26.04.2024

ИРШАД АС-САЛИКИН.
ШАРХ БУРУДЖ АЛЬ-МУШАЙЯДА

Мы продолжаем читать третий бурдж, который является ответом на очередной вопрос Мухаммада Дибира аль-Бурджи. Задав эти вопросы Хасан-устару,куддисса сирруху, он хотел тем самым развеять множество сомнений, которые появились в те времена в Дагестане. Вопрос состоит в следующем: есть ли разница между тем, кто в тарикате, и тем, кто не в тарикате, в плане хорошего и плохого конца. Мы начали разбирать третий бурдж на прошлом уроке и прочитали, что люди, которые находятся в тарикате, больше других боятся плохого конца, то есть смерти в неверии.

Очевидно, что в идущих по пути приближения к Аллаху, богобоязненности больше, чем в остальных. В итоге это спасает их от потери имана, как сообщается в аятах [Корана], которые свидетельствуют о хорошей участи богобоязненных. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха и говорите правильные слова, и [Аллах] примет ваши деяния и простит ваши грехи». Согласно толкованию, Аллах будет доволен этими деяниями, они примутся и запишутся как благие. Также Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит богобоязненных». Также Всевышний сказал: «Аллах принимает от богобоязненных». И также Аллах сказал: «Поистине, наилучшие из вас перед Аллахом — богобоязненные. Поистине, Аллах Всезнающий, Осведомлённый». 
 
Не сказано: самые богатые или у кого должность выше, – как многие полагают сегодня.
 
Также Аллах сказал: «Те, которые уверовали и были богобоязненными, для них радость и в этой жизни, и в жизни следующей».
 
Мы видим, что для мусульман сегодня нет никакого блага в этой жизни, сейчас мусульмане нищие и униженные. Это всё потому, что Ислам для нас стал лишь лозунгом, который никак не подкреплен делами. Это касается любой области. Возьмем, например, акыду. Большинство тех, кто спорит об этой науке, далеки от богобоязненности и познания Аллаха. А все разговоры о фикхе сводятся только к длине и форме бороды. Даже в тарикате в наши дни многие заняты внешним, а не внутренним. Мне рассказывали, как еще в советское время в одном селении мюриды прочитали мавлид. На следующий день один из присутствовавших на мавлиде рассказал о нём большому мюриду по имени Махалли. Тот спросил рассказчика: «Какое поклонение ты совершал прошлой ночью?» Ответ был: «Мы просто легли спать». И тогда Махали сказал: «Этот мавлид никак не повлиял на ваши сердца, иначе бы любовь, которая появилась в них, привела бы к ночному поклонению, – идобавил, – Если ваши деяния остались такими же, как были до мавлида, то какую пользу вы от него получили?»
В наши дни мы повсеместно наблюдаем различные маджлисы, речи, которые с удовольствием произносятся, садака, которое раздают, пение, которым украшают мавлиды, теперь даже с аккомпанементом. Мы должны понять, что Ислам так не распространить.
Посмотрите на коммунистов: 1 мая, 9 мая, 7 ноября и другие праздники, парады и лозунги не смогли спасти их строй от развала. Любая система разрушится, если лозунгов будет много, а дел мало. Это касается не только коммунистов, это касается любой системы. Поэтому надо меньше болтать и больше работать.
Полуголые певицы поют про имама Шамиля или «Тала бадру алейна»! Что бы он им сказал, увидев, как они прославляют его с открытым ауратом на сцене?
Мы не должны использовать Ислам как полотенце и вытирать об него свой грязный нафс. Из-за того, что мы так поступили с Исламом, Аллах сделал так, что теперь мусульмане стали полотенцем для Америки, Англии и других западных стран.
 
И Всевышний сказал: «И затем спасутся те, которые были богобоязненными».
 
То есть те, кто в этом мире был озарен богобоязненностью, удален от ширка и различных грехов.
Также Всевышний сказал: «И поистине спасется богобоязненный»
 
Этот аят был ниспослан об Абу Бакре, разыАллаху анху.
 
Аллах сказал: «И подготовлен [Рай] для богобоязненных».
 
…таких, как праведные халифы, имамы, шейхи, устазы.
 Дальше мы переходим к рассмотрению причин плохого конца. Мы прочитаем слова имама Газали, которыми он охарактеризовал своё время. Для нашего века они стали ещё более актуальными.
Имам Газали пишет: «Болезнь сердец распространилась больше, чем телесные болезни, по трём причинам. Во-первых, тот, у кого больное сердце, не знает о своей болезни».
 
В наши дни люди с сигаретой во рту рассказывают о том, какие у них чистые сердца и как они никому не причиняют вреда. При этом они даже намаз не совершают!
«Во-вторых, люди не понимают последствий болезней сердца, потому что не видели своими глазами наказания. Что же касается телесных болезней, то все видели, как от них умирают. Поэтому люди стремятся от всего вылечиться».
Если у человека больное сердце, то он до Москвы доедет, чтобы показаться специалистам! А если сердце охвачено духовными болезнями, он даже с места не сдвинется. Главное, чтобы было что есть и что пить.
И, в-третьих, как сказал имам Газали – и этого никак не исправить – нет врача, который смог бы вылечить. Врачи – это учёные, но они сами больны в наши дни и не могут вылечить ни себя, ни других. Чтобы их духовные болезни не стали заметны, они вынуждены сами сбивать людей. Любовь к мирскому – это смертельная болезнь. Эта болезнь поразила и врачей, то есть алимов. Они уже не способны исцелять, ведь, если они призовут к лечению, люди им скажут: «Вы лечите нас, но забыли про самих себя! Вы призываете оставить мирское, хотя сами целыми днями гоняетесь за ним! Вы говорите, что мирское ничтожно, а сами плаваете в нём, как рыба в воде!» Имам Газали 1000 лет назад назвал три причины, по которым болезни сердца только увеличиваются. Они охватили всех нас. 90% всех проповедей касаются того, как ходить в туалет, как совершать хадж, но никто не говорит про духовную эпидемию, которая охватила нас всех. Некоторые алимы боятся говорить об этом, потому что держатся за свою должность, другие стыдятся, потому что сами такие же, третьи ещё за что-нибудь цепляются. Вот почему тем, кто был до нас, Аллах дал многое, а нам ничего не досталось.
 
Также причиной плохого конца является множество грехов: как явных, так и внутренних, – и постоянство в малых и больших грехах.
 
Тут нужно знать, что деление грехов на малые и большие актуально лишь для обычных людей. Как говорит имам Газали, для алимов нет такого деления. Для них все грехи большие, ведь любой проступок алима, даже самый маленький, – это пример для окружающих. Поэтому Хасан-устар, куддисса сирруху, пишет своему мюриду: «Сынок, смотри не совершай запретных поступков на публике, иначе люди скажут: «Такой-то сделал, значит, и мне можно».
 
Из-за этого тьма и чёрные точки охватывают сердце, и тогда человек перестает бояться Аллаха и плохого конца.
 
Как наркоманы начинают с сигарет и доходят до тяжелых наркотиков, забывая о страхе и смерти, так и грешник постепенно перестаёт бояться Аллаха.
 
Всевышний сказал: «И охватило их сердце [тьма того], что они совершали».
 
Их сердца сгнили и ослепли из-за обилия грехов. Удивительно, как люди привыкают к грехам! Впервые увидев мужчину, женщина стесняется и пугается его; если же она будет постоянно находиться в мужском обществе, то со временем начнёт считать мужчин своими друзьями. Через какое-то время ей уже будет всё равно, кто рядом с ней: мужчина или женщина. Устаз писал в «Назмаби»: «Раньше женщины убегали, увидев лишь подол мужской одежды». В наши дни женщины вообще забыли, что такое стыд и зачем стесняться мужчин. Поэтому устаз из Батлуха говорил: «Женщин много, но, когда доходит до женитьбы, их становится мало». Иными словами, мало тех, на ком можно было бы жениться. Они как белые вороны.
 
Имам Газали, рахимахуллах, пишет в «Ихья»: «Без сомнения, грешник своими грехами вредит своему иману – он накъисуль-иман. Иман неоднороден, он имеет семьдесят один или семьдесят три уровня. Наивысший – это «ашхаду алля иляха иль Аллах». Самая низкий – это устранение с дороги всего, что мешает на пути.
 
Поэтому является сунной устранять с дороги всё, что может навредить или помешать путникам: умершее животное, большой камень и так далее. Так мы устраняем трудности для мусульман.
 
Примером этому может служить утверждение: «Человек неоднороден. Он состоит из 71 или 73-х частей. Важнее всего в нём сердце и душа, а наиболее низменная [часть] – это уход за своим телом, как то: подстригание усов…
 
Тут надо сказать, что в некоторых мазхабах это является сунной, просто некоторые течения выбрали это действие в качестве опознавательного знака, чтобы выделить себя среди других мусульман. Впрочем, этот вопрос по-разному решается в разных мазхабах.
 
…уход за своим телом, как то: подстригание усов, подстригание ногтей…
 
Это известная сунна. Мы должны подстригать все ногти и не оставлять, как некоторые, один ноготь на мизинце. Имам Газали говорил: «Я не видел недостатка больше, чем, когда у человека была возможность что-то сделать, он не доделывал это до конца».
 
…очищение кожи от грязи, – чтобы отличаться от грязного скота, измазанного в своём же навозе. Ведь [скотина] так неприятна из-за своих длинных когтей». Это был пример. Иман подобен человеку.
 
Как человек может быть неряшливым, неухоженным, с длинными и грязными ногтями, так и иман может быть слабым, основанным лишь на произнесении шахады, лишённым других ветвей веры.
Отсутствие шахады говорит об отсутствии веры, подобно отсутствию души [в теле]. Тот, кто просто признал таухид и посланническую [миссию Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям], подобен безглазому человеку, у которого отрезали все органы, оставив [в теле]только душу.
 
Сами подумайте, если нет жизненно важных органов, как долго продержится душа?
 
Он близок к смерти, и в нём еле держится одинокая душа, от которой отделились все органы, которые укрепляли её и которые укрепляла она. Так и человек, в котором есть лишь основа веры и который скуп на праведные деяния. Он близок к выкорчёвыванию дерева его веры, когда его настигнет бушующий ветер приближения и присутствия ангела смерти.
 
Как дерево будет вырвано с корнями, так и человек погибнет без веры. Это касается тех, кто удовлетворяется только шахадой, не совершая никаких дополнительных видов поклонения.
 
И любой иман, который не зиждется на убеждённости…
 
…которая, в свою очередь, является следствием искреннего поклонения Аллаху…
…ветви которого не раскрылись в праведных деяниях, не сможет удержаться при порывах жуткого ветра, когда [человеку] явится лик ангела смерти. Страшно за его участь. Лишь регулярное и постоянное поклонение…
 
Это поклонение мюридов. Речь идёт, конечно же, про поклонение, которое было совершено ради Аллаха, без дополнительных целей. Поклонение, совершённое ради Аллаха, подобно дереву с сильными корнями, которому никакой ветер не страшен.
 
Лишь регулярное и постоянное поклонение делает [корни] прочными». Обратись к четвёртому тому (с. 6).
 
Также имам Газали пишет (на 7-й странице): «Грехи для имана подобны вредной пище для тела. Человек обязательно отравится такой едой.
 
Для имана запретная еда представляет куда большую опасность, чем просто вредная. Запретная еда приводит к тому, что человек начинает совершать запретные действия. Несмотря на то, что религия дозволена и есть возможность совершать хадж, наше население уверенно сходит с ума именно из-за того, что многие едят запретное и сомнительное на деньги, полученные от ростовщичества, убийства и грабежа. Именно поэтому нрав людей так сильно испортился. Всевышний сказал: «О посланники Аллаха, ешьте благое и чистое и совершайте праведные деяния». В «Рухуль-баян» сказано, что Аллах сначала велел есть чистое и лишь потом велел совершать благие деяния, поскольку лишь на основе дозволенной и чистой еды человек может совершать праведные поступки. Это надо хорошо усвоить. Многие ищут защиты от явного вреда, не обращая внимания на вред духовный.
Он не ощущает этого, пока его состояние не изменится. Вмиг он заболеет и вмиг умрёт. Так же и с грехами». Конец [слов имама Газали].
 
Человек грешит, грешит и вмиг может потерять веру.
 
Что касается саликов…
 
Салики соблюдают адаб настолько, насколько могут. Для них Ислам – это не пустой звук, как для большинства сегодняшних мусульман. В их сердцах зиждется искренняя любовь к Исламу, и эта любовь увеличивается и увеличивается день ото дня.
 
Что касается саликов, то первое, чему их обучают наставники, – это покаяние (истигфар) и салават Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, в надежде, что Аллах заменит их греховные поступки праведными.
 
Ведь праведные поступки, будучи совершёнными с искренностью, приближают тебя к Аллаху и отстраняют от греха.
 
Всевышний сказал: «Те, кто совершает мерзости и вредит самим себе, когда вспоминают Аллаха, просят у Аллаха прощения грехов». Также Всевышний сказал: «Кто совершит недозволенное или навредит сам себе и затем попросит прощения у Аллаха, найдёт Всевышнего Прощающим, Милостивым». Ещё Аллах сказал: «Поистине, благие деяния устраняют запретные».
 
Они смывают с человека маленькие грехи. 
В одном из хадисов сказано: «За каждым греховным поступком совершай благой, он смоет [прегрешения]». Если же мюрид совершит грех, он кается тысячу или пятьсот раз в день, как приказывают наши устазы.
 
Ибн Маджа передаёт: «Если вы ошибётесь и ваши ошибки дойдут до верхних пределов, а затем покаетесь, то Аллах примет ваше покаяние».
 
Ат-Табрани и аль-Байхаки передают: «Ангел справа руководит ангелом слева. Когда раб совершает благой поступок, ему записывается десятикратное воздаяние. Когда он совершает грех и ангел слева хочет записать его, ангел справа говорит: «Подожди». И [ангел слева] ждёт в течение шести часов. Если [раб] попросит у Аллаха прощения, то ему ничего не запишется. Если же он не покается, то [этот поступок] запишется ему как один грех». Это большая милость для мюридов.
 

Надеемся, что мы с вами тоже сможем получить пользу от этой милости Аллаха, совершая днем и вечером вирды, которым нас обучили устазы.

Автор: Шейх Хасан Хильми аль-Кахи
Книга: Аль-бурудж аль-мушайяда би-н-нусуси аль-маайяда
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *