БЕДНОСТЬ — НЕ ПОРОК, А ВОЗМОЖНО НАГРАДА
Мы часто слышим разговоры о том, как тяжело жить, что не хватает средств, не на что купить хорошую одежду детям, отправить их в развлекательный центр…Жалобы на судьбу, жизнь стали обычным, привычным для нас делом. Конечно, легче посудачить, кому-либо пожаловаться, но только не взять себя в руки и не устроиться на работу, пусть даже на самую тяжёлую. Легче выйти на улицы родного города и просить у водителей проезжающих машин очередной рубль.
Мы, мусульмане, тоже иногда поддаёмся такому негативному настроению и забываем, что всем и вся располагает только Всевышний Аллах, а значит, мы обязаны во всём полагаться на Его волю. Просто помните: если у вашего соседа стол просто ломится от различных заморских яств, а вы можете позволить себе только манную кашу, в этом для вас заключена большая милость, мудрость Творца.
Не стоит сожалеть, что у вас нет иномарки и вы не можете съездить отдохнуть на Мальдивы. Это не самое главное в жизни. Важно – достойно принимать то, что даёт Аллах. Если в данный момент вы живёте бедно– это вовсе не означает, что надо настроиться против всего мира, забиться в уголок и не идти ни с кем на контакт. Напротив, даже в таких сложных жизненных ситуациях мы просто обязаны благодарить Всевышнего. Со слов имама Дайлями сообщается (хадис): «Если ты видишь, что бедность приближается к тебе, скажи: ”Приветствую тебя, о отличительная черта благочестивых!”»
Очень сложно быть благодарным рабом своего Создателя, если не познаешь бедности, не перенесёшь каких-либо лишений, не пройдёшь через ниспосылаемые испытания. Преодолевая всё это, мусульманин становится сильнее, его иман (вера) и убеждения крепчают. Альхамдулиллях, как бы тяжело нам ни было, мы не лишены возможности есть, пить… Нам не приходится сегодня собирать с полей прошлогодний картофель и варить его, как это делали наши бабушки и дедушки в годы войны. Нам не приходится воровать с колхозных полей зёрнышки пшеницы, чтобы накормить голодных детей. Худо ли, бедно ли, но мы живём сейчас намного лучше, чем жили наши родители несколько десятилетий назад. Та жизнь ещё не забыта, любой ветеран войны даст вам мастер-класс по выживанию.
В принципе, мусульманин и не имеет права жаловаться на свою судьбу. Он понимает или должен понимать, что всё происходящее с нами – по воле Всевышнего Аллаха, поэтому надо просить только у Него, а не у проезжающих водителей на городских улицах.
Однажды Умар ибн Хаттаб, после вечерней молитвы (магриб), услышал голос просящего милостыню и сказал одному из помощников: «Накорми его». Через некоторое время Умар опять увидел этого человека, просящего подать ему, и спросил: «Разве я не велел накормить его?!» Ему ответили: «Мы накормили». Второй праведный халиф подошел к нему и посмотрел в торбу, что стояла у его ног. Она была полна хлеба. Умар воскликнул: «Ты, оказывается, не нуждающийся, а торговец (то есть это твоё ремесло)!» Правитель правоверных забрал торбу, хлеб передал на корм верблюдам и плетью прогнал этого человека, сказав, чтобы он больше не возвращался.
Здесь же уточню, что попрошайничество –«выпрашивание у посторонних лиц денег или материальных ценностей»– отражено в законодательстве РФ. В частности,статья 151 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в попрошайничество как вид антиобщественных действий (http://dic.academic.ru).
С любой точки зрения – нехорошо выклянчивать: и Аллах открывает семьдесят ворот бедности, и по законам нашего государства можно получить срок. Так что довольство и упование на решения Творца – верный залог спокойствия и счастья.
Абу Хурайра передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Бедные войдут в Рай на 500 лет раньше богатых».(ат-Тирмизи). Также Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Если бы у меня было золота размером с гору Ухуд, то я не был бы рад, если бы не роздал это всё в течение трёх дней, кроме того, что я был должен» .(Бухари, Муслим).
Любимец Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не был богат. Его жена Айша – мать всех правоверных – сказала:«Семья Мухаммада никогда не ела достаточно ячменного хлеба два дня подряд до самой его смерти».(Бухари, Муслим). Бывали случаи, когда он оставался голодным на протяжении нескольких дней и привязывал камень к животу от голода. Также и одежда его, и жилище совсем не отличались роскошеством,изыском. У него и его семьи всё было очень и очень скромным. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) осиротел, рос и воспитывался в бедности. Только терпение, преодоление каких-то лишений возвысило его в духовном плане. А по-другому и не может быть. Каждый раз, когда мусульманин претерпевает трудности и с достоинством переносит их, положившись на Аллаха, он возвышается перед Ним.
Однажды жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли к нему с жалобой на свою бедность, они хотели улучшить свое благосостояние, желая жить не хуже других. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел, рассердившись и опустив голову. Тогда был ниспослан следующий аят (смысл):
«О Пророк, ты скажи своим жёнам: если вы хотите мирскую жизнь и её красоту, то я вам её дам и спокойно разведусь. Если вы любите Аллаха и Его Посланника, то, поистине, ваш Господь приготовил таким праведным жёнам хорошее вознаграждение и степень».Посланник (мир ему и благословение Аллаха) прочитал эти два аята и оставил выбор за жёнами. Они выбрали жизнь с Пророком (мир ему и благословение Аллаха).
Жена должна быть опорой мужу, и наоборот. Разные испытания Аллах отправляет Своим рабам, бедность – это тоже испытание. И если она постигла семью, то все её члены должны быть терпеливыми и сплотиться, иначе сложно будет преодолеть сложившуюся ситуацию.
Многие сподвижники, чтобы помочь распространению истинной веры, отдавали своё имущество и становились бедными, и это совершенно не умаляет их достоинство, напротив, это заслуживает уважения.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был бедным человеком, многие его соратники и последователи – тоже. И сегодня много тех, кто не смотрит на то, что у него сегодня на обед или ужин, а занимается делом распространения Ислама. Как правило, это далеко не богатые люди, у них совершенно иная цель в жизнь – служение на благо религии Аллаха, дабы заслужить Его довольство.
Бедность – не порок, это всего лишь определённое состояние на определённый этап жизни. Надо достойно пронести это испытание и стать сильнее. А если вся ваша жизнь прошла у черты бедности, то здесь тоже ничего страшного нет. Наилучший для нас пример – любимое творение Аллаха Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), который сам был бедным и любил бедняков.
Бедность – не порок, а, возможно, награда.
Источник: islam.ru