13.04.2024

Сегодня у каждого, кто обладает компьютером или гаджетом и пользуется Интернетом, в браузере есть история. История вашего посещения различных сайтов. Взгляните на неё и представьте, что эту историю вместе с вами просматривают все. Все те, кого вы уважаете и любите… Все те, кто относится к вам хорошо, кто считает вас чистым и хорошим человеком.

Если вам не хочется, чтобы все видели, чем вы занимаетесь в Интернете, и вам стыдно – это уже хорошо. «Что же здесь хорошего?» – спросите вы меня. Постараюсь объяснить. Конечно, плохо, что ваша «история» не так чиста, как должна быть у праведного мусульманина. Тем не менее, давайте задумаемся, почему вам не хочется, чтобы другие знали о ваших «прогулках» по сети. Ответ очевиден. Вам стыдно. Это естественное качество, которым Создатель наделил человека.

 

«Хаяъ» (стыд) – под этим понятием в Исламе подразумеваются стеснение, смущение, кротость, богобоязненность. Для мусульманина эти чувства имеют очень большое значение. Если в нас нет богобоязненности, внутренней культуры, стеснительности, выдержки, то не будет и порядка в нашей повседневной жизни. Человека, не стесняющегося своих негативных поступков и недостатков, не боящегося Аллаха, ничто не остановит. В таком обществе будет расцветать влияние жестоких и бессердечных людей, исчезнет благодать Всевышнего, а вместе с ней мир и покой. Поэтому в Исламе чувства стыда, смущения и кротость являются своего рода щитом, спасающим правоверного от всяких негативных поступков, всего предосудительного и греховного.

Именно потому, что у вас ещё остался стыд, и это благородное качество присутствует в вас, вы не хотите, чтобы окружающие узнали о ваших прегрешениях и оплошностях, ведь Посланник Божий ﷺ сказал: «Кто не стесняется людей, тот не стесняется и Всевышнего». Таким образом, первая ступень потери стыда перед Создателем есть потеря стыда перед людьми.

 

Пророк ﷺ изрёк:

الحياء من الإيمان

«Стыдливость – это от имана» (привели имамы аль-Бухари и Муслим).

Опираясь на этот хадис, можно с уверенностью утверждать: у того, в ком отсутствует стыд, иман очень слаб, и этот человек нуждается в его укреплении.

Конечно же, самым лучшим примером для нас является Любимец Господа ﷺ. Именно просматривая жизнеописание Пророка ﷺ и узнавая о его благих нравах, в том числе о стыдливости, мы можем улучшить свой нрав, приобретая лучшие качества.

 

Рассмотрим один из многочисленных примеров проявления стыда у лучших людей нашей уммы.

Как мы знаем, Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет Господь доволен им) были похоронены в доме Айши (да будет Господь доволен ею), и Айша говорила, что здесь похоронен мой отец, мой муж, оба – близкие мне люди, поэтому я могу раздеться у себя дома. А когда в этом доме похоронили Умара (да будет Господь доволен им), Айша не смогла рядом с могилой Умара снять одежду. Она сказала: «Мне стыдно снять одежду в комнате, в которой похоронен Умар (да будет Господь доволен им)». Как мы знаем, Умар ей не муж и не брат.

Это качество, которое было присуще нашим праведным предкам, должно оставаться и в нас. Нельзя ни в коем случае думать, что с изменением времени и стыд можно оставить в прошлом, будто это пережитки прошлого. Ведь Пророк ﷺ был отправлен до самого Судного дня – соответственно, все благие качества, которыми он обладал, есть и наша цель.

Постараемся, чтобы наши «истории посещения» были такими, с которыми нам не будет стыдно ни здесь перед людьми, ни в Ахирате перед нашим Творцом.
Мухаммадариф Сиражудинов
Источник: islam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *