижения – в общем, всё, что есть на Земле из необходимого для благополучия и счастья.

Отныне все мысли и дела человека сосредоточены на этом. Эта забота, эта мысль станет для него едва ли не культом. Вся его деятельность будет построена на этом его представлении и этой мечте. О событии, называемом смерть, он не желает ни вспоминать, ни даже упоминать. Если порой он сталкивается лицом к лицу с затруднительным положением и опасностью, тогда бывает вынужден вспомнить о смерти, и тогда возникает необходимость приготовления к ней, но и тогда он находит для себя какую-то причину избежать этого. Он тотчас начинает думать: «Не спеши! Подожди ещё. Ещё есть время! Ты ещё молод, здоров, бодр и активен. В данный момент ты заботься о том, чтобы жить припеваючи, в своё удовольствие! Больше таких дней у тебя не будет! Теперь же, пока ты жив, реализуй их! Завтра, когда состаришься, – покаешься, да и всё тут!» И опять, с такими суждениями, ему не удаётся повернуть к своей основной цели. Став старше, он начинает думать так: «В сущности, сейчас время разгара молодости. Ты же ещё не стар! Продолжай такую жизнь до тех пор, пока не состаришься!» А когда он вступает в зрелый период своей жизни, его занимают такие мысли: «По крайней мере, заверши это начатое дело, а потом поступай, как пожелаешь. Да, ещё сделай ремонт да соверши это путешествие, сделай приготовления на будущее ребёнку, подготовь приданое своей дочери и своему сыну, справь их свадьбы, построй им по дому. И одолей, наконец, этого своего соперника, который постоянно соревнуется с тобой! И вот тогда оставь свои дела!»

И так он постоянно всё откладывает и откладывает дела, связанные с вечным миром и смертью, утешая себя надеждами, придумывая себе причины и отговорки, касающиеся того, что он займётся этими делами в будущем, «завтра». Но однажды видит, что смерть стучит к нему в дверь. А у человека в голове нет никаких соображений, кроме мыслей о будущем. Он десятки и сотни раз занимался такими и подобными им проблемами, ждал, что вот-вот закончит одно дело, но следом появлялись десятки других дел.

Вот так он всё откладывал да откладывал дела, связанные со смертью и потусторонним миром. Вдруг в то время, в которое он не ожидал, смерть совершит своё внезапное нападение. Его сожаление, тоска и раскаяние только увеличиваются. Ибо именно этой причиной объясняется многочисленность обитателей ада, их стоны и крики. Оттого, что в погоне за пустыми вещами, желаниями и надеждами, они всю свою жизнь постоянно откладывали дела, связанные со своей смертью и жизнью в потустороннем мире, говоря: «Завтра». Тогда они станут сокрушаться, сожалея и говоря: «Увы! Ах, как жаль!» Ах, если бы мы не откладывали дела, связанные с вечной жизнью, преследуя далёкие, пустые упования, надежды и стремления! Горе нам! Ведь тот несчастный, жалкий человек, который постоянно откладывает дела свои, связанные с вечным миром, на завтра, не осознаёт того, что «завтра», которое он всё время откладывал на более поздний срок, может придти и смерть. Он не догадывается об этом. А между тем, продление срока даёт человеку возможность приумножить свои силы и обеспечить ему обретение мужества и смелости. Этот человек, который в такой степени погряз в мирском, защищая его и постоянно борясь за него, надеется на то, что ему однажды будет предоставлена возможность для того, чтобы он мог совершить покаяние. А это сумеют выполнить с успехом лишь те, кто, не придавая значения мирскому, отбрасывал его на задний план.

От гонки за мирским не будет результата, главная цель будет забыта и упущена.

Так вот, фундамент всех этих иллюзий опирается на любовь к мирскому. И ещё это происходит из-за незнания человеком истины, о которой Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так:

«Люби то, что хочешь. Однажды ты непременно с ним расстанешься».

Имам Газали (рахматуллахи алейхи)
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *