Наш сейид Салман аль – Фариси -да будет доволен им Аллах!
Он – один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), аристократ Он тот, которого так жаждет принять Рай. Он – из странников в мире. Он стойко переносил нужду и тяготы. Было сказано, что тасаввуф (суфизм) – претерпевание страданий и волнений ради сохранения дорогой вещи. Родом Салман был из деревни
близ иранскою города Исфахан. Вначале он был огнепоклонником. Затем он нравился в Шам, несколько лет вел там дружбу с христианскими монахами. Затем он отравился в Византию и добрался до Амореи (сейчас это
Бypca), где жил вместе с тамошними монахами, которые сообщили ему о близосли пророческой миссии Мухаммада (мир ему благословение Аллаhа!). Он отправился искать новую религию с людьми, которые вероломно поступили с ним и продали его в рабство иудеям из племени Бану Кураза из г. Медина. Он принял ислам после прибытия Посланники Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа!) – в Медину. Затем был составлен договор с его хозяином об освобождении его из рабства. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа) выплатил оговоренную сумму зa него и освободил его из рабства. Салман обладал великими качествами. Не имей он эти качества, Пророк Мухаммад) мир ему и благословение Аллаhа) не сказал бы: «Опередивших всех (первыми входящими в Рай будут четверо». И назвал в их числе Салмана. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: «Салман – наш, из нашей семьи». «Он из тех, по которым томится Рай». «Аллах из моих сподвижников любит четырех» и назвал Салмана одним из них.
Салман был из великих воздержанных и набожных подвижников, Он женился на женщине из племени Киндит. Когда он вошел в ее дом, то нашел жилище, обитое драпировками. Он спросил: «Разве дом в лихорадке или изменилась кибла для племени Киндит? Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа) завещал нам не иметь предметов роскоши в миру, кроме запаса пищи для всадника». Он не входил в дом, пока не были сорваны все драпировки в доме. Когда о нем спросили у Али (да облагородит Аллаh его лицо)то он сказал: «Салман постиг все знание, сравнимое с неисчерпаемым морем». Однажды Салман Аль – Фариси вместе с Хузейфой остановился у набатеев. Он стал искать чистое место для молитвы. Набатеи сказали: «‘Чистота твоего сердца прибыла туда, куда ты пожелал». Он заплакал (от умиления) и сказал Хузейфе: «Возьми эти слова как мудрость, исходящую из сердец неверных».
Когда сгушалаеь тьма, он начинал молиться. И если уставал, то славословил Аллаха вслух языком, а если уставал, то предавался размышлениям о смыслах аятов Корана и величии Бога. Затем говорил своей душе: «Отдохнула, теперь вставай!» Если он молился в течение определенного времени, то говорил своему языку: «Отдохнул, а теперь принимайся за поминание («зикр») Бога!» И так всю ночь.
Он получал жалование в 5 тысяч дирхемов и был губернатором г. аль-Мадаин (Аль- Мадаин – арабское название Ктесифона, столицы сасанидского Ирана, заваеванного мусульманами) с населением в 30 тысяч жителей. Тем не менее он сам читал пятничные проповеди, одевая накидки-плаши (некоторые из которых он одевал, а некоторыми пользовался как постелью). У него не было дома, который бы дал ему тень. Он следовал за тенью там, где та двигалась. Когда он получал жалованье, то раздавал ее всю людям и ел только то, что зарабатывая своим трудом по изготовлений шляп из пальмовых стеблей. И когда он скапливал заработанное своими руками, он покупал, мясо и рыбу, созывал прокаженных и угощался вместе с ними. Большинство людей заставляли его помочь им в перетаскивании своих бытовых вешей, не зная о его бедственном состоянии. Может быть они и узнали об этом и сами хотели помочь ему переносить его вещи, но он говорил: «Нет. Вначале я доставлю вас к жилищу». Он изготавливал головные уборы из пальмовых стеблей и говорил: «Я покупаю стебли пальмы за один дирхем, изготавливаю уборы и продаю их за 3 дирхема. Один дирхем возвращаю себе, один дирхем трачу на детей и один дирхем отдаю как милостыню – салака». Он не питался милостыней от других. Некоторые его рабы-юноши говорили ему: «Составим договор об освобождении меня из рабства за определенную сумму!» Он спрашивал: «У тебя есть эта сумма?» Если тот говорил, что нет, то спрашивал: «Откуда достанешь эту сумму денег?» Раб отвечал: «Попрошу у людей». Салман говорил: «Ты хочешь накормить меня людскими помоями?»(Речь идет о желании рабов-юношей заработать деньги, занимаясь мужской проституцией, что и вызвало такой резко негативный ответ Салмана). А сам он был выходцем из персов, а Билал (сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа)): – выходцем из эфиопов. Он получил рабыню – персиянку и велел ей, чтобы она молилась. Та отказалась. Тогда он велел ей совершить в одиночку земной поклон. Она опять отказалась. Тогда ему сказали: «Какая польза от ее одного поклона?» Он ответил: «Если она совершит земной поклон, то будет молиться. Нельзя равнять того, у кого есть доля в религии ислам, с тем, у кого нeт доли (в исламе)».
Он отправил Дбу аль – Дардаи сосватать для него женщину. Тот рассказал ее семье о достоинствах и недостатках жениха. Те сказали, что не выдадут свою дочь Салману, но охотно женят ее на Абу аль – Дардаи. Он женился на ней, вышел от нее и сказал Салману: «Случилось то, о чем я стесняюсь тебе сказать». Салман спросил: «И что же это?» Тот рассказал. Салман сказал: «У меня больше оснований устыдиться перед тобой, чтобы просить тебя быть моим сватом. Господу уже угодно было предназначить ее тебе в жены». Однажды курайшиты (Арабское племя Курайш, члены которой – коренные жители г. Мекки. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа) – курайшит) унизили его, указывая на свое высокое происхождение. Салман сказал: «А я был порожден из гниющего сгустка. Затем я превращусь в разлагающийся труп. Затем буду помещен на весы (в Судный день). И если мой вес будет тяжелым, то это будет значить, что я – благородный. А если мой вес будет легким, то это будет значить, что я – презренный, низкий человек» (Намек на аят Корана (101:5-6): «И вот тот, у кого тяжелы весы, – он в жизни блаженной. А тот, у кого легки весы – мать его – «пропасть» (ад)». Салман намекал, что о человеке надо судить по деяниям, а не по его происхождению).
Однажды Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) читал проповедь и произнес; «Вслушивайтесь так, чтобы я мог слышать вас!» Салман сказал: «Клянусь Аллахом, мы не слышим тебя!» Умар спросил: ‘Почему?» Тот сказал: «Потому что ты ставишь себя выше других». Умар спросил: «Как это?» Салман ответил: »На тебе две одежды, а на присутствующих – по одной одежде». Умар медленно сказал; «Эй, Абу Абдуллаха!» Затем опять воззвал; «Эй, Абдуллах!». И никто не ответил ему. Затем он сказал; «Эй, Абдуллах ибн Умар!» В ответ прозвучало: «Вот я перед тобой! [лёббейке!]» Умар сказал: «Да хвалит тебя Господь! Ты знаешь, что эта вторая одежда для тебя?» Тот сказал: «Боже! Да». Тогда Салман сказал: «А теперь мы слушаем и повинуемся тебе!»
Как-тo раз к нему домой зашел Абу Каляба, дядя его жены и нашел его месящим тесто. Родственник спросил; «Что это?» Салман ответил: «Я отправил слугу сделать мою работу и не захотел, чтобы на него были возложены оба дела сразу».
Однажды к нему вошли двое из крепости, расположенной рядом с г. аль-Мадаин, где губернатором был он. Они приветствовали его, он ответил. Затем они спросили. «Ты Салман?» Он ответил, что да. Они спросили. «Ты сподвижник (сахиб) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа)?» Он ответил; «Не знаю». Те засомневались и сказали друг-другу. «Наверное, это не тот. кого мы хотели». Салман им сказал: «Я тот, кого вы хотели. Я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) и садился с ним рядом. Но его сахибом (сподвижником) является тот, кто войдет с ним в Рай».
Он посетил больного, который уже находился в агонии, и сказал: «О, Царь [о, Господи]! Прояви свою доброту к нему!» А больной сказал. «Господь говорит, что для каждого уверовавшего в Аллаха есть друг, проявляющий заботу». Как-то раз Абу аль-Дардаи написал, что к нему спешит священная земля. Салман в ответ написал ему, что земля не делает никого святым, а что святым человека делают его праведные деяния. И добавил: «До меня уже дошло сообщение, что ты заделался врачом. Если ты и вправду излечиваешь людей, то Господь воздаст тебе благами. Но если ты притворяешься врачом, то остерегайся – если убьешь больного человека, то попадешь в огонь [ада]«. Если Абу аль – Дардаи улаживал спор двоих людей, то заставлял их отойти немного от себя и рассматривал их. Эатем он как лечащий врач говорил: «Ради Бога, приходите ко мне снова, расскажете мне снова о вашем деле». Как-то раз Салман пришел к Абу аль – Дардаи в пятницу. Ему сказали, что он спит. Салман спросил: «Что с ним?» Ему сообщили, что Абу аль – Дардаи бодрствует в ночь на пятницу, а днем постится. Салман дал распоряжение и ему приготовили пишу. «Затем он сказал Абу аль- Дардаи: «Ешь!» Toт сказал, что он постящийся. Но Салман не прекращал требовать, пока тот не поел. Затем они пришли к Посланнику (мир ему и благословение Аллаhа) и рассказали ему. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
Салман в три раза больше знает, чем ты, Абу», Затем он ударил своей рукой ногу Абу аль – Дардаи и сказал ему: »Не посвящай ночь на пятницу ночному бдению, а пятницу – посту»
Когда Салман исполнял супружеский долг перед женой, то говорил ей, после того, как гладил ее волосы и просил Господа благодати (баракат):
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) завещал мне, что если я соберусь сойтись с женой, то мне следует предать себя покорности Господу». И они с женой вставали и шли в мечеть, где молись. Затем они выходили, и он удовлетворял свое желание с ней.
Из его чудес. Как-то раз он вышел из города аль – Мадаин имеете с гостем. И вдруг они видят газель, идущую в пустыне и птиц, летающих в воздухе. И он воскликнул: «О, если бы газель и птица попались бы мне. Ведь ко мне приехал гость и я хочу оказать ему гостеприимство». И газель и птица сами отдались им руки. Гость воскликнул: «Как велик Аллах!» Салман ему сказал: «Ты удивлен? Разве ты видел, чтобы раб смирялся перед Господом, а Он отказывал бы ему в чем-то?» Аль – Хафиз Абу Нагим (да освятит его душу Господь) передал рассказ аль – Хариса ибн
Умара: «Я встретил мужчину, на котором была ветхая одежда, и он растирал свою покрасневшую кожу. Он обернулся и увидел меня. Он сказал: «Стой, подожди. Эй, раб Божий!» И я сказал то. что думал об этом мужчине. Он сказал: «Я Салман», зашел в дом, надел белую одежду, а затем подступил ко мне. взял за руку, пожал ее и спросил меня [обо мне]. Я сказал:
«О, отец Абдуллаха (раба Божьего)! Ты не видел меня до этого и я не видел тебя. Ты не знал меня, и я не знал тебя». Он сказал: «Напротив. Клянусь, что мой дух узнал твой дух, когда я увидел тебя! Разве ты не аль – Харис
Ибн Умар?» Я ответил: «Конечно, да». Он сказал: «Я слышал от Посланника Аллаhа (мир ему и милость Аллаhа), как он сказал: «Духи – это несметное войско. Если они найдут общий язык, то объединятся, если же взаимно не признают друг друга, то разойдутся и рассорятся».
Из его высказываний. «Знание обширно, а жизнь – коротка, поэтому возьми то, в чем ты нуждаешься из знаний для твоей веры, и оставь все остальное». «Эта (мусульманская) община пропадет из- за нарушения своих устоев и договоров» «Сердце и тело сравнимы со слепым и скамьей. Скамья говорит (слепому): «Я вижу плод, но не могу подойти к нему. Подвели меня к плоду» И слепой поднес скамью. Скамья говорит: «И сама ем и его угощаю». Также ит высказываний Салмана: «Если можешь, то не будь первым из входящих на базар и последним, выходящим из базара. Воистину, базар – место сражения шайтана (дьявола), где он находит свой удел. Я видел дьявола, которого прогнал мусульманин от себя». Абдуллах ибн Салам сказал Салману: «Если ты умрешь раньше меня, то сообщи мне, что повстречаешь, а если я умру раньше тебя, то я сообщу тебе». Салман умер раньше него и Абдуллах увидел его [но сне]. Он спросил: «Как ты?» Салман ответил: «Отлично», Он спросил: » Какое из деяний ты нашел более полезным?» Салман ответил: «Я нашел упование на Бога великим делом. Я полагаю, что тебе необходимо упование на Господа. Самая совершенная вещь – это упование на Господа». Также из высказываний Салмана. «Мусульманин в этом мире подобен больному, рядом с которым есть врач, знающий его болезнь и лекарство против нее. И когда больной пожелает то. что опасно для его здоровья, то его врач запрещает ему это и говорит: «Не приближайся к этому. Если прикоснешься к нему, то погибнешь». И этот врач не перестает запрещать, пока не излечивает больного от его хвори. Также и мусульманин желает многих вещей. А Господь Бог, Всемогущ Он и велик!, запрещаем и оберегает его, пока не забирает его с этого света, чтобы впустить его в Рай». «Если ты ослушался Бога втайне, то смирись перед Ним втайне, скрыто. Если ты согрешил открыто, то смирись перед Богом открыто, чтобы это [смирение! уничтожило [загладило] этот [гpex]«.
«Три типа людей удивляют меня так, что я смеюсь: жаждущий еще пожить и этом мире, когда уже смерть ждёт его; невежда, известный всему свету; и весельчак, полный смеха и не знающий гневается ли Господь Бог на него или доволен им. И три вещи омрачают меня, что я даже плачу смерть посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаhа) покинувшего нас: ужас восхода (солнца с запада)(Намек на начало Судного Дня) ; мое предстояние в Судный день перед Аллахом Всемогущ Он и Велик! Когда не буду знать, куда попаду – в Рай или в Ад».
Как-то раз он купил какое-то количество продуктов, и ему сказали «О, Абу Абдуллах (Прозвище Салмана, буквально означает «Отец Абдуллаха» (имя сына Салмана)), ты делаешь это, хотя ты и сахиб [сполнижник] Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа). Он ответил: «Если душа получает свою пишу, то успокаивается и освобождается для поклонения Аллаху – Всемогуш Он и Велик! а дьявольское наущение отстает [в отчаянии] oт нее». Сообщил Атыя ибн Амир: «Я видел Салмана да будет доволен им Аллах! – как он проявил отвращение к пище, которую ел. Салман произнес: «Довольно мне, довольно». Я слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение) как он говорил. «Самим прожорливый из людей в этом мире будет самым голодным на том свете. Эй, Салман, этот мир темница для уверовавшего в Аллаха, а Рай сильно изголодался по нему». Абу аль-Фарадж передал рассказ ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), в котором ибн Аббас сообщил, что Салман аль – Фариси (да будет доволен им Аллах) сказал ему; «Я родился в одной из деревень вблизи г. Исфахан. Название деревни Хай. Отец был дехканином в деревне. Я был самым любимым созданием Божьим для него. Он так сильно любил меня, что держал меня взаперти в своем доме, как держат взаперти невольницу – служанку. Я усердно изучал религию огнепоклонников (зороастризм). У отца было большое поместье. В один из дней отец был занят делом, поэтому он велел мне отправляться в поместье, поручив исполнить кое-что, что он хотел. Я вышел из дома, направляясь в поместье, и проходил мимо одной из христианских церквей. Я услышал их голоса – они молились. Я не знал, чем они заняты, так как был огнепоклонником (зороастрийцем) в своем доме. Я зашел к ним, посмотрел, что они делают. И когда увидел, то мне очень понравилась их молитва (богослужение). Я захотел приобщиться к их знанию. Я сказал: «Клянусь Богом. это лучше, чем то, чем мы занимаемся у себя дома». И я – клянусь Богом! – оставался с ними, пока солнце не зашло. Я оставил мысли о поместье И не пошел туда. Я спросил их, где мне научиться этой религии. Они сказали, что в Шаме. Я вернулся к отцу, который уже послал людей в поисках меня и тревога отвлекла его oт дела. Когда я прибыл к нему, он сказал. «О, мой сын! Где ты был? Paзве я не поручил тебе сделать то, о чем мы договорились»» Я ответил: «О, отец! Я проходил мимо молящихся людей в их церкви И мне понравилось то, что я увидел из их религии. И я – клянусь Богом! – оставался с ними, пока солнце не зашло» Он сказал: «О. мой сын! В этой религии нету ничего хорошего. Твоя религия, религия твоих предков, лучше этой религии», Я сказал: «Нисколько! Эта религия лучше нашей религии». Он испугался зa меня, положил на мои ноги оковы, а затем запер меня в доме. Я посылал к христианам весть и просил их, что если к ним прибудут купцы из Шама, то пусть сообщат мне. И вот к ним прибыли купцы из Шама и они оповестили меня об этом. И когда купцы отправись в дорогу, я тоже отравился с ними и добрался до Шама. Я расспрашивал. «Кто тут лучший из всех людей этой религии?» Мне сказали: «Епископ в церкви» Я пришел к нему и сказал, что очень хочу служить ему в его церкви, учиться у него и молиться с ним. Он сказал: «Заходи». И я остался с ним. Он был плохим человеком, заставлял христиан приносить ему милостыню. Он очень домогался подаяний. И если они собирали для негомилостыню, то он скапливал ее как клад для себя и не давал из собранного ничего для бедных. Я сильно разгневался на него, когда увидел, что он делает. Потом он умер. Возле него собрались христиане, чтобы похоронить его. Я сказал им, что покойник был плохим человеком, и сообщил о его делах. Они сказали: «Ты лучше всех знаешь про это». Я указал им на место клада. Они вытащили оттуда семь кувшинов, заполненных золотом. Когда они увидели это, то сказали: «Клянемся Богом, что вообще не похороним его’» Они распяли его труп, затем побили его камнями. Затем они нашли другого человека и поставили его на место прежнего. Я не видел человека лучшего, чем он в молитвах, в воздержанности от мирского и в стремлении к иному, загробному миру. Я очень полюбил его и долго пробыл у него. Затем к нему подступила смерть: Я сказал ему: «Я был с тобой. Я очень полюбил тебя. И вот тебя посетило то, что пожелал сделать с тобой Всевышний Господь. Что ты завещаешь мне, какие дашь мне наказы?» Он сказал «О, мой сын! Клянусь Богом, сегодня я не знаю никого так, как я знаю тебя! Пропали люди, извратили и отреклись от того, что повелел им Господь, кроме одного мужчины в г. Мосул. имярек, он поступил так, как я поступил [в этой жизни]. С ним правда [Божья]«. И когда он умер и покинул чтот мир. я удостоился дружбы с мужчиной из г Мосул. Я рассказал ему о завещании [моего прежнего наставника] и он сказал мне: «Оставайся у меня». И я остался у него. Я нашел его самым достойным человеком из друзей моего прежнего учителя. Когда приблизилась его кончина, я сказал ему: «Имярек (прежний учитель) поручил меня тебе, завещал встретиться с тобой. И вот приблизилась твоя смерть. Что ты завещаешь мне, какие дашь мне наказы?» Он ответил: «О, мой сын! Клянусь Богом, я не знаю никого, подобного тебе, кроме одного человека, обладателя двух счастливых уделов, он, имярек, находится при подлинной истине». И когда он умер, я разыскал обладателя двух уделов, подошел к нему и рассказал ему о себе. Он сказал: «Останься у меня». И я остался у него. И я также нашел его самым достойным человеком из друзей его покойного друга. Видит Бог, прошло время и приблизился час его смерти. Я сказал ему то, что сказал первому и второму [из моих наставников]. Он ответил: «О, мой сын! Я не знаю, остался ли кто-то из знающих нашу веру так, чтобы ты мог обратиться к нему [и получить пользу], кроме одного человека из Амореи (сейчас это г. Бурса). И если пожелаешь, то иди к нему». Когда он умер и испустил дух, то я повстречал его друга из Амореи и рассказал ему о себе. Он сказал: «Останься у меня». И я остался у него и был верным его сподвижником. Я сам зарабатывал себе на жизнь и даже пас коров и овец. Затем Господь Бог – Всемогущ Он и Велик! облагодетельствовал его, решив забрать его из этого мира. И когда приблизилась кончина, я привел ему мои прежние слова [сказанные прежним наставникам]. Он сказал: «О, мой сын! Клянусь Богом, есть один, более совершенный в знании, чем все мы. С его появлением ты уже оказался под сенью времени его пророческой миссии. Он послан в этот мир с религией пророка Ибрагима [Авраама]. Он выйдет из земли арабов, как переселяющийся из одного [священного] места в другое заповедное место (из г. Мекки в г. Медину)….( К сожалению, продолжения этой истории в данной книге нет).
….Когда умер Салман, все пожитки были проданы за 14 дирхемов. Кто-то попросил его сделать завешание – наставление и он сказал: «Кто может умереть совершающим хаджж-паломничество, сражающимся за веру или обитающим в мечети его Господа, то пусть так поступит. Но пусть не умирает купцом или сборшиком налогов». Он собрал некоторое количество благовония и отдал жене. И когда приблизилась смерть, то сказал ей: «Возьми благовония, добавь их в воду и полей вокруг меня. Потому что сейчас придут посетители» Она так сделала. И не прошло и дня, как он скончался. Он умер, да будет доволен им Аллах, в 36 или 34 году хиджры во время эпидемии в аль-Мадаин, во время правления Усмана (да будет доволен им Аллах). Салман был в возрасте 200 или 250 лет. Но историки больше доверяют первой цифре. Затем тайную благодать этой благородной линии генеалогии воспринял Наш господин – сейид аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллаh).
Из книги «Книга вечных даров» Шейха мухаммада Амина аль-Курди аль-Эрбили.