25.04.2024
ИРШАД АС-САЛИКИН.
ШАРХ БУРУДЖ АЛЬ-МУШАЙЯДА
Итак, на наших уроках по книге Хасана-устара, куддиса сирруху, мы дошли до слов:
 
Они [устазы тариката] сказали: «Обычаи – это преграда на пути приближения к Аллаху. Они мешают всем, кто вступит на этот путь». Имам Ша’рани написал об этом в «Минан» (т. 2, с. 284).
 
Мухаммад Рамазан аль-Бути говорит, что человек – раб своих привычек.
 
Если дело обстоит таким образом, то выявить деяния напоказ сложнее, чем муравья в тёмную ночь. Их замечают только те, чей взгляд зорок. Награда за деяния напоказ будет уничтожена, о чём говорится в Коране и Сунне. А совершают деяния напоказ чаще всего именно те, у кого нет устаза, и поэтому допустимо говорить, что награда того, у кого нет устаза, уничтожается, ведь чаще всего так и случается.
 
Так Хасан-устар, куддиса сирруху, отвечает на вопрос, как можно говорить, что у того, у кого нет устаза, награда за деяния уничтожается. Хасан-устар, куддисса сирруху, пишет, что человек следует своим привычкам. В частности, поэтому он не приближается к Аллаху. Заметить, что делаешь что-то напоказ, сложнее, чем ночью разглядеть ползущего муравья. А деяние, совершенное напоказ, не принимается Аллахом, о чём сообщается в Коране и Сунне. Тот факт, что большинство тех, у кого нет устаза, совершают деяния напоказ и впадают в гордыню, позволяет говорить, что у тех, у кого нет устаза, награда за деяния будет уничтожена.
 
Знай это, мой брат, алим Мухаммад Дибир аль-Бурджи, да одарит тебя Аллах тауфиком и истикаматом. Амин.
 
Истикамат – это исполнение приказов Аллаха и отказ от всего, что Аллах запретил. Поэтому говорят: «Вали обладают истикаматом, то есть безукоризненно следуют Шариату».
 
И самый высокий уровень, которого могут достичь те, у кого нет устаза, – чтобы бы им были показаны пути искренности и поклонения Аллаху ради Рая, и стремления к награде и стремление к высоким духовным уровням.
А познавшие Аллаха убегают как от тех, кто стремится к Ахирату, так и от тех, кто стремится лишь к мирскому. Об этом говорится в книге «Рашахат».
 
Ведь их цель – Аллах, а не Рай и не райские гурии. «Рашахат айнуль-хаят» – это книга шейха Али бни Хусейна бни Ваази аль-Харави. На ней основывается книга Шуайба аль-Багини, куддиса сирруху, многое взято именно оттуда, до рассказа про шейхов Дагестана.
 
Имам Газали пишет в «Ихья»: «Тот, кто совершает поступки ради Рая, совершает их ради своего желудка и аурата». Имам Ша’рани пишет в «Лавакихуль-анвар»: «Тот, кто не находится под воспитанием устаза, является рабом саваба [то есть награды] и не сможет очиститься вплоть до своей смерти. Он похож на скверного работника, который палец о палец не ударит, не спросив: «Пока я не устал, скажи, сколько ты мне заплатишь?»  
 
Когда мы говорим о воспитании под руководством устаза, то имеем в виду истинного устаза, который соблюдает правила тариката и знает его основы, который имеет иснад до Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. Речь идёт не о тех, кто называет себя устазом, чтобы получить деньги, снискать славу, приобрести положение в обществе. В наше время Ислам такой отсталый именно из-за муташейхов! Сайфулла-кади, куддиса сирруху, пишет Хасан-устару, куддисса сирруху: «Смотри, сынок, сторонись мушатейхов, даже не останавливайся в сёлах, где они живут». Это духовные потомки Мусайлималь-Каззаба. Черти помогают им бороться с мусульманами и Исламом.
 
Как могут сравняться между собой тот, кого надо просить: «Сделай это, и я дам тебе за это что-то взамен», – и тот, кто говорит: «Клянусь Аллахом, у меня нет никакой иной цели, кроме стремления быть твоим рабом, быть лишь под твоим взглядом и выполнять твои требования»? Разве ты не приблизишь второго к себе, осознав его искренность, и не дашь ему больше того, на что он надеялся, из-за его рвения?
 
Один юноша посватался к дочери правителя, и правитель сказал: «Я выдам её за тебя, если ты достанешь из глубин океана жемчужину». Молодой человек взял ведерко и принялся вычёрпывать океан, чтобы достать жемчужину. Если у людей будет такое рвение, то Аллах даст им всё. Такое рвение было у сподвижников, поэтому они смогли донести Ислам до разных стран.
 
Выносить же того, кто ставит условия, сложно: ты знаешь его истинные мотивы и понимаешь, что в нём мало благородства. Ты платишь ему и отстраняешься. Может быть так, что ты сам уйдёшь, не дожидаясь его ухода, потому что между тобой и ним нет духовной связи, ведь он пришёл к тебе лишь ради платы и, получив её, повернется к тебе спиной и забудет тебя. Но всё обстоит иначе с тем, кто служит тебе, потому что любит. Пойми это.
 
Я слышал, как Али аль-Хаввас говорил…
 
Али аль-Хаввас не умел ни читать, ни писать. Он был одним из шейхов имама Ша’рани. Имам Ша’рани собрал целую книгу, в которую входили ответы Али аль-Хавваса на разные вопросы. Эта книга называется «Дуратуль гаввас». Если Аллах захочет, то даст знание кому угодно. Но в наши дни не стоит корчить из себя аль-Хавваса, а надо получать знания, потому что мы живём в очень грязное время.
 
Я слышал, как Али аль-Хаввас, совершая нафиль-намаз говорил: «Я намереваюсь совершить два ракаата из милости Аллаха ко мне в это время». Он, да будет доволен им Аллах, видел милость Всевышнего в этих двух ракаатах, он не рассматривал их как проявление благодарности за какой-то другой ниимат. Он сказал мне: «Как такому, как я, стоять перед Аллахом? Клянусь Аллахом, я близок к тому, чтобы растаять от стыда перед Ним, ведь мой адаб во время обращения к Нему в намазе так скверен! У общения с Аллахом в намазе – около 100 тысяч адабов. Не думаю, что из этих [100 тысяч адабов] соблюдаю хотя бы десять. За совершение намаза перед Аллахом и за другие виды поклонения меня, скорее всего, накажут. Как мне просить саваба [то есть награды ] у Аллаха?
 
Раб так относится к своему поклонению, когда осознаёт могущество своего Господа и свою ничтожность. Человек, сотканный из недостатков, сотворённый слабым, не должен считать своё поклонение значимым. Те, кто достиг совершенства, именно так оценивают своё поклонение.
 
Ещё я слышал, как он сказал: «Раб должен считать своё поклонение незначительным, даже если оно будет равняться поклонению всех людей и всех джиннов. Даже если человек будет поклоняться Аллаху на горящих углях от самого сотворения мира до его уничтожения, всё равно он не сможет в достаточной мере поблагодарить Аллаха за один миг намаза, в котором Он разрешил нам стоять перед Ним, даже если мы беспечны.
 
Они поняли это уже в земной жизни, а те, кто не понял этого здесь, поймут в ахирате.
 
А если раб начинает меньше поклоняться, он должен понимать, что не достоин даже этого. И каждый, кто так думает, будет защищён от деяний напоказ и от опасности лишиться милости Аллаха» («Аль-Ухудуль-Мухаммадия», с. 204). Также обратись к примечаниям на полях «Аль-Минан» (т. 1).
 
Это всё – цитаты из старых рукописных изданий.
 
Также он пишет в «Минан»: «Одна из милостей Аллаха ко мне заключается в том, что я не ищу награды за деяния, которые Аллах проявил в действиях моих органах. Но лишь в виде осознания милости Аллаха.Ведь я знаю, что нииматы есть как в ахирате, так и в дуньяле. Аллах сотворил их только для нас, ибо Он не нуждается в сотворённом.
 
Деяния, которые проявляются в действиях нашего тела, – это и есть милость Аллаха, поэтому не надо ждать за них награду.
Адаб заключается в том, чтобы искать награду за подчинение, проявляя свою ничтожность и нужду.
 
Иными словами, не надо думать, что Аллах обязан наградить нас. Нужно показывать, как сильно ты нуждаешься в милости Аллаха.
 
И у того, кто не ищет награды таким образом, мало адаба, поскольку он показывает, что не нуждается в милости Аллаха. Пойми это.
 
Нужно понимать свою слабость, понимать, что нуждаешься в Аллахе, что один миг намаза, в котором Аллах дозволил нам обратиться к Нему, – это большая милость.
 
И познавшие Аллаха, да будет доволен ими Аллах, порицали тех, кто говорит: «Человек не достигнет совершенства, пока не перестанет нуждаться в Аллахе [то есть когда ему будет уже нечего просить]». Ведь [буквально] это означает, что раб достигнет такого уровня, когда совершенно не будет нуждаться в Аллахе. Но это абсурд. Раб не может быть независимым от Аллаха даже в течение того времени, которое необходимо, чтобы моргнуть один раз. Раб не может быть независимым от Аллаха, даже если бы ему нужно было просто вдыхать и выдыхать [воздух]. А тот, кто перестанет дышать, умрёт. А вышеприведённые слова можно истолковать как упование на Аллаха в том, что он предопределил человеку. Аллах не нуждается в том, чтобы его просили об уделе. И Аллах знает лучше.
 
В Коране сказано: «Нет ничего на земле, что бы не получило удел у Господа».
 
И, клянусь Аллахом, я вижу милость, которую Аллах проявил ко мне, в том, что Он разрешил стоять перед Ним в молитве, даже за всевозможными грешниками; и я буду надеяться, что и мне достанется что-то из милости, которая, возможно, досталась им. И как такому, как я, стоять перед Господом миров в молитве или с другим поклонением, если я не знаю стольких адабов в отношении Господа? Хвала Аллаху, который не прогнал меня, как прогнал тех, кто оставил намаз. Никому из них не было дозволено стоять перед Ним.
 
В отдельных божественных писаниях сказано: «Те, кто навредил себе поклонением Мне ради Рая или Ада! Если бы Я не сотворил Ад и Рай, неужели Я не был бы достоин того, чтобы Мне поклонялись?»
 
Али аль-Хаввас, да помилует Его Аллах, говорил: «Никому из подобных нам не следует просить у Аллаха награды за поклонение. Следует просить прощения за нарушение адаба во время этого поклонения и за отсутствие страха в сердце. Ведь известно, что намаз, совершённый без хушуа [то есть без страха перед Аллахом], обмотает человека так, как обматывает старая одежда, а потом Аллах ударит его ею.
 
Поэтому говорится, что правильно совершённая молитва мешает совершать запретное, а молитва, совершённая небрежно, не мешает.
Также я слышал, как он говорил: «Рабу можно просить награду у Аллаха за деяние в плане милости только тогда, когда раб осознает таухид в действиях Аллаха. В иных случаях люди чаще всего ищут награду за свои действия. [Речь идёт о] о поклоняющихся Аллаху, которые не вступили на путь приближения к Нему. Аллах говорит такому: «Войди в рай по моей милости!». Человек отвечает: «Нет, по моим деяниям». Так говорится в одном из хадисов. Если бы они вкусили таухид, то никогда не сказали бы такое своему Господу, ведь это невежество и несоблюдение адаба. А раб обязан служить своему хозяину, потому что тот господствует, и только поэтому».
 
Это нужно понимать так: тот, кто увидит, что [все] действия принадлежат Аллаху, тотчас же перестанет искать за них награду, ведь никто не требует награду за чужие деяния.
 
Нужно понять, что все действия сотворил Аллах, все деяния раба – от Аллаха и приписываются рабу лишь условно. Тот, кто это понимает, никогда не будет просить награду за свои деяния, поскольку никто не просит награду за чужие поступки. Мы будем просить о милости, показывать, что нуждаемся в Аллахе, но не будем требовать платы за поклонение!
Автор: Шейх Хасан Хильми аль-Кахи
Книга: Аль-бурудж аль-мушайяда би-н-нусуси аль-маайяда
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *