08.11.2024

ОСНОВЫ ЕДИНОБОЖИЯ

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха.
После:
Говорит нижайший раб, надеющийся на милость Осведомленного и Видящего [Аллаха], Ибрагим аль-Байджури.

Одни братья, пусть Аллах улучшит мое и их духовное состояние, попросили нас написать небольшую работу, в которой бы перечислялись атрибуты Всевышнего и их противоположности, и также чтобы в ней излагалось то, что допустимо в отношении Аллаха, и чтобы в ней содержались сведения о том, что обязательно, невозможно и допустимо в отношении пророков. И я ответил на их просьбу.
Я говорю, и лишь от Аллаха тауфик.

Иляхият
Каждый мукалляф обязан знать то, что обязательно, невозможно и допустимо в отношении Всевышнего.

(1) В отношении Аллаха обязательно Бытие (аль-Вуджуд). Противоположность этого атрибута — небытие (аль-`адам). Доказательством этого атрибута является существование мира творений. 

(2) В отношении Аллаха обязательна Безначальность (аль-Кидам). Смысл этого — в том, что у Аллаха нет начала. Противоположность этому — сотворенность (аль-худуус). Доказательством этого сифата является то, что если бы Аллах имел начало, то он нуждался в том, кто его сотворил, а это абсурд.

(3) В отношении Аллаха обязательна Бесконечность (аль-Бака). Смысл этого — в том, что у Аллаха нет конца. Противоположность этому — конечность (аль-фана). Доказательством является то, что если бы Аллах имел конец, то он был бы сотворенным, а это абсурд.

(4) В отношении Аллаха обязательно абсолютное отличие от творений (аль-мухаляфату лиль-хавадис). Смысл этого сифата — в том, что Аллах ничему не подобен, то есть у Аллаха нет руки, глаза, уха и других атрибутов творений. Противоположность этому атрибуту — подобие (аль-мумасаля). Доказательством является то, что если бы Аллах был подобен творениям, то был сотворенным, подобно им, а это абсурд.

(5) В отношении Аллаха обязательно самостоятельное существование (аль-Киям бин-нафс). Смысл этого — в том, что Аллах [в Своем существовании] не нуждается ни в месте, ни в том, кто бы выбирал что-то за Него (аль-мухасыс). Противоположность этому — нужда в чем-то (т.е. нужда в месте) и в ком-то. Если бы Аллах для существования нуждался бы в месте, то Он был бы атрибутом, а это абсурд. Если бы Он нуждался в том, кто выбирает за него, то был сотворенным, а это абсурд.

(6) В отношении Аллаха обязательна Единственность (аль-Вахдания) в сущности (аз-зат), атрибутах (сифат) и действия (аф`аль). Смысл единственности в сущности — в том, что Аллах не состоит из различных частей. Смысл единственности в атрибутах — в том, что у него нет двух или более сифатов одного вида, например, двух знаний, двух сил и т. д. А также никакие сифаты творений не похожи на Его сифаты. Смысл единственности в действиях — в том, что совершает деяния лишь Аллах. Противоположность этому сифату — множественность. Доказательством этого сифата является то, что если бы [Аллах был описан] множественностью, то ничто из этого мира не существовало бы.

(7) В отношении Аллаха обязательно Могущество (аль-Кудра). Это предвечный сифат, которым описана Сущность Аллаха. При помощи этого сифата Аллах творит и уничтожает. Противоположность ей — слабость (аль-`аджз). Доказательством этого является то, что если бы Аллах бы слабым, то ничего из этого мира не существовало бы.

(8) В отношении Аллаха обязательна Воля (аль-Ирада). Это предвечный сифат, которым описана Сущность Аллаха, и Аллах выбирает нечто из допустимого в плане сотворения и уничтожения, обогащения или обеднения, дарования знания или невежества и т. д. Противоположность — безволие (аль-караха). Доказательством этого является то, что если бы Аллах был безвольным, то, следовательно, он был бы бессильным, а это абсурд.

(9) В отношении Аллаха обязательно Знание (аль-`Ильм). Это предвечный атрибут, которым описана Сущность Аллаха, и на основе этого качества Аллах знает все. Противоположность — невежество (аль-джахль). Доказательством является то, что если бы Аллах был невежественен, то он не смог бы быть волеизъявляющим, а это абсурд.

(10) В отношении Аллаха обязательна жизнь (аль-Хая). Это предвечный атрибут, которым описана Его Сущность, и его наличие позволяет описывать Его Сущность знанием и другими сифатами. Противоположность — смерть (аль-мавт). Доказательством этого является то, что если бы Он был мертвым, то Он не мог бы быть могущественным, волеизявляющим, знающим и т. д.

(11, 12) В отношении Аллаха обязательны Слух (Ас-Сам`) и Зрение (Аль-Басар). Это два предвечных атрибута, которыми описана Сущность и при помощи них раскрываются существующие вещи. Противоположность — глухота (саамам) и слепота (`амаа). Доказательством являются слова Аллаха (смысл): «Он Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11).

(13) В отношении Аллаха обязательна Речь (аль-Калам). Это предвечный атрибут, которым описана Сущность Аллаха. И Речь Аллаха не является ни звуками, ни буквами. Противоположность — немота (бакм). Доказательством являются слова Аллаха (смысл): «Говорил Аллах с Мусой разговором» (Ниса, 64).

(14) В отношении Аллаха обязательно, чтобы Он был Всемогущим. Противоположность — быть слабым. Доказательство — такое же, как доказательство обязательности сифата Могущество (аль-Кудра).

(15) В отношении Аллаха обязательно, чтобы Он был Волеизъявляющим. Противоположность — быть безвольным. Доказательство — такое же, как доказательство обязательности сифата Воля.

(16) В отношении Аллаха обязательно, чтобы Он был Знающим. Противоположность — быть невежественным. Доказательство — такое же, как доказательство обязательности сифата Знание.

(17) В отношении Аллаха обязательно, чтобы Он был Живым. Противоположность — быть мертвым. Доказательство — такое же, как доказательство обязательности сифата Жизнь.

(18, 19) В отношении Аллаха обязательно, чтобы Он был Слышащим и Видящим. Противоположность — быть глухим и слепым. Доказательство — такое же, как доказательство обязательности сифатов Слух и Зрение.

(20) В отношении Аллаха обязательно, чтобы Он был Говорящим (мутакаллим). Противоположность — быть немым. Доказательство — такое же, как доказательство обязательности сифата Речь.

(21) Для Аллаха допустимо совершение допустимых действий либо их оставление. Доказательством этого является то, что если бы совершение допустимого действия было бы для Аллаха обязательным или невозможным, то допустимое тогда было бы либо обязательным, либо невозможным, а это абсурд.

Нубувват
(22) Для посланников, мир и благословение им всем, обязательна правдивость (сыдк). Противоположность — лживость (казиб). Доказательство: если бы они могли лгать, то слова Всевышнего оказались бы ложью, а это абсурд.

(23) Для посланников, мир и благословение им всем, обязательна безгрешность (амаана). Противоположность — совершение грехов (хияна). Доказательство: если бы они совершали запретное или нежелательное, то нам было бы приказано совершать эти же действия. А неверно, что нам может быть велено совершать запретное или нежелательное.

(24) Для посланников, мир и благословение им всем, обязательно доведение того, что им было приказано довести до людей. Противоположность — сокрытие этого. Доказательство: если бы они могли что-то скрыть, то, следовательно, нам бы также было бы велено скрывать знания. А неверно, что нам приказывают скрывать знания, ибо тот, кто скрывает знания, проклят.

(25) Для посланников, мир и благословение им всем, обязателен ум. Противоположность — глупость. Доказательство: если бы они не были умны, то не смогли бы приводить доводы против тех, кто выступал против их призыва, а это невозможно. Ведь Коран во многих местах указывает на то, что [посланники] приводили доказательства против тех, кто выступал против них.

(26) Для посланников, мир и благословение им всем, допустимы свойства человеческой природы, которые не указывают на недостаток, например, болезнь и т. д. Доказательство — свидетельство очевидцев.

Приложение
(27) Также человек обязан знать родословную Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, по отцу и матери.

Родословная по отцу: Он наш господин Мухаммад ибн Абдулла ибн Абдуль-Муталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Киляб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луъай ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Ма`адди ибн `Аднан. И после него нет достоверного продолжения родословной до Адама, алейхи ссоляту ва ссалям.

Родословная по матери: Он наш господин Мухаммад ибн Амина бинт Вахб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Киляб. И их родословная совпадает на его деде Килябе.

(28) Также обязательно верить, что у Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, есть хауд (пруд) и (29) что он заступится в Судный День, когда никто не сможет этого сделать. Этот вид заступничества есть только у него.

(29) Обязательно знать поименно всех пророков, упомянутых в Коране, а в остальных верить в общем.

(30) Является обязательным верить в то, что век Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, лучший, затем — тот [век], который после, затем — который после.

(31) Также нужно знать имена детей Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям. Их семь, согласно сильному мнению: наш господин аль-Касим, наша госпожа Зейнаб, наша госпожа Рукайя, наша госпожа Фатима, наша госпожа Умм Кульсум, наш господин Абдулла, которого называют ат-Таййиб и ат-Тахир, наш господин Ибрагим. Все они — от Хадиджи, кроме нашего господина Ибрагима, он — от египтянки Марии (аль-Кибтийя).

Это то, что облегчил нам Аллах. Хвала Аллаху — Господу миров. Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников.

Автор: Имам Ибрагим аль-Байджури
Книга: Рисаля фи ильм ат-таухид
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий