24.01.2025

ИРШАД АС-САЛИКИН.
ШАРХ БУРУДЖ АЛЬ-МУШАЙЯДА

Когда истинный устаз воспитывает мюрида, мюрид может духовно переродиться. Но мюрид, который оставил тарикат и начал его отрицать, подобен разбитому яйцу, и даже если все авлия Аллаха соберутся, чтобы обучить его, результата не будет.

Знай, что отвергнут тот, кто не знает о своих отцах и дедах в тарикате.
Тот, кто утверждает, что следует тарикату, должен знать, кто дал изну его шейху, должен знать силсилу до Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. А тот, кто не знает своих духовных отцов, отвергнут тарикатом.
Его притязания [на причастность к тарикату] не принимаются. Иногда человек относит себя не к своему отцу.
Иными словами, он приписывает себя к силсиле, которая не имеет к нему отношения. О таких людях говорится в хадисе Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «Аллах проклял того, кто называет отцом не своего отца». Ислам запрещает усыновление, то есть приписывание себе чужого ребенка. Другое дело – помогать сиротам и ухаживать за ними. Этот запрет актуален и в тарикате. Нужно знать как своих кровных родителей, так и религиозных отцов в тарикате и в Шариате. Нужно знать, какому мазхабу следуешь, знать алимов этого мазхаба и его основы.
Все саляфы единодушны в том, что тому, кто не входит в цепь преемственности на этом пути и кому не было велено наставлять людей, нельзя заниматься наставничеством.
От наставлений того, у кого нет повеления на наставничество от истинного устаза, не будет бараката и духовной силы. Если эти условия не выполнены, человек погубит себя и всех, кто за ним следует.
Ему нельзя иметь мюридов и обучать зикру или чему-либо другому, связанному с тарикатом. Ведь тайна в обучении зикру – это связь сердец друг с другом вплоть до Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, через которого осуществляется связь с Аллахом. Тот, кто не входит в эту цепочку, – не из их числа.
[конец цитаты из книги Ахмада Зияуддина аль-Камашханави (с. 21)]
С помощью длинной металлической нити, которую называют телефонным проводом, можно услышать голос [человека], который находится далеко, если он говорит, приложив рот к трубке. 
О том же самом написано в книге «Бугятуль-ваджид»: как можно отрицать связь с шейхами и тот факт, что они слышат, как мы к ним обращаемся, если по телефону можно услышать голос человека, который находится в другом полушарии? Сейчас есть сотовые и спутниковые телефоны. Если Аллах связал две небольшие металлических коробки, разве Он не может связать сердца своих авлия?
Нечто подобное происходит с мюридом, когда он берет вирд у устаза.
Он будто бы покупает сим-карту Мегафона или Билайна!
В этот момент между сердцем мюрида и его устаза образуется связь в виде световой нити, тянущейся до сердца Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. И так от него мюрид получает духовную помощь. А когда мюрид перестаёт совершать вирд, он перестаёт получать помощь от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Ведь, если оборвать кабели телефонной линии, разговор прекратится.
Поэтому ибн Атаилля сказал: «У того, у кого нет вирда, нет и духовных состояний». Естественно, вирд нужно брать у истинного устаза, у которого есть силсила, иначе от вирда не будет никакой пользы.
Его подготовка нарушается, его духовный путь обрывается, его духовное развитие прекращается.
Автор книги «Гараиб аль-Куран» сказал:
То, что будет дальше, — очень важно! Нам нужно это знать!
Человек как подготовленное яйцо…
Он подготовлен к духовному воздействию, благодаря которому из него может что-то вылупиться. 
…которое может высидеть курица святости
Курица высиживает яйца – и появляются цыплята.
..и из которого может вылупиться цыплёнок. Если курица пока не начала высиживать яйцо, то у цыпленка ещё есть возможность вылупиться. Но если курица высиживала яйцо, а потом яйцо разбилось, то цыплёнку уже ничего не поможет.
Когда истинный устаз воспитывает мюрида, мюрид может духовно переродиться. Но мюрид, который оставил тарикат и начал его отрицать, подобен разбитому яйцу, и даже если все авлия Аллаха соберутся, чтобы обучить его, результата не будет.
Поэтому устазы говорят: «Тарикатский муртад хуже, чем шариатский».
Некоторые, не понимая этих слов, нападают из-за них на тарикат. В чём же смысл этого высказывания? Смысл в том, что, если тарикатский муртад вернётся в тарикат, он уже никогда не сможет дойти до совершенства, потому что его духовная подготовленность испорчена навсегда. А шариатский муртад может сделать таубу и вернуться.
Обратись в этой книге к [толкованию] суры «Аль-Му’минун».
В «Сави» написано:
Кто такой Сави? Это Ахмад ибн Мухаммад ас-Сави аль-Малики, он умер в 1241-м году по хиджре. Он написал известную книгу по фикху «Бугяту ссалик». Его учителем в тарикате и в фикхе был известный алим ад-Дусуки, который умер в 1230-м году по хиджре. У Сави есть толкование «Джахарату ттовхид». Первая книга, которую он написал, доказывала существование вали Аллаха. Еще у него есть книга «Хашият» к тафсиру «Джалялейн». Она так и называется: «Хашият Сави», – и должна быть в доме у каждого.
Каждый, кто оступился, следуя за устазом, и покинул [тарикат], отвергнут этим тарикатом. А у того, кто отвергнут, забирают божественный нур, полученный в начале пути.
Ведь, покинув тарикат, человек объявляет войну вали Аллаха. Из тариката выходят только тогда, когда перестают соблюдать адаб.
И для него нет надежды в других тарикатах, ведь цель у всех тарикатов одна. А он отвернулся от этой цели. [Конец цитаты из Ахмада Сави].
Люди едут в хадж из разных уголков мира: из Африки, из России… Но если саудиты не дадут визу, то не важно, откуда человек приехал, – на хадж он не попадет. У всех тарикатов одна цель, и тот, кто был отвергнут одним из них, будет отвергнут ими всеми. Если человек покинет накшубандийский тарикат и решит, например, вступить в кадарийский, то там его тоже отвергнут. Конечно, если речь идет об истинных тарикатах.
Для подробного разъяснения обратитесь в этой книге к толкованию суры «Нахль».
Тут будет уместно рассказать историю, которая произошла во времена Халида Багдади. Халид Багдади отправил в Стамбул своего преемника Абдуллу Суси и услышал, что тот начал учить мюридов совершать рабиту на себя. Халид Багдади начал наставлять его, объясняя, что нельзя делать рабиту на каждого устаза, что нужно достичь уровня «фана фи зат». Через какое-то время Халид-шах вновь услышал, что Абдулла Суси обучает мюридов неверному способу делать рабиту. Когда стало понятно, что Абдулла Суси не внял наставлениям Халида Багдади, тот прогнал его. Тогда отвергнутый пошел к устазу, который дал изну самому Халиду Багдади, – к Абдулле Дахляви. Но тот тоже его отверг. Потерпев поражение, Абдулла Суси начал писать книгу против Халид-шаха. Мюрид Халид-шаха ибн Абидин даже написал несколько строк против Абдуллы Суси. В общем, если человека прогнали с одного места, то выгонят и с другого.
Сейчас, если мюридам не светит солнце рядом с одним устазом, они начинают искать себе нового! Но, куда бы они ни сунулись, они не смогут познать Аллаха. Если дёрнуть цепочку, колебания дойдут до Пророка, алейхи ссоляту ва ссалям, и до Аллаха, поэтому, если хоть раз сбиться с пути, вновь на него попасть не получится.
Нарушение договора [с устазом].
Мусульманин не может нарушить договор. Договор нарушает лишь тот, кто не верит в Аллаха. В Коране часто об этом рассказывается. Иудеи, например, и в наши дни не соблюдают ни один договор.
Там же [у Сави] сказано: «Когда заключён договор с истинным устазом, который следует Шариату Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, и соблюдает права Аллаха и права Его рабов, этот договор нельзя нарушать. Нарушение такого договора – это либо куфр (когда подразумевается нарушение таухида).  
В каких случаях? Одна из основ договора – это произнесение слов таухида, и получается, что, нарушая договор, человек отвергает и шахаду. Поэтому нарушение договора может обернуться куфром.
Такой договор Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, заключил и со сподвижниками: как с мужчинами при рукопожатии, так и с женщинами без рукопожатия. Что это за договор? Верить в то, что Аллах един. Если человек нарушает договор, то получается, что он утверждает обратное.
…либо явное заблуждение…
Если договор нарушен не в том, что ведет к куфру, а в чем-то другом, то это заблуждение.
(когда человек намеревается перестать выполнять вирды, которые велел выполнять его устаз).
Куфр – это когда человек начинает отрицать слова: «Ля иляха иль Аллах», – которым его обучает устаз.
Но договор с тем, чье поведение не соответствует Шариату и кто следует за своим нафсом, обязательно будет расторгнут. Ведь у того, у кого нет договора с Аллахом, не может быть договора с Его творениями». [конец слов Ахмада Сави].
Например, муташейх, чей захир прекрасен, подло обманывает людей. Тот, кто начал следовать за ним, а потом понял, что перед ним – обманщик, обязан расторгнуть этот договор. Вот что нужно уяснить. Когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, умер, многие заявили, что тоже являются пророками. Например, Мусайлима аль-Каззаб. Тот, кто по ошибке попал к таким людям, обязан нарушить данное им слово, чтобы потом вступить под воспитание истинных пророков. Так же и с тарикатом. Если человек по ошибке попал к псевдо-суфиям, то он должен уйти от них и найти себе истинного наставника. Многие по ошибке попадали к заблудшим, но потом, оставив их и найдя себе истинного наставника, достигали духовного совершенства.
Мы уже писали об этом в наших книгах и тут ограничились лишь небольшим разъяснением. От мюрида требуется постоянство в исполнении приказов устаза.
Нельзя заниматься чем попало. Нужно чётко выполнять то, что дал устаз, и получать от этого пользу и духовную силу.
Соблюдение договора [с устазом] и постоянство в вирде направляет человека к Аллаху.
Сами устазы тоже выполняют вирды, даже достигнув высот наставничества. Так, Сайфулла-кади, куддиса сирруху, пишет в «Мактубатах», что, когда отдельные мюриды достигают высот в тарикате, они оставляют вирды, особенно зикр латаифами, и это приводит к тому, что нур в их сердцах начинает гаснуть. Большинство духовных состояний мюриды получают именно благодаря вирдам. Сайфулла-кади, куддиса сирруху, пишет Хасан-устару, куддиса сирруху, наказать мюридам никогда не забрасывать вирды и самому никогда не прекращать их выполнять.
А тот, кто нарушает договор и прекращает выполнять вирд, отворачивается от Аллаха. И фбережёт нас этого. Нет ни силы, ни могущества ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха. Пойми это. Это очень важно для того, кто неравнодушен.
А если человека ничего не беспокоит, то можно над ним полностью Коран прочитать, он ни о чём не задумается: в одно ухо влетит, а в другое вылетит. Зато, если рассказывать про основы бизнеса, все мигом просыпаются, а если рассказывать про вали Аллаха, все засыпают, как под колыбельную.
В шархе «Таияту ссулук» (с. 57) написано: «Зикр приносит пользу, если он взят через обучение у людей зикра, подобно тому как сподвижники взяли его у Пророка, солляллаху алейхи ва саллям». Также там говорится: «У того, у кого нет устаза, устаз – шайтан».
Этого обычно не понимают, начинают выводить отсюда разные хукмы и наговаривать на устазов и тарикат. О чём тут речь? Сироты, лишённые воспитания, часто становятся испорченными. Но если родители воспитывают детей с младенчества и дают им понимание религии, то дети, как ибн Умар или ибн Аббас, следуют истине! А тот, у кого нет духовного наставника, неизбежно следует всевозможным наущениям, которые приходят в его сердце извне.
Ведь нафс, к которому подступает шайтан, много внушает и много скрывает. И [нафс] внушает рабу, что тот искренен [в деяниях]…
Например, человек сделал наставление и говорит: «МашАллах, ради Аллаха всё сделал!» Имамы вещают с минбара, что им уже надоели их должности, что они рвутся уйти, да всё не получается, что два кадия из трех попадают в ад, но, как только присылают нового имама, начинается борьба за власть. Почему? Потому что шайтан приукрасил им их поступки, а, на самом деле, они всё делали только ради нафса! Многие любят рассказывать, как их беспокоят проблемы мусульман. Они такие речи толкают, что начинаешь переживать, как бы инфаркт у бедняг не случился! 
И [нафс] внушает рабу, что тот искренен [в деяниях], хотя это не так. Он [внушает] ему, что тот соблюдает все условия договоров, хотя нарушений не счесть, и что он аскет, хотя, на самом деле, помышляет лишь о мирском. Но о проделках нафса можно узнать лишь от устаза, за которым начинаешь следовать, от факиха, которого спрашиваешь…
…которому задаешь вопросы по захиру Шариата.
…или от искреннего друга, который наставляет. Но устаз – лучший из этих троих. Люди тариката опираются на него [в своем пути]. Любой, кто ищет озарения от устаза, будет наставлен на истинный путь.
Все, кто следовал за пророками, получили хидаят. Те, кто следует за истинными имамами мазхабов, были наставлены на истинный путь; те, кто следует за имамами в акыде ахлю-с-сунна валь джамаа, тоже наставлены на истинный путь. Речь идет об имамах Абуль-Хасане аль-Ашари и Абу Мансуре аль-Матуриди.
А тот, кто отбился от них, стал заблудшим. Об этом говорится в следующих строках:
Любой, у кого нет наставника на пути,
Найдет лишь пути сомнений.
Другой [поэт] сказал:
Не иди тем путем, где у тебя нет поводыря, иначе погибнешь. 
Нам в Дагестане лучше всего следовать за тем, чей иснад мы знаем, а не кричать, что, мол, в Африке вроде есть истинный устаз. Мы должны пить из нашего духовного источника столько, сколько Аллах отпустил нам жить на этом свете. Это не означает, что мы отрицаем всех остальных устазов. Просто смысл в том, что нужно следовать тому, в чем уверен на все сто. Нельзя сходить с проторенной дороги и нельзя сворачивать с проверенного пути.
И мюрид нуждается в совершенном устазе, чтобы следовать за ним, следовать истине через хидаят и его нур. Устаз – посредник в благом. Благодаря ему мюрид отстраняется от вредного.
Благодаря устазу мюрид получает благое и отстраняется от вредного и бесполезного.
В «Сави» говорится: «Необходимо получить это, то есть зикр, от истинного устаза, познавшего Аллаха. Зикр, полученный не от устаза, не принесет пользы, потому что человеку будет мешать шайтан». 
[Конец слов Сави].
Для подробностей следует обратиться к тафсиру суры «Аль-Ахзаб».
Автор: Шейх Хасан Хильми аль-Кахи

Книга: Аль-бурудж аль-мушайяда би-н-нусуси аль-маайяда
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий