ПОНИМАНИЕ МОГИЛЬНОЙ ЖИЗНИ
(часть 1)
Для того, чтобы понять что такое могильная жизнь, сначала надо перечислить несколько важных пунктов, которые помогут представить весь предмет.
Три различные стадии и связь человека с каждой из них:
Человек (Инсан) имеющий в основе 2 вещи: тело и душу, проходит через 3 различные стадии:
1) Этот мир (также известный как Дунья или Дарул Амал, место поступков).
2) Ахират (потусторонний мир, также называемый Дарул Карар, место постоянного терпения).
3) Барзах (могильная жизнь или Дарул Интизаар, место ожидания).
Связь человека с каждой из этих стадий
В этом мире человеческое тело играет определенную роль, в то время как душа, угодливая телу, является его следствием. В Барзах (могиле) лидерствующая роль принадлежит душе, а тело, будь оно свежее или разложившееся, испытывает наказание или награду, что определяется по состоянию души.
В Потустороннем мире (Ахирате) тело и душа сочетаются таким образом, что оба получают блага или наказания в соответствии их индивидуальных качеств.
Так как Барзах — состояние между этим миром и Потусторонним, то он соединяет их. Подобно тому, что человек в Барзахе испытывает на себе блага или наказания Ахирата, имея возможность, время от времени посещать свое будущее жилище, он еще осведомляется о событиях в этом мире, связанных с его положением в Барзахе.
В Барзахе человек может испытывать блага, если люди в этом мире совершают по нему дуа (мольба ко Всевышнему, просьба), посвящение ему Сауааба (вознаграждение) или пользуются результатами его прижизненных трудов и развивают их. В состоянии Барзах он получает за них награду.
Связь между этим миром и Барзах
Связь этого мира с Барзахом крепче, чем с Ахиратом, потому что в Барзахе находится только душа, в то время как само тело, будь оно свежее или разложившееся, остается в этом мире. В Ахирате же, до прихода дня Кыямата, нет ни тела, ни души человека, хотя душе иногда позволительно посещать Ахират, наслаждаясь благими плодами Джанната, или на короткое время, если это не чистая душа, ощущать ужасы наказания Джаханнама. Тот факт, что душе не разрешено постоянно оставаться в Ахирате, указывает на более слабую связь между Ахиратом и Барзахом.
Следовательно, является естественным, что люди Барзаха (находящиеся в могиле) и люди этого мира стремятся всегда узнать как можно больше друг о друге. После успешного ответа на вопросы в могиле, желанием души является оповещение своих мирских родственников о своем благополучном состоянии. Мученик ищет разрешение Аллаха, чтобы сообщить родственникам о своем успехе и высоком положении.
Подобно этому, люди Барзака всеми силами стремятся узнать о своих родственниках, еще находящихся в этом мире. В соответствии с хадисом: не успеет душа прибыть в Барзах, как ее тут же окружают жильцы Барзаха и стремятся выяснить что-либо о своих мирских родственниках. Все это сопровождается шумом, поэтому Малаиках (ангел) вынужден был вмешаться и приостановить их фразой: «Отпустите его, он еще не оправился от смертельной боли». Прочной более крепкой связи этого мира и Барзах является то, что половина человека (его тело) продолжает оставаться здесь.
Пять средств общения между Барзахом и этим миром
В силу тесной связи между двумя рассматриваемыми мирами, Аллах обеспечил определенные средства, с помощью которых обитатели обоих миров имеют возможность общаться друг с другом и информировать о взаимном состоянии дел. В рамках Корана и Хадиса встретил я 5 подобных средств, дающих возможность узнать людям этого мира положение жильцов Барзаха и даже свое собственное потенциальное положение, ожидающих их, т.к. они, в конце концов, попадут туда же. К этим средствам относятся:
1) Доказательства из Шариата
2) Духовные или интуитивные откровения (Кашф-и-Батини)
3) Истинные Сны
4) Случайные происшествия
5) Переживание жизненных реальностей
Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ШАРИАТА
Шариат дает нам сведения обо всем касающемся Ахирата. Аллах и Расул (саллаллаху алайхи уасаллам) сообщили нам посредством многочисленных Аятов и Хадисов о положении тех или иных отдельных личностей в Барзахе, или определенных групп. Для нас является обязательной — вера в доказательства Шариата.
Пример доказательства Шариата о положении
в Барзахе особых личностей
В соответствии с Хадисом, однажды Расулаллах (саллаллаху алайхи уасаллам) прогуливался с Хазратом Абубакром (да будет доволен им Аллаh) и Хазратом Умаром (да будет доволен им Аллаh), шедшими по обе стороны от него. Пророк (саллаллаху алайхи уасаллам) сказал, обняв их за плечи:
«Вот так мы будем воскрешены». Этот хадис указывает на положение определенных личностей в Барзахе.
Или: когда Хазрат Билал (да будет доволен им Аллаh) находился на смертном одре, он произнес с радостью: «Завтра я увижу Мухаммеда и его товарищей».
Эти слова были произнесены без тени сомнения, т.к. за счет его сильного имана, он был оповещен о своем положении в Барзахе.
Группы
Коран говорит нам о мучениках (шахада), которые находятся в своих могилах и поддерживаются Аллахом. Хадис повествует о том, что мученики имеют зеленые крылья (перья) птиц и возможность летать в Джаннат, наслаждаются райскими удовольствиями, хотя в этот период Джаннат не является еще их постоянным местом пребывания.
В этом хадисе указывается на положение в Барзахе мучеников. Нет необходимости говорить, что каждый мученик получит положение, соответствующее принесенной им жертвой, его искренности и т. д.
Общие положения Шариата
Шариат также дает возможность каждому из нас определить свое потенциальное положение в Барзахе.
Расулуллах (саллаллаху алайхи уасаллам) сказал:
«Ты будешь воскрешен так, как умер и ты умрешь так, как ты жил». Этот хадис разъясняется более подробно и подтверждается другими хадисами. Сахаба однажды спросил: «О Расулуллах, как можно узнать, что нас ждет в Потустороннем мире?» «Проверь свои поступки» — ответил Расулуллах (саллаллаху алайхи уасаллам). Это означает, что, если человек живет в послушании Божественным Предписаниям, то его смерть и воскрешение будут блаженными.
Пророк (саллаллаху алайхи уасаллам) сказал: «Если твой ближний (сосед) хорошо отзывается о тебе, то знай, что также ты будешь оценен и Аллахом».
Однажды джаназа прошла мимо Расулуллаха (саллаллаху алайхи уасаллам), который сказал: «Джаннат становится Ваджиб» (для этого покойного). Причиной этого он назвал: «Люди отзываются о нем хорошо, поэтому он в Джаннате». В другой раз он сказал, что для одного покойного Ваджибом стал Джаханнам, т.к. его ближний отзывался о нем плохо.
Из этого видно, что не только хороший или плохой жизненный путь человека определяет его позицию в Барзахе, но на нее также влияют свидетельства ближнего, который живет рядом с ним и осведомлен о его образе жизни.
Благородные поступки и Барзах
Разные поступки также определяют позицию, совершающих их людей в Барзахе.
Намаз: В соответствии с хадисом, Расулуллаху (саллаллаху алайхи уасаллам) был показан покойный, которого окружали ангелы Наказания, но неожиданно к нему на помощь пришел его намаз (который он совершил во время жизни) и спас его.
Пост
Расулуллах (саллаллаху алайхи уасаллам) сказал: Я видел в Барзахе человека, у которого от жестокой жажды язык вывалился наружу и, когда он приближался к какой-либо воде, тот тут же отдалялся от нее до тех пор, пока посты Рамазана не пришли к нему и не утолили его жажду.
Фардз и Ваджиб Гусл
Расулуллах ( салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Я видел собрание разных Амбия (мир им) и один человек попытался подойти к этому собранию, но был отодвинут и не допускался до тех пор, пока Гусл Джанабат (Фард и Ваджиб) не пришел к нему и не привел его на мое собрание.
Садака (Милостыня)
Расулуллах (саллаллаху алайхи уасаллам) видел человека из своего Уммата, который был окружен пламенем. Он старался уберечь свое лицо от огня. Неожиданно появилась его милостыня (садака) и создала преграду между ним и огнем.
Хадж
Расулуллах (саллаллаху алайхи уасаллам) сказал: «Я видел человека, окруженного ужасной темнотой, погруженного в печаль и горе. Вдруг к нему явились его Хадж и Умра и вынесли его на поляну Нура (Света).
Благородный характер
Расулуллах (саллаллаху алайхи уасаллам) сказал: «Я видел человека, (в Барзахе), который полз на коленях, пытаясь попасть на Суд Аллаха, но не мог сделать этого. Его благородный характер пришел к нему и привел к Аллаху.
Различный Ибадат
В соответствии с хадисом, когда человека положили в Кабр, Азааб (Наказание) приближается к нему с разных сторон: слева, справа, сверху, снизу. Но его Ибадат: намаз, Пост, Закят, Тилауат-е-Коран и т.д. защищают его от этого наказания, не дают Азаабу прохода в его могилу.
Вышеуказанный хадис убедительно доказывает, что различные дела Ибадата, поистине помогают человеку в Барзахе.
Зловредные поступки и непослушание
Совершаемые человеком зловредные поступки тоже дают возможность определить его будущее положение в Барзахе.
Расулуллах (саллаллаху алайхи уасаллам) сказал: «Спасайте себя от (капель) мочи, за них в могиле следует наказание».
В соответствии с другим хадисом, проходя мимо двух могил Расулуллах (саллаллаху алайхи уа саллам) сказал, что один из них был наказан за небрежность в отношении капель мочи. Другой человек был наказан за роспуск сплетен и злословие.
В соответствии с еще одним хадисом, рассказанным Ибн Масудом (да будет доволен им Аллаh), человек был захлестан в своем Кабр (могиле) плетью так жестоко, что был поглощен огнем и все это за неочищение (вузу) себя перед намазом.
Супружеская измена
Совершившие супружескую измену, в соответствии с хадисом, будут пребывать в огромном огненном котле голыми. Периодически столбы огня будут поднимать тела грешников вверх, к краю котла, но дальше края им подняться не удастся, тела снова упадут на дно и все это будет повторяться.
Кроме этого, подобные наказания предусмотрены и за другие грехи: гордость, лживость, эгоизм и др. Да спасет нас Аллах.
Продолжение следует, инша Аллаh.