24.04.2024

ИРШАД АС-САЛИКИН.
ШАРХ БУРУДЖ АЛЬ-МУШАЙЯДА

Первый бурдж.
На прошлых уроках мы разобрали введение и краткое содержание этой книги и добрались до первого бурджа.
Сначала Хасан-устар, куддиса сирруху, приводит текст вопроса, а потом подробно на него отвечает. Первый вопрос, который задал Мухаммад Дибир из Сивукха, в наши дни по-прежнему актуален.
Итак, первый вопрос:
Являются ли деяния человека, который усердствует в поклонении Аллаху, посещая джуму и коллективные намазы, поминая Аллаха, читая Коран и совершая самостоятельно, без устаза, выбранный вирд и днем, и ночью, бесполезными? Истинны ли слова людей тариката о том, что у того, у кого нет устаза, устаз – шайтан и что деяния такого человека не приносят пользы? Если это верно, то как понимать слова Аллаха: «Воистину, Аллах дает вознаграждение благодеющим», – и: «Тот, кто совершил благой поступок величиной с мельчайшую частицу, найдёт за него вознаграждение»?
Этот вопрос задал Мухаммад Дибир Хасан-устару, куддиса сирруху. Он задал еще множество других вопросов, и благодаря этому мы можем получить огромную пользу, читая «Бурудж».
Мы отвечаем:
Тауфик – лишь от Аллаха. Мы просим у Аллаха помощи и духовной силы и через его имя совершаем табаррук . Лишь Ему Хвала и лишь у Него Величие.  
Любое поклонение, любой зикр, совершенный с искренностью, не может быть напрасным… 
Если кратко, то в тарикатских книгах «’абасом», то есть бесполезным, называют такое поклонение, которое совершалось напоказ, в котором была хотя бы частица стремления к славе. Именно эти духовные болезни уничтожают награду за деяние. Именно поэтому говорят, что у того, у кого нет устаза, устаз – шайтан. Искреннее поклонение только ради Аллаха не будет бесполезным, как сказал Хасан-устар, куддиса сирруху.
 
…даже если оно совершалось без устаза. Но мало кто преуспеет, приступая к поклонению лишь на основе собственного желания. Такой человек не сможет побороть пороки, которые лишают его деяния пользы. Он начнёт считать, что больше всех достоин награды.
Он начинает считать, что Аллах обязан наградить его за поклонение. Человек, полный духовных болезней, именно так и решит!
Он начнёт считать, что больше всех достоин награды.
Он не знает, что у поступка есть как форма, так и содержание. Фрукт, например, должен содержать витамины, чтобы приносить пользу. Если бы было достаточно формы, мы бы ели пластмассовые фрукты!
И ему кажется, что деяния спасут его. Он забывает про милость, которую Аллах проявил к нему.
Он забывает о том, что Аллах дал ему здоровье, средства и возможность.
Бедняга не знает, что будет наказан за большую часть своих поступков…
За многие благие деяния нас могут наказать. Я вам расскажу случай, который произошел в селении Кахиб. В этом селении был имам, кстати говоря, из потомков Хасан-устара, куддиса сирруху. Нам рассказывали об этом мутаалимы из Кахиба. В общем, к этому имаму постоянно приходил человек, который как-то пожертвовал на нужды мечети 5 рублей, и просил, чтобы о нем рассказали на хутба. Это настолько достало имама, что он повесил табличку, где было написано большими буквами, что такой-то человек пожертвовал мечети 5 рублей. Давать милостыню – это прекрасно, но посмотрите, во что всё вылилось! Расскажу вам еще одну историю, которая произошла, когда мы учились в Квартихуниса. Там как раз строились мечеть и медресе, и один состоятельный человек пожертвовал довольно большую сумму. Мой муаллим сказал ему: «Ты не уточнил, на что именно потратить деньги. Не будешь против, если я их потрачу на строительство медресе?» Тот ответил: «Не надо тратить на медресе, купи красивую люстру и повесь ее над минбаром, где стоит имам». Многие дела могут казаться благими, но Аллах смотрит в сердце человека. В этом мире мы выносим решения по захиру, потому что у нас нет ни возможности, ни права выносить решения по батыну, но в Судный День Аллах будет смотреть, что у человека в сердце. Иначе разве сказал бы Аллах в Коране, что лицемеры окажутся на самом дне Ада, несмотря на то, что они делали намаз рядом с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям?!
Бедняга не знает, что будет наказан за большую часть своих поступков, потому что придавал им значение и считал, что был искренним. 
И при этом он не видел милость Аллаха, Который дал ему здоровье и возможность для поклонения.
Такой человек начинает считать, что он лучше тех, кто не совершает деяний, которые совершает он.  
Иблис сказал, когда увидел Адама, алейхи салям: «Я лучше него». И человек, подобно Иблису, уничтожает награду за свои поступки, потому что начинает считать себя лучше других.
На самом деле, арифы (познавшие Аллаха), сказали, что искренность того, кто считает свою искренность искренностью, нуждается в искренности.
Сам факт, что он считает себя искренним, – это уже грех, требующий покаяния. Некоторые считают себя алимами, хотя лучшее из творений Аллаха – Пророк Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям – называл себя Абдуллах – раб Аллаха. В книгах сказано: «Тот, кто скажет: «Я алим», – является джахилем». Чем больше плодов на дереве, тем ближе ветки к земле. Человек начинает гордиться собой и называть себя алимом из-за своего невежества. Арифы говорят, что сам факт, что человек считает, что обладает какими-то качествами, – это явный признак того, что в нем этих качеств нет. Он должен работать над тем, чтобы устранить чувство, что он искренен.
Деяния вознаграждаются по намерениям…
Поэтому говорят: «Намерение лучше, чем сам поступок». Если у человека было искреннее намерение совершить что-то хорошее, он будет награжден, даже если не получилось это совершить. Естественно, речь идет про искреннее намерение, а не про всякие фантазии.
…а не по факту их совершения.
Если награда давалась бы за деяния, то мунафики не попали бы на дно Ада, ведь они молились джамаатом и совершали всякие хорошие поступки. Но Аллах не принял их деяния, потому что у них были неправильные намерения.
Известно, что вознаграждение связано с искренностью совершения деяния.
Тауфик дается в зависимости от искренности. Награда – тоже. Имам Шаарани, куддиса сирруху, говорит, что тауфик дается пропорционально искренности. В первые века Ислама в жизни и деяниях наших предков было столько бараката, потому что они были по-настоящему искренними в поклонении.
Поистине, дела оцениваются по намерению.
Это хадис Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, который приводит имам Бухари в самом начале своего сборника, обучая нас тому, что вознаграждение за любое деяние: за даваат, за книгу – даётся только по намерению.
Поистине, дела оцениваются по намерению. Так говорил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям. Деяния вознаграждаются по намерениям. За сам факт совершения действия награда не полагается. Целью познавших Аллаха является только поклонение.
В намерении приближенных к Аллаху – только поклонение. Они поклоняются Аллаху не ради Рая, не ради гурий, не из боязни попасть в Ад. Они считают, что поклонение ради таких целей недостойно раба. Вали Аллаха говорят: «О Аллах, Ты моя цель, и Твоего довольства я ищу».
Стремление получить награду для них подобно поклонению идолам и истуканам. Имам Шаарани упоминал это в «Латаиф аль-Минан» и «Лавакихуль-Анвар». Благие поступки хороших людей – это недостатки для приближенных к Аллаху.
Если два человека совершают одно и то же действие, но у первого есть искренность, а у второго – нет, то деяние того, кто был искренен, более ценно, чем деяние того, в ком искренности не было. Отдельные поступки учёных, обладающих явными знаниями, являются дурными для познавших Аллаха. Так, алимы захира могут позволить себе вытянуть ноги, но познавшие Аллаха считают это плохим поступком, хотя он и не выходит за рамки Шариата. Познавшие Аллаха никогда не вытягивают ноги, потому что чувствуют присутствие равхани. Они не распрямляют ноги даже во сне.
Так, салик, вступивший на путь поминания Аллаха и борьбы со своим нафсом, не понимает всех тонкостей, связанных с деяниями напоказ.  
Человек может считать, что ничего не делает на публику, но рия всё равно в нём прячется. Он совершает поклонение напоказ, не замечая этого.
Заметить в себе стремление к деяниям напоказ сложнее, чем маленького муравья в темную ночь. Это часто приводит к духовной гибели. У мюрида на определённом уровне есть деяния, соответствующие его уровню.
В спортзале есть отдельные тренажеры для каждой группы мышц. В медресе, в школах есть своя программа для учеников разных уровней.
Ему нельзя переходить к чему-то иному. Перейдя к чему-то другому, он опустится вниз на много уровней и собьётся с пути приближения к Аллаху. Ведь шайтан передвигается по нашей крови.
Это тоже один из хадисов Пророка, солляллаху алейхи ва саллям.
Черти прикладывают усилия, чтобы сбить его с правильного пути, и его нафс начинает повелевать дурное.
Нафс, который не довели до состояния тумаънина, то есть контроля над ним, находится под влиянием шайтана. Шайтан внушает, нафс принимает – и человек движется навстречу неминуемой гибели.
Затем его нафс начинает считать плохое хорошим и приступает к действиям. 
Когда мы учились в Сирии, молодые люди купили рубашку с короткими рукавами, на которой было изображено солнце. Мы им сказали: «Какой разумный человек наденет такое?» Они повернулись к нам и ответили: «О вкусах не спорят». Мы сказали: «У распутной женщины тоже есть свои вкусы. Она тоже может ответить: «О вкусах не спорят»». Черти заставляют нафс счесть что-то хорошим, а человек торопится совершать амал, следуя за своим нафсом. Если бы наши предки увидели, как одевается нынешняя молодежь, они подумали бы, что новое поколение в полном составе сбежало из психушки!
Еще черти внушают, что хорошее является плохим, и мешают совершать благое через различные наущения.
Что ты как мулла ходишь? Кто за тебя отдаст свою дочь? Сними ты эту тюбетейку! Зачем держишь в руках чётки? Выйдя на улицу большого города в исламской одежде, прослушаешь целый курс лекций от шайтанов! Если женщина выйдет на улицу, открыв аурат, черти будут шептать ей: «Ты гурия на земле. Все сходят с ума от запаха твоих духов. Если будешь так ходить, то женихи в штабеля будут укладываться». Вот она и ходит, как ей вздумается. Поглядите, во что превратилось наше общество.
Человек перестает приближаться к Аллаху, шайтан потихоньку переманивает его на свой путь и становится его устазом.
Шайтан становится его шейхом!
Черти заставляют его делать все, что угодно. Шайтан садится ему на шею, как садятся на осла.
На медицинском факультете студентам показывали череп для изучения, и студенты украли у врача этот череп, чтобы повесить его на потолок на дискотеке. Подумайте, до чего мы докатились! Врача из-за этого могли уволить, чего, мол, черепа направо и налево раздаёт, и он, недолго думая, пошёл в морг, отрубил первому попавшемуся покойнику голову, сварил в котле и вернул сверкающий череп на свое место. Посмотрите, что творит молодежь для развлечения и что учинил этот врач ради рубля! Тот, кто не очищает свой нафс, не соблюдает требования Шариата, не пользуется духовными лекарствами устазов, быстро станет бешеным. Такие люди легко превращаются в ослов для чертей. Те садятся на них и делают с ними всё, что им захочется.
Ведь говорят: «Борьба с нафсом без устаза приводит только к сомнениям и наущениям».
Мы знаем, что случается с человеком, который занимается самолечением, не слушается врачей и сам выбирает себе лекарства. То же самое происходит, когда занимаешься духовным самолечением. Тут кто-то голодовку объявил, там кто-то ушел в халват… А потом еще удивляются такому количеству сумасшедших!
В книге «Фаджр аль-Мунир» (стр. 21) сказано: «Ахмад Рифаи говорил: «Тот, кто идет по пути к Аллаху самостоятельно, погибнет при первом же шаге»». В «Ихья» (том 3, стр. 18) сказано: «Мюрид нуждается в тарикатском устазе, за которым можно было бы следовать. Он нуждается в том, чтобы устаз направил его на истинный путь. Пути религии тёмные.
Путь приближения к Аллаху сложен. Черти могут внушить, что в миражах – истина. Тут женщины, там деньги, тут роскошь…
Путей шайтана очень много, и все они явные.
Поэтому люди так просто следуют по его путям.
Того, у кого нет устаза, чтобы тот наставлял на истинный путь, шайтан, несомненно, переманит к себе.
Мухаммад Рамазан аль-Бути сказал, что устаз – это руль для общества. Подумайте, если человек утром и вечером поминает Аллаха, представляет, что находится рядом с теми, кто любит Посланника, солляллаху алейхи ва саллям, и его сподвижников, молится 5 раз в день в джамаате, разве черти смогут увести его на свой путь? Кого сбивает шайтан? Того, кто днём и ночью развлекается, пускает слюнки на каждую модницу! Только такие люди и оказываются на пути шайтана.
Тот, кто ходит по краю обрыва без поводыря, обрекает себя на явную гибель». Слова же: «У того, у кого нет устаза, устаз – шайтан», – это истина. Они приводятся в таких книгах по тасаввуфу, как «Рисаля» имама Кушайри, «Итхаф» аз-Забиди, и других.
Эти слова приводятся в книгах по суфизму, но их надо понимать правильно. Некоторые и аяты из Корана понимают буквально, хотя Коран отличается удивительным красноречием, и там есть как аяты с буквальным смыслом, так и с переносным. Слова: «У того, у кого нет устаза, устаз – шайтан», – нужно понимать следующим образом: представьте, дети-сироты живут на вокзалах, с детства подсаживаются на наркотики… Они погибают в самом буквальном смысле. Так и того, у кого нет духовного наставника, ждет духовная гибель, поскольку он будет слушать наущения шайтана.
Человек лишается награды за деяния из-за своих пороков, которые уничтожают награду [ за праведные деяния], а это пути шайтана. В деянии без ихляса, то есть искренности, нет блага, и оно не вознаграждается. Во втором бурдже вы еще найдёте подтверждение истинности этих слов. Как известно из книг, продвижение по пути в тарикате происходит лишь через постоянство в зикре.
Те, кто вступил в тарикат: мужчины, женщины, молодежь, старики – постоянно поминают Аллаха, утром и вечером. А те, кто не в тарикате, могут сделать зикр один раз, а потом неделю не делать, или сделать два раза, а потом месяц не делать. Мюриды, даже те, которые не знают арабский и не учились в медресе, встают рано утром, чтобы сделать вирд, данный устазом, хотя те, кто обладает знанием арабского и понимает Коран и Сунну, спокойно спят в это время. Мы не должны судить о человеке по одёжке и по длине бороды.
Автор «Римах хизб Рахим» (том 1, стр. 180) пишет: «Для Аллаха и людей истины значим, то есть приближает к Аллаху и открывает [сердце], такой зикр, который взят по изну и талкыну, то есть                           
от истинного устаза, получившего разрешение на наставничество…
Одного разрешения мало, нужна еще и команда.
… и связанного с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям.
То есть чья сильсила восходит к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям.
Но зикр, который человек делает по своему желанию, не приносит фатху, то есть не раскрывает сердце человека ». Обратись к этой книге. Далее автор «Римаха» пишет: «Знай, что, если ты взял вирд не от устаза или от устаза, у которого нет фатху, то ты скорее погибнешь, чем спасёшься».
Автор: Шейх Хасан Хильми аль-Кахи
Книга: Аль-бурудж аль-мушайяда би-н-нусуси аль-маайяда
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *