Все верующие, которые искренне стремятся к довольствию Всевышнего, и чья цель в земной жизни – богослужение и приближение к Создателю, безусловно, будут стремиться к очищению своих сердец от различных пороков, отвлекающих от искреннего служения Аллаhу. Очищаясь, сердце становится утончённее и чувствительнее. Подобно тому, как любой металл в неблагоприятной среде способен заржаветь (окислиться), так и наши сердца в суете земной жизни, или же совершая различные прегрешения, способны постепенно покрыться слоем ржавчины, в Священном Кур`ане подобное состояние сердца называется «ар-ран», что означает «ржавление» (ржавчина). Сердце человека становится чёрствым, после чего притупляются поминание Всевышнего, стремление к религиозным знаниям, поминание о смерти и так далее, что способствует постепенному отдалению от Господа. Если мусульманин распознаёт в сердце ржавчину и начинает с ней бороться, то это указывает на Истинный путь, в то время, как другие люди, признающие себя мусульманами, вовсе не пытаются распознать в себе этот порок, таким образом даже не подозревая о нависшей над ними угрозе.
Лекарством для очищения сердца является поминание, которое выводит мусульманина из состояния забвения Всевышнего. При этом важно постоянно, каждый день, в одно и то же время приучать своё сердце к поминанию Аллаhа. Иными словами, этот метод называют вирдом, который основан на Кур`ане и Хадисах Пророка (мир ему и благословение) и его жизни, а также на жизни его сподвижников. Смысл вирда – систематическое соблюдение определённых форм поминания, усердие в их соблюдении.
К сожалению, для большинства религия является всего лишь некой традицией. Намаз порой совершается лишь на физическом уровне, в то время как духовная сторона отсутствует, так как наши сердца даже во время намаза не способны отвлечься от забот земной жизни. Многие и вовсе утопают в суете, вспоминая о религии и Создателе только перед молитвой, или же когда настигает несчастье. Когда же наступает благословенный месяц Рамазан, то пост таких мусульман заключается только лишь в испытании голодом и жаждой. При этом их мысли, душа, сердце переживают состояние, в котором несвойственно находиться постящемуся. Можно говорить и о том, с какими различными намерениями люди, отправляются в Хадж. К сожалению, очень мало мусульман, которые вникают в религию не только внешне, но и духовно, ощущая над собой взор Всевышнего, и совершают богослужение со смиренностью (хушу’). Именно усердное поминание Аллаhа приводит в состояние смиренности, делая поклонение чистым и истинным, тем самым увеличивая богобоязненность.
Взяв вирд, поминая Создателя, мусульманин обязуется не откладывать выполнение долга, посредством чего приближается к Всевышнему, Его познанию. Многие люди не понимая суть Аятов, не поминают Аллаhа систематически.
Вирд состоит из истигфара, поминания Аллаhа и прославления Пророка (мир ему и благословение). Посланник Аллаhа сказал: «Воистину, я ощущаю слой на своём сердце, я обращаюсь со словами истигфара к Аллаhу ежедневно по 70 раз». Если сам Пророк (мир ему и благословение), который защищен от всех грехов, сказал эти слова о себе, то что же говорить о нас? Также передан Хадис от Абу Урайры, в котором Пророк (мир ему и благословение), обратившись к сподвижникам, сказал: «Обновляйте свой иман». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаhа, как же нам обновить свой иман?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Вы чаще произносите слова: «Ля иляха илля Ллах!». Нашей вере свойственны ослабевание, старение, так как человек сталкивается в жизни со многими факторами, способствующими ослаблению веры, и именно поэтому, Пророк (мир ему и благословение) указал на это.
Великие имамы, говоря о вирдах, призывают даже возмещать их. Имам ан-Навави (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Человеку, который поклоняется Всевышнему посредством поминания (зикра) днём и ночью, следует возместить зикр, который он пропустил (по каким-либо причинам), так как это очень важно». Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Тому человеку, который проспал свой вирд, или часть из него, а после исполнил его между утренней и полуденной молитвами, будет записан этот вирд так, как будто он совершил его ночью». Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) проявляли особое усердие в поминании Аллаhа, даже применяя особые средства. К примеру, София – жена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) передала: «Ко мне зашёл Посланник Аллаhа в тот момент, когда передо мной находились четыре тысячи семян, которыми я читала тасбих». Увидев, что она использует семена для того, чтобы посчитать количество, которое намерена была прочесть, Пророк (мир ему и благословение), одобрил её поступок и подсказал некоторые слова, чтобы она продолжала поминать Всевышнего. Также в достоверных преданиях говорится, что у одного из великих сподвижников Пророка (мир ему и благословение) Абу Дарда (да будет доволен им Аллаh) был особый мешочек, в котором находились косточки фиников, с помощью которых он восполнял определённое количество тасбихов и зикров после утреннего намаза. У сподвижника Са’да (да будет доволен им Аллаh) были круглые камешки, которыми он поминал Аллаhа. У сподвижника Абу Урайры (да будет доволен им Аллаh) была нить с тысячей узлов. Это говорит о том, что все они считали нужным очищение и излечение сердец, и поминали Аллаhа, повторяя слова истигфара, зикра и прославления Пророка (мир ему и благословение).
Чтение салавата (прославление Пророка (мир ему и благословение)) укрепляет сердца мусульман и приближает к довольству Всевышнего. В Священном Кур`ане говорится (смысл): «Воистину Аллаh и Его ангелы восхваляют Пророка и вы прославляйте его». (Сура аль-Ахзаб, Аят 56). Салават – это обращение к Аллаhу с мольбой о возвышении Пророка (мир ему и благословение) перед Всевышним. Многие Хадисы указывают на великие вознаграждения за чтение салавата. В предании, которое приводит Абдурахман ибн ‘Авф, сказано: «Когда Посланник Аллаhа вышел, я последовал за ним. Он направился в сторону пальмового сада. Совершая молитву, Посланник Аллаhа задержался на суджуде (земном поклоне) так долго, что меня это сильно насторожило, и я стал опасаться, что что-то случилось с ним. Заметив мою настороженность, Посланник Аллаhа спросил: «Что с тобой, Абдурахман?». Тогда я ответил: «О, Посланник Аллаhа, когда ты так долго находился в земном поклоне, я испугался!», на что Посланник Аллаhа ответил: «Ко мне пришёл Джибрил и сказал: «Обрадовать ли тебя доброй вестью: Всевышний говорит: «Того, кто прославит тебя салаватом, Я прославлю, того, кто поприветствует тебя, Я поприветствую» (Ан-наси, ибн Хиббан).
В следующем Хадисе Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, говорит: «О, люди, поминайте Всевышнего (указывая на то, что чтение салавата – это поминание Аллаhа), приблизился Судный час». Тогда один из присутствующих спросил: «О, Посланник Аллаhа, я прославляю вас очень часто, сколько мне это делать?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сколько хочешь». Тогда тот человек сказал: «Четверть всего своего времени». Тогда Пророк (мир ему и благословение) повторил: «Сколько хочешь» и добавил: «Если будешь прославлять ещё больше, то это лучше для тебя». Человек сказал: «Я буду посвящать этому треть дня». Пророк (мир ему и благословение) сказал, что и этого мало, и лучше увеличить прославления. Тогда сподвижник сказал: «Я буду половину своего времени прославлять!». Пророк ответил: «Это тоже благо для тебя!». Услышав эти слова, сподвижник добавил: «О, Посланник Аллаhа, я всё своё время посвящу чтению салавата». И Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тогда Аллаh избавит тебя от невзгод и переживаний, и простит тебе твои грехи».
Бывает, раздаются возгласы, а нуждается ли Пророк (мир ему и благословение) в том, чтобы мы очень часто прославляли его? Ведь он уже прославлен Всевышним, и, независимо от того, прославляем ли мы нашего Пророка (мир ему и благословение) или нет, степень его не уменьшается. Пророк (мир ему и благословение) является для нас посредником, через которого дошёл Священный Кур`ан, истинная религия, мы познали Единобожие и стали поклоняться Всевышнему, через него мы обрели спасение в обоих мирах. И призывая к прославлению Пророка, Аллаh обучает нас быть благодарными, так как у каждого верующего есть долг перед Пророком (мир ему и благословение). Таким образом, мы отдаём должное ему. Какой бы раб Аллаhа не прославил Пророка (мир ему и благословение), его извещают об этом определенные ангелы, и Пророк (мир ему и благословение) также прославляет его.
В Аяте Священного Кур`ана сказано (смысл): «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и оказывать доброе отношение к родителям», далее в конце Аята сказано (смысл): «Ты скажи: «О Аллаh, прояви милосердие к моим родителям, как они проявили милосердие ко мне». (Сура аль-Исраъ, Аят 24).Здесь Всевышний приписывает просить милости для своих родителей, и независимо от того, будет ребёнок просить милости для своей матери или нет, мать всё равно получит награду от Аллаhа за тяготы, которые она перенесла во время рождения ребёнка, его вскармливания, воспитания. Но все, же долгом детей является просить у Аллаhа милосердия для родителей. Также для каждого верующего, является долгом прославлять Пророка (мир ему и благословение) каждый раз, когда вспоминаем его, когда слышим о нём. Особенно желательно читать салават Пророку (мир ему и благословение) в ночь на пятницу и в саму пятницу. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы чаще прославляйте меня, особенно в ночь на пятницу и в саму пятницу, воистину ваш салават доходит до меня. Воистину, у Аллаhа есть ангелы, странствующие по земле, которые приносят мне салам уммы».
Мы не научимся поминать Всевышнего, пока не начнём следовать данным Хадисам и регулярно читать салават, зикр, ибо мирская суета и соблазны мирской жизни столь сильны, что бывает трудно не забывать о нашем Творце.
Да поможет Аллаh нам в постоянном поминании Его и прославлении Пророка (мир ему и благословение)! Амин!