21.02.2024
О НАШЕМ РАВНОДУШИИ
На нашем сайте уже не первый раз говорится об отсутствии знаний, так необходимых мусульманам, особенно новообращенным. И поэтому новые мусульмане легко становятся жертвами ошибочных мнений и заблуждений. Недавний случай опять натолкнул на этот наболевший вопрос (о нашей религиозной безграмотности).
На днях заехав после работы в мечеть, чтобы успеть вовремя прочитать послеобеденную молитву, стала свидетелем такой сценки. Сидя в ожидании молитвы, поневоле услышала, как на первом этаже (в мужском зале) молодой человек, по выговору  и акценту, скорее всего, дагестанец, очень громко, с напором и темпераментом просвещал других молодых людей, тоже сидевших в ожидании молитвы.  Его речь представляла собой обычный набор для псевдосаляфита: «Аллах на небе, наверху» прямо-таки буквально, «суфисты», «ашариты заблуждаются, потому что отрицают сифаты Аллаха» (вот эти самые, которые следуют из буквального понимания подобных аятов и хадисов), аят Корана, где говорится об «истава» («вознесении») надо понимать как «истикрар» («утверждение»), так якобы учили все ранние ученые. На робкие попытки кого-то из собеседников возразить ему: «Но, брат, Аллах ведь не подобен творениям, а ты, получается, Его уподобляешь», – был категоричный ответ, что такое (буквальное, по внешнему смыслу) понимание Корана и хадисов было присуще всем ранним ученым («ты что, получается, мнение саляфов отрицаешь?»). И все бы это было еще полбеды – мало ли чего не услышишь в мечети.
Но это происходило буквально «под носом» у имамов мечети, которые общались тут же рядом с кем-то из прихожан, читали по их просьбе Коран и делали для них дуа. И при этом совершенно не пытались как-то вмешаться в разговор. Почему они никак не прореагировали на этот случай? Они тоже разделяют подобные взгляды? Да нет, вряд ли, много раз приходилось слышать и с высоких трибун российских духовных управлений, и от обычных имамов, что «мы, российские мусульмане, сторонники традиционного Ислама, мы приверженцы  ханафитского мазхаба, мы против всякого рода сектантов». Значит, имамы московских мечетей  вряд ли симпатизируют саляфизму. Неприятно так думать, но, скорее всего, им просто-напросто глубоко безразличны такие серьезные вопросы – что услышат в мечети обычные люди, чему их там научат. Видимо, для них их работа давно превратилась в формальное исполнение обрядов – регулярное совершение намазов, проведение похоронных церемоний и бракосочетаний.
Такой же вывод можно сделать из того, что на российский мусульманский книжный рынок поступает религиозная литература самых разнообразных толков (от ваххабизма до либерализма), а то и вообще имеющая к Исламу весьма отдаленное отношение (работы немусульман-востоковедов типа «суфизм и психология», где суфийские тарикаты авторы почему-то упорно называют «суфийскими орденами», видимо, по аналогии с католическими монашеским орденами). И ни один муфтият или духовное управление в России и не пытается как-то проконтролировать исламский книжный рынок – что собственно будут читать российские мусульмане, какие идеи они почерпнут из этой литературы. (Кроме, наверное, Духовного управления Дагестана, который вообще является почти единственным местом в современной России, где пытаются как-то упорядочить религиозное просвещение и дать людям правильные знания об Исламе от начала и до конца, а не какими-то урывками, как везде – научат фикху, правильному совершению намаза, а про основу, правильную акыду сказать и позабудут или скажут как-то мельком, вскользь)
Еще пример. В июне на одном из исламских информационных каналов промелькнуло сообщение, что «совет улемов при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан рекомендовал запретить к использованию в мечетях и медресе» ряд книг, написанных псевдосаляфитами. Такое могло даже порадовать, если бы не тот факт, что как-то очень поздно эти самые «улемы Татарстана» заметили подобную литературу. Она печатается в России, наверное, уже около десяти лет, если не больше, а запретить ее почему-то решили только сейчас. Раньше ее содержание вполне устраивало российских имамов, или они вообще только недавно узнали об ее существовании? Все подобные факты говорят о глубоком равнодушии тех, кого обычно называют «официальным духовенством» к религиозному просвещению мусульман. Хотя они, что называется, по долгу службы, просто обязаны такие моменты контролировать и заниматься религиозным просвещением и образованием мусульман.
В прекрасной лекции «Исправление понятий» нашего устаза Абу Али ‘Ашари прозвучала очень хорошая мысль. Что мало построить мечеть и поставить в ней имама, который будет регулярно читать намазы и совершать какие-то обряды (проводить похороны или бракосочетания). Мечеть должна быть прежде всего центром просвещения, образования, куда люди могут прийти со своими вопросами, где они будут получать знания по правильной акыде, фикху, другим исламским наукам, как это было в «золотые века» Ислама, когда ученые сидели в мечети и все желающие могли приходить и слушать их уроки. К сожалению, такая роль мечети у нас уже давно потеряна.Автор: Анна (Муслима) Кобулова
Взято из сайта: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *