СТЕПЕНИ НАФСА И ПУТИ ИСЦЕЛЕНИЯ
(часть 2)
3. НАФС МУЛЬХАМА.
На ступени левамма что мы прошли, нужно быть бдительным, опасаясь всевозможных проявлений непокорности Аллаhу и стараться украсить свою душу светом божественной любви.
Почуствовав угрызения совести и раскаявшись, мусульманин поднимается от нафса аммара до ступени нафс левамма. После этого, избегая грехов и устремив свою душу к духовному воспитанию, он достигает ступени, которая называется нафс мульхама. На этой ступени мусульманин, благодаря помощи Аллаhа, обретает способность различать добро и зло. Его сердце отдаляется от всего, что отвлекает от Аллаhа. Теперь его волнует не внимание народа, а положение перед Господом. Истина вера проникает в глубины его сердца.
Нафс мульхама означает»нафс, получающий откровения». Мусульманин находящийся на этой ступени, по причине строго следования божественным повелениям и запретам, приобретает скрытые знания и мудрость, понемногу приближается к познанию Аллаhа.
Хотя и нафс в этой борьбе потерпел поражение, он все равно не успокаивается и пытается победить, затуманивая сердце различными скрытыми уловками и сомнениями. Поэтому у находящихся на этой ступени упование на Аллаhа и покорность Ему не достигла совершенства. Видимое в поступках совершенство еще не перенеслось на духовный мир. В сердце еще остается тревога, страх, сомнения и излишние желания. Душа еще не достигла счастья и умиротворения покорности Всевышнему. Человек в этом состоянии испытывает мучения за свое будущее и материальный достаток. Получив сегодняшний достаток он все равно беспокоится за завтрашний. Даже если они разумом верят в силу сыфата Аллаhа «РАЗЗАКЪ» (дающий пропитание и достаток всему сущему), причиной этого состояния является не истинное и искреннее упование на волю Аллаhа, так как чувства довольства судьбой и упование не проникли в душу и сердце. Чтобы прекрасная нравственность стала сутью, недостаточно совершать такие действия, которые противоположны нафсу. Вместе с этим обязательно нужно заниматься зикруллаh (поминанием Аллаhа). Надо учесть, пока душа полна мирскими переживаниями и излишними амбициями, она не познает пользу и сладость зикра. Для того, чтобы соблюсти тонкости и правила зикра, следует находиться под руководством Духовного наставника. Как только человек начнет поминать Господа всем сердцем и с глубоким наслаждением, тогда он достигнет настоящего зикра. Тогда он с помощью божественных откровений познает тайны вселенной, придет в изумление от божественного могущества, проявляющегося во вселенной, и душа его обретет покой. Его слова станут прекрасными и мудрыми, так как он достиг божественных откровений.
На этой ступени поднимаясь выше и выше по духовной лестнице, человек устраняет свои недостатки, освобождается от влияния и стремления к низменным целям. У него крепнет воля и терпение. Скромность и щедрость становится его отличительными чертами. Но самая главная опасность, подстрекающая человека на этой ступени,- это легкомысленно возомнить себя высоко духовной личностью, и по этой причине высокомерно относиться к окружающим. Поэтому истинно верующий находящийся на ступени «мульхамма», не должен забывать, что он находится под незримым оком Всевышнего и ему всегда следует быть скромным и приветливым. Человек, достигший этой ступени должен стремиться жить не забывая в гуще проблем бренного мира часто размышляя о смерти, и заниматься самоотчетом пока их деяния не начали взвешивать на весах Судного дня.
Один из ансаров спросил у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям): «О Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), кто самый умный и счастливый?» Он ответил: «Кто больше всего вспоминает о смерти, он обретет счастье на Том свете и покой на этом».
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Абдуллаhу ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллаh): «Ты утром не давай себе знать, что до вечера жив останешься. Вечером не дай знать, что доживешь до утра. Пророк Мухаммад (cалляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Вы почаще думайте о смерти, это смывает грехи и удерживает от стремления к мирскому». В другом хадисе, Пророк Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Смерть вам достаточна как наставление». Кто часто вспоминает о смерти, тот получит три блага: он спешит раскаяться, бывает доволен тем, чем его наделил Всевышний, и неутомим, настойчив в поклонении Создателю. А кто предал смерть забвению, тот будет подвергнут трем бедам: он откладывает покаяние, недоволен даже достаточным уделом и проявляет леность в поклонении.
4.НАФС МУТМАИННА.
Это нафс, избавившийся от духовных болезней благодаря послушанию Всевышнему и тщательному соблюдению запретов, с истинной и крепкой верой, достигший покоя, умиротворения и довольства. Сердце через благословенность зикра очистилось от сомнений и колебаний и всегда пребывает в благодарности Аллаhу. На этой ступени все негативные черты уступили место положительным. И сутью становится прекрасная нравственность, подобная нравственности Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), находяшийся на вершине совершенства и являющегося образцом для всего человечества. И потому говорят о неком святом (Шейхе) его нравственность, была подобная нравственности Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Сердце раба наполнено терпением, упованием на Аллаhа, покорностью и довольством. Душа его всегда занята поминанием Аллаhа.
Имам Рабани (да будет милостив к нему Аллаh) говорил: «Все поклонения, совершенные до достижения ступени нафс мутмаинна являются подражанием, но после достижения этого состояния, поклонения становятся истинными и совершаются от всей души». Согласно правилам тариката, салик только после завершения сайру-сулук считается достигшим зрелости. После этого он несет ответственность как за исполнение законов шариата, так и исполнение правил тариката. Но этот салик не несет ответственности за нарушения уровня «хакикат», но как только он достиг ступени нафс мутмаинна, то он начинает нести ответственность и за уровень «хакикат». Достигая ступени нафс мутмаинна, он достигает зрелости и на уровне «хакикат». По этой причине, поступок, по шариату не считающийся запретным или поощряемым, в тарикате считается маленьким грехом. Небольшой грех в тарикате на уровне «хакикат» и «ма’рифат» принимается за очень серьезный проступок. Например в шариате прием пищи после насыщения считается расточительством, в тарикате прием пищи досыта считается расточительством. На уровне «хакикат» требуется принимать пищу только в количестве, которое будет считаться достаточным перед Аллаhом. На уровне «ма’рифат», кроме того, запрещено приступать к приему пищи без созерцания божественных проявлений, так как Аллаh во всем указывает на Свое существование. Подобный подход должен быть во всем.
На степени нафс мутмаинна с помощью Всевышнего достигается истина, умиротворение и «якъин» (откровенное знание), избавляется от тревог и волнений, удостаивается некоторых откровенный и познаний. Душа созерцает то,что находится за пределами материального, и сокровенные истины на уровне «айнул якъин». У таких людей религиозные чуства и вера в сердце настолько основательны, что даже если весь мир будет утверждать прямо противоположное у него не возникнет ни малейшего сомнения, он созерцает картины материального и духовного миров через призму истины. Такие люди во имя своей веры не испугаются никаких сложностей и трудностей. Счастливые рабы, достигщие ступени нафс мутмаинна, устремляются еще выше, к другим ступеням, которые называются «радыйа», «мардыйа» и «камиля», тем самым приближаясь к Всевышнему.
5.НАФС РАДЫЙА.
Это нафс, который постоянным стремлением к Аллаhу достиг осознания единения с Ним, покорный Его повелениям и мудрости и довольный своим Господом. Раб, поднявшийся на эту ступень отказался от собственной воли, и полностью покорился Воле Аллаhа. Это состояние постоянного довольства выражается в проявлении терпения в любых испытаниях и принятии душой и сердцем Воли Аллаhа. В Коране говорится (смысл): «Поистине, Мы испытаем вас и долей страха, и голодом, убытками в добре, потерей жизни (тех, кто дорог), потерями плодов (труда).Ты сообщи благую весть всем тем, кто стойко терпит (беды)». Аль-Бакъара,2/155.
Чтобы быть из группы «терпеливых», о которых упоминается в аяте, нужно быть довольным своей долей, предопределенной Аллаhом, если даже она проявляется не так, как хотелось бы. Нафс радыйа — это именно та ступень, на которой человек без колебаний принимает божественную Волю с полной покорностью, никогда не жалуясь.
Испытания на этой ступени сложнее, чем на предыдущих, так как по мере духовного совершенствования увеличиваются трудности. Мусульманин на этой ступени относится одинаково и к радостям, и к горестям этого мира. Ведь теперь он он не привязан сердцем к этому миру. Радость или горе сравнялись для него, он доволен всем, что исходит от Аллаhа………
6.НАФС МАРДЫЙЯ.
Чтобы те, кто находится на ступени нафс радыйя получили наибольшую пользу от благословенности этой ступени, необходимо, чтобы Аллаh был доволен ими, недостаточно чтобы они были довольны Аллаhом, нужно чтобы Аллаh был им доволен.
Термин предшествующий «Радыйя» употребляется в отношении тех, кто доволен Аллаhом; термин «Мардыйя»- в отношении тех, кем доволен Создатель.
У нафса, который достиг степени мардыйя, и которым доволен сам Аллаh, уже нет отрицательных свойств и продолжает развиваться прекрасная нравственность. Таким образом, он получает истинное наслаждение от проявлений сострадания, любви, щедрости, прощения и скрупулезного отношения всего созданного. Верующий на этой ступени анализирует свой нафс (все стороны души) наилучшим образом. При каждом вздохе наблюдая за своей душой, он всегда находится в состоянии готовности против козней сатаны.
Раб на этой ступени навсегда покорился воле Всевышнего. Он благоговейно принимает все проявления Господа, гнев или Его милость. Благодаря этой покорности,его душа, уходя в мир иной, будет встречена радостной вестью о Рае, будь на то воля Аллаhа. В Коране в суре «аль-Байина» аят 8, сообщается (смысл): «Аллаh доволен ими, и они довольны Им». Раб, дошедший до такого состояния, может созерцать события на уровне «хакъул — якъин» с позволения Аллаhа перед ним раскроются некоторые божественные тайны. Каждое слово, поступок и состояние их будет обладать небывалой силой воздействия. Все проявления совершенства, которые наблюдались на ступени «Радыйя»,теперь происходят и переживаются непосредственно в нем самом.Терпение, покорность и довольство судьбой сопровождают каждое его действие.
7.НАФС КАМИЛА.
Нафс камила (совершенный)- нафс, ставший чистым, ясным и совершенным в результате очищения. Это ступень, на которой постигается марифат (сокровенные истины и мудрость) она является выражением особой милости Аллаhа. Эту ступень невозможно приобрести собственными усилиями, это — бесценный дар Аллаhа Его избранникам. Его достигают лишь те, кому предопределенно судьбой.
Тем, кто достиг ступени нафс камила (совершенный), вменяют в обязанность наставление людей на путь истины, поэтому этот нафс еще называют «иршад макам» (уровень наставления на путь истины).Тем, кто достиг этой ступени, за их совершенство и высокую духовность Аллаh даровал способность воздействовать на людей, выводя их из заблуждения. Такая личность, увидев и встретив человека ведущего не похвальный образ жизни, и грешащий в малом или большем, вникает в его положение через «языком состояний», и указывает лекарство от его сердечной болезни. Если сердце грешника не запечатано Аллаhом, то он, раскаявшись, встанет на верный путь.
Желаю и себе, и всем братьям и сестрам, хотя бы преодолеть несколько из этих степеней, только бы не оказаться в порицаемых степенях, иначе жизнь потеряет всякую ценность, и мы можем оказаться не достойными называться искренними верующими.
Обратимся к Милостивому Аллаhу с просьбой защитить от ненавистного шайтана, как сказал Всевышний Аллаh (смысл):
«А если дьявол станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаhа, ведь Он-Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают». (7:200-201)
1. «Весы Деяний» Абу Хамид аль Газали
2. «Ихйа ‘улум ад-Дин» Имам аль Газали
3. Осман Нури Топбаш
4. «Истина Суфизма» Абдуль-Кадыр Иса
5. «Талхис Аль-Ма’ариф» Шейх Хасан Хильми ибн Мухаммад(к.с.).
6. «Тасаввуф и тарикаты» Хасан Камиль Йылмаз.
Автор: Фатима Гаджиева
Источник: darulfikr.ru