24.04.2024

ИРШАД АС-САЛИКИН.
ШАРХ БУРУДЖ АЛЬ-МУШАЙЯДА

Итак, мы продолжаем читать второй бурдж из книги Хасан-устара, куддиса сирруху, «Аль-Бурудж аль-Мушаядат». Как мы уже говорили, этот бурдж является ответом на один из вопросов Мухаммада-Дибира аль-Бурджи. Тот факт, что он задавал эти вопросы, не означает, что он сомневался в тарикате. Дело в том, что народ тогда не понимал отдельные вещи, а Мухаммад-Дибир аль-Бурджи не хотел сам отвечать на разные сложные вопросы, он хотел, чтобы ответил Хасан-устар, куддиса сирруху. Во втором бурдже содержится ответ на вопрос, исчезнет ли награда за благие поступки у того, у кого нет устаза.
 
Польза: мы уже говорили о том, что зикр от устаза получают с нуром. Также надо знать, что лишь с помощью многократного зикра озаряется сердце и исчезают духовные преграды. Всевышний сказал (смысл): «О те, которые уверовали, поминайте Аллаха многократным поминанием».
 
Духовные преграды можно преодолеть только зикром. Зикр – это средство для устранения духовных недугов и пороков, которые служат преградой между нами и Аллахом. Поэтому Всевышний обращается к верующим: «…поминайте Аллаха». В зикре особенно важно Его имя – Аллах.
Отдельные алимы говорят: «Невозможно [быть постоянным] в многократном зикре, если он взят не у устаза через талкын».
 
Если хочешь быть в зикре постоянен, нужно взять вирд у устаза. Сегодня постоянство в зикре есть лишь у тех мусульман, кто в тарикате. Именно такие люди чаще всего поминают Аллаха и чаще всего восхваляют Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В руках тех, кто не в тарикате, чётки – это лишь атрибутика. Их держат в руках, следуя моде. А тот, кто вступил под наставничество истинного устаза, постоянен в зикре и использует чётки для счета.
 
Имам Раббани, куддиса сирруху, сказал: «Поистине, цель сулука (то есть духовного пути) и приближения к Аллаху – это очищение нафса от пороков и от низменных свойств.
 
В тарикат вступают, чтобы начать очищать свой нафс, совершая все вирды, которым обучает устаз, и используя устаза в качестве посредника в приближении к Аллаху. Ибн Атаилля сказал: «У того, у кого нет вирда, нет духовных состояний».
В основе всех этих пороков лежит сосредоточенность на своем нафсе и следование всем его желаниям и прихотям.
 
Вот в чём основа всех пороков – в исполнении всех желаний нафса. В современном обществе люди переносят множество трудностей, чтобы достичь того, что желает и приказывает им их нафс. Мы видим, сколько женщин, не покрыв аурат, выходят на улицу, следуя своим страстям. Молодые люди тоже совершают множество дикостей. Это всё оттого, что они следуют за своим нафсом.
 
Таким образом, человек обязан вступить на путь борьбы со своим нафсом. Также он обязан, избавляясь от пороков, приобретать похвальные качества». (Мактубат, т. 1, с. 37).
 
Похвальные нравственные качества – это вовсе не те качества, которые многие считают таковыми, ища мирских удовольствий. Это те качества, которые любит Аллах и Его посланник. Наши качества не имеют с ними ничего общего! Мы что? Мы следуем то религиозной моде, то светской! Если бы это было правильно, то и сподвижники, и табиины, и те, кто пришёл после них, поступали бы так. Ведь Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, завещал нам следовать пути праведных халифов. Как же мы далеки от этого идеала!
 
Также в книге «Танвир ас-садр» сказано: «Поистине, неукоснительное следование Шариату с искренностью не будет полноценным без следования за устазом, познавшим Аллаха».
 
Что же такое «истикамат»? Это когда человек идёт прямо, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Сам Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал, что поседел после ниспослания одного аята из суры Худ, где было сказано (смысл): «Следуй прямым путём, как тебе приказано». Имам Газали приводит хороший пример в связи с истикаматом: «Если посадить муравья в огненный круг, он остановится ровно в центре этого круга». Вот что такое истикамат. Надо соблюдать золотую середину: нельзя быть чрезмерным ни в акыде, ни в Шариате, ни в тарикате. Но нельзя проявлять и халатность.
В книге «Аль-Джавахир» имама Шаарани говорится: «Меня спросили, какое лекарство нужно рабу, чтобы он перестал совершать деяния напоказ и восхищаться своим нафсом. Я ответил: «Надо увеличивать зикр, пока сердце не озарится истинным таухидом и пока раб не поймёт, что все его деяния полностью сотворены Аллахом»».
 
Человек перестанет восхищаться своими поступками, когда осознает, что они сотворены Аллахом.
Деяния отнесены к рабу лишь внешне – и только.
 
Кажется, что это мы совершаем поступки. Мы говорим: «Это сделал Умар», – или: «Это сделал Али», – но, на самом деле, всё это сотворил Аллах.
 
[И, достигнув этого состояния,] человек перестанет совершать деяния напоказ.
 
Когда в человеке есть рия? Когда он считает, что сам совершил свои поступки и полностью относит их к себе. Тогда он начинает восхищаться собой. Но разве умно гордиться чужими поступками?
Не будет ни восхищения своим нафсом, ни ощущения собственного превосходства ни над одним из грешников. Раб никогда не будет хвастаться чужими делами, восхищаться своим нафсом и претендовать на высокие духовные уровни.
 
Если спросят, есть ли от этого лекарство, помимо таухида, я отвечу: «Я не знаю лекарства, которое принесёт пользу быстрее таухида». Люди тариката используют его для мюридов, и через него сокращается путь приближения к Аллаху. Поистине, ошиблись те абиды, которые читали Коран, держали пост и совершали молитвы, но умерли, совершая всё это напоказ, восхищаясь своими деяниями и ни в чём не будучи искренними.
 
Мы должны знать, что благой поступок, при совершении которого не соблюдены все необходимые условия, может стать греховным. Ведь есть хадис Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «Может быть так, что человек читает Коран, а Коран его проклинает». Когда так случается? Когда человек читает Коран в беспечности, без махраджа, не соблюдая правил чтения. Нынче много чтецов, но мало кто соблюдает все необходимые правила чтения. То же самое относится и к молитвам. Почему мы не отстраняемся от запретного за счет наших молитв? Потому что у нас нет той искренности, какая была у Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Поэтому наши молитвы не хранят нас от грехов. Поэтому наше поклонение хромает и явно, и тайно.
Об этом свидетельствует хадис про раба, которому Аллах сказал: «Входи в Мой рай по Моей милости». [Раб] сказал: «Мой Господь, нет, на основе моих деяний». И все это из-за их не понимания того, что чтение Корана принимается у тех, у кого чистые сердца.
 
Поэтому Сави пишет в «Хашият» на Тафсир Джаляляйн, что сначала устазы обучают мюридов зикру и лишь затем чтению Корана, чтобы мюриды очистили свои сердца, прежде чем начать читать Коран. Вспомните: в больнице перед операцией идёт подготовка. К Речи Аллаха не должен обращаться каждый второй, вне зависимости от своего духовного состояния. Нужно подготовиться, соблюдать адабы чтения, адабы хузура и другие адабы. Лишь соблюдая адаб, человек приближается к Аллаху, и, лишь прекращая соблюдать адаб, он сбивается с пути приближения ко Всевышнему. Мы видим, что случилось с иблисом за то, что он оставил один адаб. Что же будет с нами, если мы упускаем сотни и тысячи адабов?!
 
Зикр подобен наждачной бумаге, которая счищает ржавчину с металла. А остальные виды поклонения подобны мылу». Похожие вещи говорятся в «Аль-Мутамиммат».
 
Если мы хотим убрать ржавчину, надо искать соответствующее средство.
 
Также в книге «Аль-Мавахиб аль-Барика» написано: «Передают, что один раб поклонялся Аллаху на острове 70 лет. По другому сообщению, 500 лет. И Аллах сказал ему: «Входи в Рай по Моей милости». [Раб] ответил: «О мой Господь, нет, по моим деяниям». Если бы этот раб следовал по пути приближения к Аллаху под наставничеством устаза, познавшего Аллаха, то в первое же мгновение в тарикате он бы понял, что раб войдёт в Рай только по милости Аллаха
 
Посмотрите, сколько милости в том, что Аллах даёт нам совершать поклонение, от скольких страстей, заполонивших этот мир, человек сохранен, от скольких болезней. Аллах дал нам очень много благ, чтобы мы поклонялись. Даже если наше поклонение будет равно поклонению всех джиннов и людей, мы должны знать, что не войдём в Рай на основе своих деяний.
 
…раб войдет в Рай только по милости Аллаха, вне зависимости от того, как усердно он [раб] соблюдает адаб.
 
Почему? Потому что человек соткан из слабостей и недостатков.
 
В книге «Лавахик аль-анвар» говорится: «Если человек не усердствует в поминании Аллаха, ему не вкусить стремления и любви ко Всевышнему. И он будет впадать в каждый грех, подобно скоту, отпущенному на свободу». (с. 312). Всевышний сказал (смысл): «Поистине, поминание Аллаха величественно», – оно устраняет гордыню и [другие] пороки.
 
Нет более действенного средства для устранения недугов сердца, чем поминание Аллаха.
 
И всё это проверено истинными устазами. То же самое говорится в книге «Тасдик аль-Маариф». Всё вышеприведенное мы процитировали полностью в «Танбиху саликин».
 
Если Аллах даст нам такую возможность, у нас есть намерение прочитать и эту книгу Хасан-устара, куддисса сирруху.
 
Каждый, кто считает, что достиг искренности, без следования по пути достижения искренности, ошибся.
 
Каждый, кто занимается самолечением вместо того, чтобы слушать врачей, глубоко ошибается. Если хочешь излечиться от духовных болезней, таких, как отсутствие искренности, любовь к славе, использование религии в качестве средства для получения денег и имущества, надо вступить на путь приближения к Аллаху под руководством истинного духовного наставника, иначе погибнешь на этом пути. Но просто вступить в тарикат недостаточно. Многие приходят в клиники, чтобы излечиться от наркомании или алкоголизма, но лекарств не пьют и указаниям врачей не следуют. А разве можно таким образом вылечиться? Если не следовать указаниям устаза, пользы от тариката ему не будет.
 
Это не касается тех, кто охвачен милостью и помощью от Аллаха, так что Всевышний Сам их приблизил. Но это случается очень редко.
 
Поэтому Шуайб аль-Багини, куддиса сирруху, пишет, что Кунта-хаджи был великим вали Аллаха, которого Аллах Сам приблизил к Себе. Кунта-хаджи не вступал под наставничество истинных устазов. Когда Джамалуддин аль-Гумуки увидел его в состоянии экстаза, увидел, как Кунта-хаджи совершал разнообразные движения, он ничего не сказал, потому что понял, что Кунта-хаджи принадлежит к истинным ахлю-джазбат (то есть к тем, кого Аллах Сам приблизил к Себе).
 
Как мы уже писали, хукм основывается на наиболее частых случаях. Я читал в «Ихья» и в других книгах следующее: «Рассказывают, что один человек совершал намаз в течение 30 лет в первом ряду в мечети. Однажды он опоздал на молитву и совершил её во втором ряду. Из-за этого ему стало стыдно перед людьми, и тогда он восполнил все свои молитвы за эти годы, потому что [раньше, совершая их,] хотел, чтобы люди видели, что он совершает намаз в первом ряду.
 
В его действиях было рия, они совершались напоказ. Когда он понял это, то восполнил все свои молитвы. Если бы они совершались ради Аллаха, мнение окружающих его не волновало бы.
 
Ведь он увидел, что его поклонение полно рия [оно совершалось напоказ] . Я не помню точно, [где об этом написано], чтобы указать. Пойми же [смысл этой истории]. Кто же размышляет об этих нюансах?
Пусть Аллах сохранит нас от зла нашего нафса и от вреда наших мерзких деяний и пусть Аллах по Своей милости причислит нас к тем, о ком сказано: «И нет у тебя власти над Моими рабами».
 
Всевышний так ответил иблису, когда тот сказал, что будет всех сбивать с истинного пути. О каких же рабах идет речь? О тех, у кого есть ихляс, вара, таква, кто боится Аллаха. Именно о таких рабах Аллаха идёт речь.
Другое полезное примечание есть у аль-Хадими, куддисса сирруху, в книге «Аль-Барика»: «В книге «Аль-Файз» говорится: «Расстояние между иблисом и человеком соответствует количеству зикра, которое совершает последний».
 
Почему сегодня у людей так много психических заболеваний? Потому что люди 24 часа в сутки думают только про деньги! Так они оказались во власти шайтана. Если бы они поминали Аллаха, то Всевышний одарил бы их баракатом в имуществе и в семье и защитил бы их от козней шайтана.
 
И люди отличаются друг от друга [уровнями поминапния Аллаха].
Абу Саид аль-Харрас сказал: «Однажды я увидел иблиса, и он от меня отскочил. Я ему сказал: «Иди сюда». Он же ответил: «Что я могу с вами сделать, когда вы постоянно поминаете Аллаха и отстранились от того, чем я обманываю людей?» Я спросил его: «Что это?» Он ответил: «Мирское»…
 
Мы ещё прочитаем, как однажды иблис отправил своих подопечных сбивать людей, которые совершали зикр, и они не смогли это сделать. Тогда иблис сказал: «Оставьте их, я приволоку их к вам за шкирку, когда они обратятся к мирскому». Любовь к мирскому приводит к тому, что человек становится пленником шайтана. В ней причина всех грехов и ошибок.
Он ответил: «Мирское», – повернулся ко мне спиной и собрался уходить, но затем добавил: «Есть ещё кое-что: слушать музыку и дружить с плохими людьми».
 
За последние 15 лет мы поняли, что такое дуньял. Все заводы были уничтожены, все колхозы опустели. Тогда люди обратились к музыке и к плохим людям. Неудивительно, что после всего этого они начинают сомневаться, хорош ли тарикат, дозволена ли рабита, хотя ответ очевиден. Беда наших дней заключается в том, что музыка стала проникать и в религию. Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в «Фатава аль-Хадисия», что накшубандийский тарикат – это самый чистый и лучший тарикат по сравнению с другими, потому что в нём нет новшеств.
Когда Мухаммад-арифа, куддиса сирруху, освободили из тюрьмы и он вернулся домой, устроили мавлид. Мухаммад-ариф, куддиса сирруху, тогда сказал: «Не нужно петь, ведь мы следуем накшбандийскому тарикату, лучше просто прочитаем». В книге «Усуль-авлия» написано, что у мюридов появилась новая болезнь – слушать пение и музыку. Эта книга написана более ста лет назад. Если мы не будем хранить то, что нам досталось, так же усердно, как хранили те, кто был до нас, всё разрушится. Когда мы вернулись из армии, то перед поездкой в село пришли на зиярат к Саадухаджиясул Мухаммаду, куддиса сирруху. Там был один пожилой человек. Он спросил, можно ли женщинам посещать мечети. Тогда ещё не было исламских радиопередач, по телевидению тоже ничего не показывали. Так вот, он дал очень хороший ответ. Если мужчина отделён от женщины занавеской, женщина не может не захотеть узнать, кто скрывается за ширмой. И мужчине тоже будет любопытно, особенно в наши дни, когда имамы берут себе третью и даже четвертую жену. Если хорошее ведёт к плохому, лучше отказаться от хорошего. Для женщин самое лучшее место – это их дом. Что бы сказал устаз, если бы видел сегодняшних мусульманок, которые, накрасившись, идут на вечер нашидов? Что бы он сказал? Да их губы показывают крупным планом, как будто в телевизионной рекламе! Кто будет доволен таким поведением? Аллах или иблис? Если в войске сподвижников были бы такие люди, то не было б побед Ислама. Чем больше мы будем отходить от поведения тех, кто донес до нас чистую религию, тем больше мы будем погружаться в смуту.

Автор: Шейх Хасан Хильми аль-Кахи
Книга: Аль-бурудж аль-мушайяда би-н-нусуси аль-маайяда
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *