ИСТИНА СУФИЗМА. УЧЕНЫЕ АХЛЮ-С-СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА’А О СУФИЗМЕ
1. Хасан аль-Басри . В предыдущей главе вы читали историю о суфии, которую рассказал Хасан аль-Басри .
[Хасан аль-Басри сказал: «Я увидел одного суфия, который совершал таваф вокруг Каабы, и хотел было дать ему денег, но он отказался от них и сказал: «У меня есть четыре монеты (даник), этого мне достаточно»»1.] Этот суфий не стал брать деньги у Хасана аль-Басри , сказав, что ему достаточно того, что есть – а у него было даже одного дирхама. Хасан аль-Басри рассказывает эту историю, поразившись истинному богатству сердца этого человека. Посланник Аллаhа (салляллаhу’аляйхи ва саллям) сказал: Истинное богатство – это не большое количество денег, а богатство сердца (души)2. Хасан аль-Басри – это человек, которого возвеличивают му’мины во всем мире, самый лучший человек из поколения табиинов, которые жили после сахабов. Более того, некоторые алимы считают, что стоит выше, чем Увайс аль-Кур`ани , Са’ид бин Мусаййиб , Умар ибн Абд аль-Азиз 3. И его слова признает вся Исламская Умма. Он родился в 25 году Хиджры, умер в 110.
2. Суфьян ас-Саври .
Суфьян ас-Саври сказал:
Если бы не суфий Абу Хашим, я бы не узнал тонкости рия4.
Если, как говорят востоковеды и заблудшие, суфизм – это не часть Ислама, как может быть, что один из самых крупных имамов в фикхе и Хадисе Суфьян ас-Саври получил ответы по поводу рия от суфия Абу Хашима? Ведь согласно Хадису, рия – это малый ширк.
Суфьян ас-Саври умер в 161 году Хиджры – он жил в самой середине трех веков, которые Посланник Аллаhа назвал лучшими. Ведь имам в Хадисе и фикхе Суфьян ас-Саври не сказал, что [Абу Хашим] христианин, мушрик, индус, йог или огнепоклонник, как называют суфиев кафиры-востоковедов и заблудшие.
3. Имам Абу Ханифа .
Он всегда был вместе с известными суфиями – Абдуллах ибн Мубарак , Ибрахим ибн Адхам , Шакик Балхи , Ляйс бину Са’ад , Хасан бин Салим и другими.
Также Имам Абу Ханифа брал знания у известных суфиев, например, Джа’фар ас-Сиддык , Мухаммад Бакир , Хаммад бин Абу Суляйман 5.
В Хашият Ибн Абидина и ад-Дураруль-Мухтар сказано:
Давуд ат-Та’и, разы Аллаhу анху, взял от Абу Ханифы и тасаввуф, и Шариат6.
Давуд Та’и передал иджазу Ма’руфу аль-Кархи , он передал Сария ас-Сакати , он передал аш-Шибли – одна из ветвей Накшбандйского тариката шла так.
Имама Абу Ханифа родился в 80 году Хиджры, т. е. и он жил в самые лучшие три века.
Он – самый великий имам в Шариате. Он брал знания у более чем четырех тысяч ученых, а тех, кто брал знания у него – 1500 человек, из которых 40 достигли степени муджатахида. Он каждый день дважды или более раз прочитывал весь Кур`ан. Когда он был в Багдаде, он прочитал Кур`ан пять тысяч раз. Его ученик Мухаммад-Хасан написал около тысячи книг.
Имам 40 лет совершал фаджр с омовением, совершённым для ‘иша. То есть он не спал всю ночь и поклонялся. Этот мубарак не называл суфиев, которые его окружали, греками, индусами, зороастрийцами или мушриками. Теперь подумайте, мусульмане: кому лучше верить – Имаму Абу Ханифе или востоковедам и заблудшими?
4. Имам Малик .
Имам Малик – имам одного из четырех мазхабов. Он тоже муджтахид мутлак, имам в Хадисе, Имам Мединцев. Он брал знания у семисот ученых и триста из них были табиинами. Он родился в 90 году по Хиджре и тоже жил в самые лучшие три века. И он никогда не прорицал суфизм, напротив, его самыми лучшими учениками были суфии Ибрахим бин Адхам , Зуннун аль-Мисри , Абдуллах ибн Мубарак 7.
Имам Абу Ханифа сказал о нем:
Я не видел человека, который знал бы Сунну Посланника Аллаhа лучше Имама Малика8.
Посланник Аллаhа сказал:
Люди будут искать знаний везде, но они не найдут того, кто знает больше, чем ученый из Медины9.
Ибн ‘Уяйна и Абд ар-Раззак сказали, что этот Хадис относится к Имаму Малику.
Этот великий имам (имам Малик) сказал:
Кто бы ни стал изучать шариатские науки и не изучил тасаввуф – он будет фасиком (т.е. станет ослушаться Алаха)10.
Представьте – этот выдающийся имам в Хадисе и в фикхе дружил с суфиями и говорит о том, что не обойтись без его изучения. Кому верить – этому Имаму или заблудшим и востоковедам, который вообще не мусульмане.
5. Имам аш-Шафи’и .
Имама аш-Шафи’и – это ученый, который заполни мир знанием. Он – океан знаний Хадиса и тот, кто заложил фундамент науки усуль аль-фикх. Он каждый день читал Кур`ан полностью, в 7 лет знал его наизусть, а в 10 лет знал наизусть известную книгу Имама Малика Муватта. В 15 лет он был муджтахидом, который давал фетвы.
Он – имам Шафиитского мазхаба, один из четырех имамов-мазхабов.
Посланник Аллаhа сказал:
Не поносите курайшитов – из их числа будет ученый, который заполнит знанием весь мир11.
Этот Хадис, как говорят ученые, относится к Имаму аш-Шафии . Абдуль-Малик Исфахани сказал, что этот Хадис подходит только имаму аш-Шафии.
Также, имам аш-Шафии – муджаддид второго века по Хиджре. Об этом сказал Имам Ахмад 12.
Имам аш-Шафии сказал:
Я дружил с суфиями и узнал от них три мудрых выражения:
«1. Время – как меч, если ты его не отсечешь, он отсечет тебя.
2. Если ты не повернешь свой нафс к благу, он повернет тебя к злу.
3. Отсутствие [чего-либо] – это спасение»13.
Имам аш-Шафии сказал:
Мне была внушена любовь к трем вещам в этом мире:
1. Отказ от неестественности
2. Мягкое отношение к людям
3. Следование пути суфиев (ахлу тасаввуф)14.
Еще Имам аш-Шафии сказал в стихах:
Будь и факихом, и суфием – но не одним из них.
Поистине, я наставляю тебя ради Аллаhа.
Факих, но не суфий – у него грубое сердце и оно не знает вкуса таква
Суфий, но не факих – он джахиль, а как же преуспеет джахиль?15.
Теперь подумайте, дорогие мусульмане, кому верить – нашему имаму аш-Шафи’и или отрицающим [истину] или востоковедам-кафирам? Имам аш-Шафи’и сам дружил с суфиями и призывал быть суфиями. Что говорят востоковеды и отрицающие [истину] вы уже видели.
Некоторые приводят слова от Имама аш-Шафи’и о том, что ставший суфием к полудню станет сумасшедшим16. Однако эти слова отвергаются другими словами самого Имама аш-Шафи’и [которые мы уже процитировали]. Даже если эти слова были сказаны [и даже если они достоверные] – Имам аш-Шафи’и мог сказать их до встречи с [истинными] суфиями. Что касается ибн Джавзи аль-Ханбали – то многое из того, что он говорил о Хадисах и тасаввуфе, было отвергнуто учеными, которые жили после него.
6. Имам Ахмад .
Имам Ахмад – один из самых великих имамов в фикхе и Хадисе. Он написал Муснад, в котором собрал 30 тысяч Хадисов17.
Он сам знал наизусть более 700 тысяч Хадисов, его называют имамом Ахлю-с-Сунна.
Он поклонялся каждую ночь, и каждый день полностью прочитывал Кур`ан. Передают, что когда он умер, на его похороны собралось более 1,5 миллиона человек. Он родился в 164 году по Хиджре, умер в 241.
И он был из числа тех, кто любит суфиев и дружил с ними.
Эти отрицающие [истину], которые появились в последнее время, стараются представить все так, что имам Ахмад был противником суфизма. И доводом в пользу этого они приводят тот факт, что имам Ахмад запретил встречаться с известным суфием Харисом аль-Мухасиби .
Ибн Касир пишет, что Харис аль-Мухасиби был крайне далеким от дуния человеком, но Шариат не требует [от каждого мусульманина] такой степени отдаленности от дуния – и именно стало причиной такого запрета Имама Ахмада .
Имам аль-Байхаки считал, что причиной этого запрета была приверженность Хариса аль-Мухасиби ‘Ильмуль-калям.
Но при этом, имам Ахмад попросил Исмаила бин Исхака Сираджа позвать к себе в гости Хариса аль-Мухасиби и его мюридов. Сам Имам Ахмад в это время сел в месте, где его не видел никто из присутствовавших, но он видел [и слышал] их всех. Когда имама Ахмад услышал проповедь Хариса аль-Мухасиби , он заплакал, и чуть было не потерял сознание. После проповеди он сказал, что никогда не слышал проповеди, в которой настолько красиво говорилось о вара’ (скрупулезность в религии) и отстранении от дуния18.
Даже если бы Имам Ахмад полностью отвергал бы Харисал аль-Мухасиби – это не означает, что он был противником суфизма. Как бы там ни было, когда отрицающим [истину] больше не за что зацепиться, они рассказывают сказки, чтобы пустить людям пыль в глаза. Ведь они говорят, что следуют мазхабу Имама Ахамада [поэтому им нужно найти для себя оправдание в глазах людей в том, что они не относятся к суфизму так же, как относился Имам Ахмад]. Имам Ахмад был настолько тверд в религии, что оставлял общение со всяким, кто делал даже небольшое порицаемое [в религии] дело. Известно, что он прервал все связи с известным ученым Яхьей бин Му’ином .
Большинство ученых говорит о том, что Имам Ахмад прервал общение с Харисом аль-Мухасиби из-за его книги по каламу, которую он написал против мутазилитов.
Что касается суфиев – Имам Ахмад любил их.
Когда он услышал, что умер известный суфий Бишр Хафи , он сказал:
Ему не было равных, кроме Амра бин Кайса. Если бы он (Бишр Хафи) был женат, то достиг бы большего совершенства.
Передают даже, что Имам Ахмад сказал после смерти Бишр Хафи, что не осталось человека, подобного ему19.
Несмотря на то, что в ильму-захир Имам Ахмад и Яхья бин Му’ин были более знающими, они посещали Ма’руфа аль-Курхи , чтобы получить от него ответы на свои вопросы20.
Сначала Имам Ахмад говорил своему сыну, чтобы тот держался подальше от суфиев, но после того, как он завел дружбу с Абу Хамзатом Багдади и узнал суфиев, он сказал [сыну]:
Будь с ними – они опередили нас в знаниях, в обережении сердца, в таква и в отстранении от дуния, в высоких устремлениях21.
Известный Имам Ибрахим бин Абдуллах ‘Аляи передал, что имам Ахмад сказал:
Я не знаю людей, дороже суфиев.
Кто-то сказал, что они люди, на которых нисходят странные состояния.
Имам Ахмад ответил:
Пусть они какое-то время (в тексте – час) радуются [радостью полученной] от Аллаhа22.
Дорогие Мусульмане – четыре Имама жили в самые лучшие три века, они были самыми великими имамами своего времени. Они хвалят и очень высоко ценят суфизм, а востоковеды и заблудшие клевещут на него, говоря, что суфизм – это язычество, буддизм ли христианство. Подумайте об этом.
______________________________
1. См. Изданную в Ираке Ман хува ат-Тасаввуф, стр. 27; И изданную в Египте Исламун биля Мазахиб, стр. 491; и в Аль-Лама’ Сиража ат-Туси, стр. 42.
2. Бухари, Муслим.
3. Его считают «пятым Праведным Халифом».
4. Рия – показуха. Так же называется «малым ширком».
5. Итхаф, том 1, стр. 329.
6. Ад-Дураруль Мухтар, том 1, стр. 43.
7. Итхаф, том 1, стр. 318.
8. Фатхуль-‘Аллям, том 4, стр. 315.
9. Тирмизи, Хаким.
10. Аль-Мавсу’ату Юсуфият, стр. 55; Хашият аль-‘Адави, том 3, стр. 95; [Мулла] Али аль-Кари, ‘Айн аль-‘Илли, том 1, стр. 33; Хакаику ‘ан ат-Тасаввуф, стр. 566.
11. Абу Давуд, Хаким.
12. Ибн Касир, аль-Бидая ва-н-Нихая, том 10, стр. 614.
13. Аль-Мавсу’ату Юсуфият, стр. 54; Джалалуддин Суюти, Таййидуль-Хакикат, стр. 15.
14. ‘Аджлуни, Кашфуль-Хафий, стр. 341; Хакаику ‘ан ат-Тасаввуф, стр. 567.
15. Диван аш-Шафи’и, стр. 25.
16. Противники суфизма приводят слова якобы сказанные имамом аш-Шафии: «Если человек с утра упражняется в суфизме, то не придет обеденное время, кроме как он станет глупцом». Эту цитату приводит Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузий, в книге «Тальбис иблис».
Высказывание почти похожее на это приводится и в другой книге под названием «Хульят аль-Авлия’». Приведем оригинал этой цитаты:
الشافعي يقول: لولا أن رجلا عاقلا تصوف لم يأت الظهر حتى يصير أحمق حدثنا محمد بن عبد الرحمن حدثني أبو الحسن بن القتات، حدثنا محمد بن أبي يحيى، حدثنا يونس بن عبد الأعلى، قال: سمعت
«Нам рассказал Мухаммад ибн Абдуррахман, мне рассказал Абу-ль-Хасан ибн аль-Катат, нам рассказал Мухаммад ибн Аби Яхья, нам рассказал Юнус ибн ’Абд-уль-А’ля, который сказал, что слышал как имам аш-Шафии сказал: «Если умный человек не станет суфием, не придет обед, как он станет идиотом» (Хульят аль-Авлия‘, том 4, стр. 411).
Теперь возникает вопрос, какой вариант правильный? Что именно сказал имам аш-Шафии? Мы считаем, что версия книги «Хульят аль-Авлия‘» является верной по следующим причинам:
1. Автор книги Хульят аль-Авлия‘, Абу Нуайм аль-Исбахани умер в 430 году по хиджре, а автор книги «Тальбис иблис» умер в 597 году по хиджре, т.е. через 167 лет после Абу Нуайма. За это время многие люди могли перефразировать это высказывание, ведь врагов Ислама и в частности суфизма было достаточно!
2. В книге «Хульят аль-Авлия‘» приводится вся цепочка передатчиков (иснад) этого изречения, начиная с Мухаммада ибн Абдуррахмана, который ему это сказал, до Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, который рассказал, что слышал от имама аш-Шафии, а в книге «Тальбис иблис» не приводится цепочка, а лишь упомянуто имя Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, который жил во время имама аш-Шафии. Очевидно, что сам Ибн Джавзи аль-Ханбали не мог услышать эти слова от Юнуса ибн Абд-уль-А’ля, а от кого он их услышал не сказано.
3. Если даже допустить, что имам аш-Шафии высказался подобным образом, после изучения книги «Тальбис иблис» становится ясно, о каких именно суфиях говорил имам аш-Шафии. Эта книга посвящена порицанию ошибок, которые совершают представители многих заблудших течений, а также представителей различных религиозных наук, как чтецы Кур`ана, мухаддисы, факихи и проповедники и другие. Например, автор пишет о чтецах Кур`ана: «Из них [чтецов Кур`ана] есть такие, которые заняты необыкновенными чтениями и изобретениями этих чтений [мелодий] и большую часть жизни тратят в поисках этих чтений и составление книг про это, и это их отвлекает от изучения фарзов и обязательных вещей» (стр. 137). Разве может это означать, что читать Кур`ан нельзя, или, что чтецы Кур`ана заблудшие люди? Конечно же, нет! Точно также, порицание так называемых суфиев, которые не следуют Шариату, не означает, что все суфии или весь суфизм есть заблуждение.
17. Итхаф, 1 том, стр. 339.
18. Ибн Касир, аль-Бидая ва-н-Нихая, том 10, стр. 692.
19. Ибн Касир, аль-Бидая ва-н-Нихая, том 10, стр. 659.
20. Итхаф, 1 том, стр. 269.
21. Хакаику ‘ан ат-Тасаввуф, стр. 567; Аль-Мавсу’ату Юсуфият, стр. 55.
22. Гизауль-альбаб, том 1, стр. 120.