19.03.2024

ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВА ЧЕРЕЗ КОРАН И СУННУ
Часть 6

ТАСАВВУФ: ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ПЛОТСКИХ ЖЕЛАНИЙ, РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ…

Досточтимый Абуль-Хасан Харакани сказал:

«Как намаз и пост являются фардом, а их выполнение – обязательным, также обязательным является очищение души от гордыни, зависти и алчности».

Особенно это относится к «гордыне» и «самодовольству», которые отравляют сердце, подобно яду. Ибо вероучение Единобожия не допускает существования равного Всевышнему Аллаху.

Всевышний Аллах в Священном Коране после семикратной клятвы, указывающей на особое значение аята, повелевает: 

قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا 
وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا 

«Преуспел тот, кто очистил душу. Понес урон тот, кто сокрыл дурное в душе». (аш-Шамс, 9-10)

Мы живем в эпоху, когда вторжение чужих культурных ценностей, реклама, возбуждающая плотские желания, мода, подстегивающая к роскоши и расточительству, телевидение и социальные сети интернета, пропагандирующие сугубо материалистическое мировоззрение, образовали в душах обширную духовную эрозию и загрязнение. В сердцах и умах людей воцарился хаос.

Цели и средства их достижения смешались друг с другом. Вместо того чтобы употреблять пищу для приобретения сил ради служения Всевышнему Аллаху, мы начали тратить жизнь на то, чтобы вкусно поесть и попить. Наши души превратились в заложников бренного мира, а наши сердца заполонили плотские желания. Духовная неудовлетворенность привела к личностному и общественному кризису. И, как следствие, мировоззрение, практически отрицающее потусторонний мир и далекое от размышления о вечном, отравило разум и души большинства людей.

Поэтому воспитание нафса и очищение сердца, которые мы называем воспитанием в тасаввуфе, сегодня особенно актуальны. Ибо тасаввуф – это обучение восхвалению (хамд), благодарению (шукр), довольству (рида), аскетизму (зухд), удовлетворенности (истигна) и довольствованию малым (канаат). Это – освобождение души из плена мимолетных плотских желаний через осознание того, что истинной жизнью является жизнь в ахирате.

В ТАСАВВУФЕ ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ОСОЗНАНИЯ СВОЕЙ НИЧТОЖНОСТИ И НЕМОЩИ (1)

Борьба в тасаввуфе заключается в том, чтобы привести человека к осознанию собственной ничтожности и немощи, очистив внутренний мир от самодовольства, эгоизма, гордыни и высокомерия.

Великий праведник досточтимый Шах Накшибанд был одним из величайших ученых своего времени. Несмотря на это, в первые годы своего духовного обучения ему было поручено подметать улицы, ухаживать за больными и немощными людьми и даже за больными животными. Таким путем он воспитал скромность и осознание своей ничтожности.

Следующие слова досточтимого праведника говорят о состоянии его души:

Весь мир – зерно, а я – солома,
Все хороши, а я плох!

Досточтимый Халид Багдади (ум. в 1827 г.), которого в ученых кругах называли «Солнцем Солнц», в один день направился в текке (обитель) досточтимого Абдуллаха Дехлеви (ум. в 1824 г.). 

Однако великий праведник не вышел к нему навстречу. Более того, он даже не доверил Багдади читать проповеди. Вначале наставник поручил своему ученику убирать туалеты, для того чтобы уничтожить его самомнение и дать осознать его ничтожность.

А досточтимый Азиз Махмуд Худаи (ум. в 1628 г.), ранее бывший судьей (кады) города Бурсы, переселившись в текке досточтимого Уфтады, прошел подобные испытания для познания собственной ничтожности и немощности. Он, одетый в роскошные одежды судьи, продавал требуху на улицах Бурсы. В результате таких испытаний, которые вытеснили из его души гордыню и самодовольство, этот благородный человек стал великим муршидом (духовным наставником), наставлявшим на прямой путь правителей огромного государства. С того времени сменилось множество прокуроров и судей, но вот уже 400 лет благородный Худаи, благодаря своим исключительным качествам, продолжает жить в человеческих сердцах.

Несомненно, все методики и правила тасаввуфа, относящиеся к усмирению нафса, основаны на принципах воспитания, применяемых нашим Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и его праведными сахабами. Следующий рассказ является ярким примером вышесказанного.

Передал один из благородных сахабов Зейд бин Сабит (радиаЛлаху анху):

«Однажды я увидел досточтимого халифа Умара (радиаЛлаху анху), который шел по улице в одежде с семнадцатью заплатами. Я вернулся домой весь в слезах. Через некоторое время я опять вышел из дома. По дороге я опять повстречал досточтимого Умара (радиаЛлаху анху), который, взвалив себе на плечо бурдюк с водой, шел в толпе людей. Я обратился к нему удивленно:

— О Повелитель правоверных!

Но он тут же прервал меня:

— Молчи! Не спрашивай ничего! Я позже раскрою тебе причину моего поведения!

Я пошел вместе с ним. Он зашел в дом одной пожилой женщины и наполнил водой ее емкости для воды. Затем мы вместе вернулись в дом досточтимого Умара (радиаЛлаху анху). Я попросил его объяснить его поступок. На это он ответил:

— После твоего ухода ко мне прибыли послы из Византии и Персии. Они сказали: «О Умар! Да ниспошлет Аллах тебе благо! Все люди единодушно хвалят твои превосходные знания, добродетель и справедливость!» Когда они ушли, мной овладело самодовольство. Тогда я вышел и сделал для себя то, что ты видел». (Мухиббут-Табари, «ар-Рий- адун-Надра», II, 380)

Именно поэтому в тасаввуфе все начинается с познания собственной «ничтожности» через усмирение нафса. Души, достигшие такого осознания, обладают исключительными достоинствами.

Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи (хафизахуЛлах) 
Книга: «В испытании мусульманина самим собой – Тасаввуф»
Болг Хадиса аль-Ханафи
Azan.kz

1 thought on “ТАСАВВУФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *