18.04.2024

НОЧЬ АЛЬ ‘ИСРА ВАЛЬ МИ’РАДЖ

‘Исра – это путешествие Пророка (ﷺ) из мекканской мечети аль-Харам в мечеть аль-Акса в аль-Кудсе (Иерусалим). Ми‘радж – последовавшее за этим вознесение Посланника (ﷺ) на небо и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.

 Ибн Сад говорит, что это произошло за 18 месяцев до хиджры (переселения). Пророк ﷺ) совершил Перенос и Вознесение телом и душой. Поэтому Исра валь-Мирадж является одним из удивительнейших чудес, которыми Аллах почтил Своего Любимца (ﷺ). В священном Коране сказано: 

سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ.

«Слава Тому, Кто перенес ночью раба Своего из мечети запретной (Масжиду Аль-Харам) Мекки в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, окрестности которой благословили разными плодами и реками, для того, чтобы показать ему Нашу удивительную мощь. Воистину, Всеслышащий Он, Всевидящий» (17:1). 

Перенесение в Иерусалим и вознесение является в жизни Пророка (ﷺ) великим чудом, которое даровал ему Аллах. Это произошло после того, как Посланник Аллаха (ﷺ) в течение десяти лет проповедовал мекканцам, призывая их к Исламу, но в ответ получал только насмешки и унижения. 

В ночь вознесения Аль-Исра ва-ль-Ми‘радж Пророк Мухаммад (ﷺ) спал возле почтенной Каабы в месте, называемом «хиджру Исмаил», между Хамзатом и Жахфаром. 

По одной версии тогда к Посланнику Аллаха (ﷺ) пришли три ангела: Джабраил, Микаил и Исрафил (мир им). Они забрали Пророка (ﷺ) так, что спящие рядом не узнали об этом. Джабраил (а.с.) с Пророком (ﷺ) пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил рассек ему грудь без боли и крови, после чего вытащил сердце и промыл его три раза, а затем наполнил его мудростью и верой, и поставил на нем печать пророчества. После этого сердце поставили обратно и сжали грудь — и стало оно биться, как прежде. Потом подвели к нему животное под названием «Бурак». Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис об этом: 

«Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нем, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы (мир ему), где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы «Тур Асайна» где пророк Муса (мир ему) разговаривал с Всевышним, я также совершил два ракаата там, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса, сын Марьям, здесь я тоже совершил два ракаата». 

На каждой остановке спрашивал Джабраил Пророка (ﷺ): «Разве ты не знаешь, где совершаешь намаз?». Мухаммад (ﷺ) отвечал: «Не знаю» — после чего Джабраил рассказывал ему, что это за место. 

Когда они прибыли в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, Пророк (ﷺ) привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошел в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве имама. 

Когда он вышел из мечети, к нему подошел Джабраил с двумя сосудами, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка (ﷺ) пал на молоко. Джабраил же на это сказал: «Ты выбрал чистоту». 

Вскоре они вознеслись на Первое небо. Там Джабраиля спросили: «Кто ты?». Он ответил: «Джабраил». Тогда его еще раз спросили: «А кто с тобой?». И он ответил: «Мухаммад». «Он послан?». «Да, он уже послан», — ответил Джабраил. Когда открылись небесные врата, увидели Адама, который поприветствовал Пророка (ﷺ) и просил у Аллаха для него блага. 

После этого они вознеслись ко Второму небу. Ему задали те же вопросы, и он ответил точно так же. Подобное происходило на каждом из небес. На Втором небе Пророк (ﷺ) встретил пророка Ису, сына Марьям и Яхью ибн Закарью, на Третьем — Юсуфа, которому была дарована половина красоты мира, на Четвертом — Идриса, на Пятом — Харуна, на Шестом — Мусу, на Седьмом — Ибрахима, прислонившегося к Байтуль мамур, в который ежедневно заходят семьдесят тысяч ангелов и больше не возвращаются к нему. После этого Посланник Аллаха (ﷺ) дошел с Джабраилом до местности «Сидратуль Мунтаха»- предела всего, до чего можно добраться. Ни один из ангелов не может перейти этот рубеж. Даже Джабраил, остановившись, сказал: 

«Тут заканчивается моя степень. О, Любимец Аллаха, если я сделаю еще один шаг, то сгорю». 

Пророк (ﷺ) пошел вперед один. Тогда перед ним открылись завесы, и он увидел великое множество таинств и знамений Творца. Он увидел величие и красоту Аллаха. И Всевышний обратился к нему, говоря без посредника и проявляя к нему почтение. Об этом Пророк рассказывает так: 

«Тогда Аллах внушил мне то, что внушил. В эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. 

После я спустился к Мусе, и он спросил меня: 

— Что предписал Господь твоей умме? 

Я сказал: 50 молитв. 

И он посоветовал мне: Вернись к Господу и попроси облегчения: твоя умма не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это. 

Я вернулся к Господу и попросил: О Господь, даруй облегчение моей умме! 

Тогда Аллах убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе, сказав: 

— Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв. 

Однако Муса снова предложил: 

— Воистину, твоя умма не вынесет и этого. Вернись к Господу и попроси еще облегчения. 

И так я ходил от Мусы к Господу и обратно несколько раз, пока Господь не сказал: 

— Поистине, эти пять молитв в сутки — за каждую из них Я вознагражу десятикратно! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние. 

Затем я спустился к Мусе и рассказал обо всем. 

— Вернись к Господу и попроси облегчения, — снова сказал он. 

— Я возвращался к Нему, пока не стало мне стыдно, — был мой ответ». 

Аль-Исра валь-Мирадж является особым почетом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду (ﷺ). В Мирадже Пророку (ﷺ) показали множество чудес, непостижимых для разума людей, ему показали воздаяния людям, соответствующие их деяниям. 

Во время шествия по небесам Пророк (ﷺ) увидел небесную аль-Каабу (обитаемый дом), Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое. Также Мухаммад (ﷺ) видел по пути удивительные вещи. Он видел людей, которые сеют каждый день и каждый день собирают урожай, и каждый раз, когда собирали урожай, возвращались на прежнее место, то есть, им приходилось собирать урожай друг за другом. Посланник Аллаха (ﷺ) спросил Джабраила, что это за люди? Джабраил ответил, что эти люди воевали на пути Аллаха, дабы возвеличить слово Всевышнего (т.е. с искренними намерениями). Аллах увеличивает их хорошие деяние до 700 раз, и то, что они израсходовали из своего имущества, Всевышний сохраняет им в наследство. 

Когда Пророк (ﷺ) дошел до Египта, то почувствовал приятный запах. Он спросил: «Что это, о, Джабраил?». Джабраил ответил: «Это запах мучеников — служанки Фирауна Машитат и ее детей, которых зверски убил Фираун». 

После, Посланник Аллаха (ﷺ) увидел людей, разбивающих головы о камни и потом оживающих. На вопрос, кто эти люди, Джабраил ответил, что они ленились совершать намазы.

Также он видел в ту ночь людей, закованных в цепи, и издававших звуки подобно звукам верблюдов, они питались колючим хворостом, дикой маслиной и плодами дерева Ада с противным запахом, и глотали камни Ада. Про них Джабраил сказал, что они не давали милостыню… 

В ту ночь Пророк (ﷺ) увидел людей, возле которых было хорошее мясо и мясо мерзкое, гнилое и они питались мясом плохим, оставляя хорошее. Пророк (ﷺ) спросил, кто это? Джабраил ответил: «Это пример человека из твоей уммы, возле которого есть дозволенная ему жена, но, оставляя ее, он идет к другой, запретной для него женщине и совершает прелюбодеяние с ней. Также это пример женщины, имеющей хорошего, дозволенного ей мужа, но оставляя его, она идет к другому мужчине и ночует с ним, совершая грех». 

Еще в ту ночь увидел Пророк (ﷺ) человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Мухаммад (ﷺ) спросил, кто это? Джабраил ответил, что это тот, кто питается от ростовщичества (риба). 

Были также люди, у которых ногти из железа, и они царапали ими лица. Пророк спросил, кто эти люди? Джабраил ответил, что они сплетничали друг о друге. 

Проходя мимо ущелья, Посланник Аллаха (ﷺ) почувствовал неприятный запах и услышал противный голос. Пророк (ﷺ) спросил, что это? Джабраил ответил, что это голос Ада взывает к Всевышнему. 

Малик, повелитель Ада, на лице которого никогда не появляется улыбка, открыл перед Мухаммадом (ﷺ) одну из отдушин Ада и показал пытки, уготованные для грешников. Пророк (ﷺ) увидел толпу людей, глотающих плоды адского дерева. «Кто эти люди?» — спросил Мухаммад. — «Они из твоего народа. Это те, кто не платил закят и милостыню-садака из своих богатств». 

Мужчина тщетно пытался поднять огромную кучу дров. «Этот человек присвоил себе чужое добро, оставленное ему на хранение», — объяснил Джабраил. 

Женщина, родившая мужу ребенка, зачатого от греховной связи, висела на крючьях, вонзенных ей в грудь. 

Люди, присвоившие имущество сирот, глотали раскаленные угли. Жестоко наказаны были и другие грешники… 

На утро следующего дня после Вознесения Пророк (ﷺ) сообщил о том, что с ним произошло, и что он видел. Услышав его рассказ, мушрики стали передавать друг другу эту новость и высмеивать ее содержание. Тогда один из них предложил Посланнику Аллаха (ﷺ) описать аль-Кудс и его окрестности. Однако, находясь там, Пророк (ﷺ) не обратил особого внимания на город. Но тут Всевышний открыл его взору вид аль-Кудса, и Пророк (ﷺ) детально описал все, что от него требовали. Это передается в сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима. 

Абу Джахль ибн Хишам язвительно спросил Пророка: «О, Мухаммад, опять ты собираешься рассказывать нам что-то невероятное?». «Да», — ответил Пророк (ﷺ) и начал рассказывать о своем ночном путешествии, Абу Джахль и другие люди, собравшиеся послушать Посланника Аллаха (ﷺ), удивились: «Как за одну ночь возможно добраться до Иерусалима и вернуться обратно в Мекку?». Абу Джахль не мог поверить Мухаммаду (ﷺ): «Расстояние между Меккой и Иерусалимом такое огромное, что только в одну сторону требуется гнать верблюдов в течение целого месяца, а Мухаммад (мир ему и благословение) утверждает, что это огромное расстояние он прошел в одну ночь и вернулся в Мекку». 

Мухаммад (ﷺ) ответил, что такова была воля Аллаха и возвращаясь в Мекку, ему довелось видеть в пути караван, направлявшийся в город, который он подробно описал и уточнил, что караван прибудет в Мекку в среду во время восхода солнца. И караван прибыл именно в это время. 

Рассказывая о ночном путешествии, Мухаммад (ﷺ) подчеркивал, что оно произошло почти мгновенно. Когда он покинул место где находился, Джабраил опрокинул кувшин с водой. Вернувшись, Мухаммад (ﷺ) успел подхватить его. 

Некоторые мушрики поспешили сообщить о чуде, происшедшем с Пророком (ﷺ), Абу Бакру (да будет доволен им Аллаh) в надежде, что он усомнится и отступит от веры. Однако верный друг Посланника Аллаха (ﷺ) ответил: «Если Пророк (ﷺ) об этом поведал, то это правда. Я готов поверить ему в еще более невероятном», и поэтому назвали его «Сиддиком» — из-за того, что он оправдал Посланника (ﷺ), не искав подтверждений рассказанному. Если враги Мухаммада (ﷺ) подвергли его рассказ сомнению, то мусульмане сразу же поверили ему. В душах верующих людей не должно быть места сомнениям в истинности поведанного Пророком (ﷺ). 

До Исра валь-Ми‘радж Посланник (ﷺ) молился подобно Ибрахиму (мир ему) по два ракаата утром и вечером. После этого Джабраил (мир ему) обучил Пророка (ﷺ) намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.По преданию от Салмана Фариси (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее:

«В месяц Раджаб есть один (особенный) день и (особенная) ночь, и это двадцать седьмая ночь месяца. Тот, кто будет поститься в этот день, а ночь проведет в поклонении, то будет подобен человеку, который постился и поклонялся сто лет» (Бейхаки, Шуабуль-Иман: Сыям:№3811; 3/373).

Давайте все вместе проведём этот день и ночь в Ибадате, (Поклонении) в надежде на Милость Всевышнего.

Священная ночь Мирадж в этом году пройдет с 28 февраля на 1 марта. Эту ночь желательно провести в поклонении, читать дополнительные намазы, зикры и делать дуа.
Источник: azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *