12.12.2024

СТЕПЕНИ НАФСА И ПУТИ ИСЦЕЛЕНИЯ
(часть 1)

Нафс — (эго, я, низменное, порочное, порицаемое, повелевающее зло, плотская душа) от  которого необходимо избавиться.
Человек, избавившийся от влияния нафса, становится произведением искусства Истинного Создателя. Ибо такой человек становится отражением Божественных сифатов.

В тасаввуфе, занимающимся нафсом, берется за основу наличие семи завес, закрывающих нафс. Для открытия каждой завесы, нафс воспитывается  при помощи одного из прекрасных имен Всевышнего, чтобы приучить нафс к совершению действий, соответствующих этому Имени.

Если тебя спросят: «Кто является верующим?», — скажи: «Это тот, кто видит свои недостатки, но не замечает изъянов в окружащих». Если тебя спросят: «Кто унижен?», — скажи: «Тот, кто видит недостатки в других, не находя их у себя».
Имам ибн Атаилляh аль-Искандари.

Нафс любит похвалу. Он постоянно толкает человека на притворство, желая, чтобы люди делали ему комплименты. Поистине, есть много верующих и аскетов, выполняющих приказания своего нафса. Один из скрытых пороков и тайных болезней нафса — его страсть к похвалам. Признак этого заболевания заключается в том,что нафс, когда лишен похвалы, становится вялым и слабым. Некий ученый в течение многих лет совершал молитвы, всегда занимая место в первых рядах прихожан мечети. Однажды утром он по какой то причине задержался и ему пришлось стоять в заднем ряду. После этого он вообще перестал приходить в мечеть. Когда его спросили о причине, он ответил : «В течение долгих лет я молился, полагая, что искренен в этом. В тот день, когда мне пришлось стоять в заднем ряду, меня одолел стыд, поскольку я понял, что просто наслаждался направленными на меня взглядами. С того времени я стал относиться к молитве подобающим образом»

Нафс постоянно и неустанно придается похоти и самоуслаждению, вечно выходя за грань умеренности.
Он ненасытен и его жадность сравнима с мотыльком, которому недостаточно света свечи; не разубежденный осознанием опасности, заключенной в огне, он бросается в пламя и сгорает в нем.
Более того, какие бы страдания ни испытивал нафс его жажда наслаждений лишь усиливается, ведя, в конце концов, к разрушению. Этот атрибут может быть удален из нафса только посредством благочестия и воздержанности.

Нафс ни в чем не знает постоянства. Он вечно реагирует на мнения и подвержен капризам как в словах, так и в делах; не обладая упорством, он не завершает никакого начинания, желая со всем разделаться наспех.
Его движения произвольны и ненадежны, он спешит исполнить свои желания, поступая при этом опрометчиво.
Некоторые мудрецы сравнивают нафс, по причине его неустойчивости, с шаром, который легкомысленно катится вниз по склону и находится в постоянном движении. Этот атрибут может быть удален из нафса только посредством терпения.

Нафсу быстро надоедают предметы.
Заблуждение заставляет его избавляться от той задачи, которая стоит перед ним в данный момент, и искать успокоения в другой. Нафс не осознает, что таким образом он никогда не получит передышку. В большинство случаев результат его деятельности не соответствует желаемому. Если нафс случайно добьется того, чего хотел, он все равно не будет удовлетворен.
Нафсу необходимо постоянство. Избавиться от этого бедствия можно только посредством искреннего выполнения своих обязанностей.

Нафс непостоянен и спешит заполучить то, что желает.Точно так же он тороплив в своей набожности и добродетельности, поскольку ленив и распущен.
Слабохарактерность нафса может быть устранена только строгой аскетической дисциплиной и последовательностью, духовного стремления, вытесняющего внутреннее сжатие и холодность, которые, в свою очередь, являются основой неподчинения и непокорности.
Такого рода дисциплина ведет к приятию предписаний и соблюдению заповедей Корана, она смягчает нафс, как дубление смягчает кожу, о чем говорится в Коране (смысл) : «…Смягчается их кожа и сердца к упоминанию Аллаhа».

Нафс всегда хочет, чтобы люди восхваляли его, чтобы они следовали лишь его истолкованию правил морали, и чтобы они любили его больше всего на свете.
Нафс желает, чтобы его боялись в любых ситуациях и уповали на его милость, как этого требует и Господь от тех, кто предан Ему.
Такого рода позиция равносильна претензии на богоподобие (сами того не понимая состояния своего нафса) и является противоборством Божественному Господству. Этот атрибут может быть удален из нафса только посредством Божественных атрибутов.

Дервиш рассказывает: « Я увидел свой нафс в форме крысы. Я спросил: «Кто ты?» Он отвечал: «Я-разрушитель нерадивых, ибо побуждаю их творить. Я-спасение друзей Бога: если бы не я и не мое злокозненное существование, они бы возгордились своей чистотой и своими поступками. Когда они размышляют о чистоте своего сердца и глубинного сознания, о свете их дружбы с Богом, о своем постоянстве в духовной практике, они начинают гордиться. Но когда они видят в себе меня, вся их гордость исчезает».
Любые побуждения, таящие даже малейший намек на собственную выгоду или в любой форме привязывающие человека к миру, являются указаниями нафса. Нафс, со знанием дела используя речь, наущает человека, чтобы обмануть его, а потом этот человек, в свою очередь будет обманывать других. Как об этом говорится в Коране (смысл) : «Мрак-один поверх другого» (24:40)

Нафс является орудием Божьева гнева, все зло и испорченность происходят от него. В Коране говорится (смысл) : «…Душа (нафс) которая побуждает ко злу» (12:53).
Нафс от природы наделен атрибутами гнева и одержим склонностью творить зло. Нафс облачен в одеянии гнева Господа и постигает Бога в атрибутах Его мощи,а также славы и величия.
Как говорил Пророк Аллаhа(салляллаху аляйхи ва саллям):
« Тот, кто знает свой нафс, знает своего Господа».

Мудрец сказал: «Нафс представляет собою скрытые аспекты внушаемого Богом гнева. Это внушение совершается посредством божественного макра. Аллаh сотворил нафс и сделал его источником характера, достойного порицания, и предосудительных поступков.
Он назначил Сатану приукрашивать нафс, который подобен саду со всевозможными растениями. Растущие там зерна суть Божественные внушения, подвигающие на неблаговидные поступки, цветение облечено в форму плотских желаний, а созревший плод-вожделение.
Это происходит, когда Аллах хочет испытать мудреца, которому Он даровал знание своего нафса посредством света постижения и под видом предосудительности. Благодаря этому свету и чистоте духовного устремления мудрец погашает пламя греховности.

Абу Сулейман(к.с.) наставник сказал: «Я никогда не рассматривал действие нафса, чтобы обнаружить благое в себе».

Духовный наставник  Абу-л-Хасан Харакани (куддиса сирруху) сказал: « Я полагаю, что из всех вещей лишь три не имеют предела: лживость нафса, духовные уровни Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и постижение Бога».

Вы хотите знать Бога, когда остатки нафса еще крепко сидят в вас; но ваш нафс не знает даже себя самого. Как же в таком случае вы вообще можете что-либо знать? Нафс, остающийся в человеке, скрыт от себя самого. Как же ему может открыться Господь? Ат-Тирмизи.

Предохраняй свое сердце от нерадивости, защищай свой нафс от вожделений, упаси свой разум от невежества, и тебя допустят в общество пробужденных. Обязанность каждого человека — искать знание ,то есть — знание самого себя. Наставник Джафар ас-Сидик (куддиса сируhу),(да очистит Аллаh «зеркало» его сердца (сирр).

Аль-Фудайл ибн Ийяд(да смилуется над ним Аллаh) сказал: «Кто жаждет добиться похвалы от людей, отказываясь брать от них что-либо, тот поклоняется своей плотской душе (нафсу) и своей страсти. В нем нет ничего ради Аллаhа.

Не отвергай свою душу (нафс) и не противоборствуй ей, но сопутствуй ей и исследуй ее, дабы понять, что в ней содержится. Аль-Алави (куддиса сируhу).

Нафс подобен горящей головне
Как своей красивостью, так и скрытым
Разрушительным потенциалом :
Свечение привлекает, но головня жжет.

Когда нафс усерден в покаянии и молит о прощении;
Когда же он пребывает в удобстве,
То потакает своим страстям и отвергает Бога.

Постоянное внимание, направленное на Бога (поминание или зикр),ведет к постепенному преображению атрибутов нафса в божественные Атрибуты.

Джавад Нурбахш (к.с.)

Без тасаввуфа (суфизм) нет возможности избавится от нафса, невозможно исправить недостатки, первое чему учит тасаввуф — это скромность, а наивысшая степень — это небытие (самоуничижение). Тасавуф излечивает сердце и внутренний мир человека, так же  как фикх регулирует явную сторону его жизни.
Ведь положения тасаввуфа так же прописаны в Коране и Сунне, как прописаны положения фикха. Ведь Всевышний Аллаh в Коране и сунне указывает путь для постижения плодов веры в сердце человека, и следование этому пути обязательно (ваджиб). Это наука, которая очищает человека от всех негативных качеств, она поднимает человека к высшей степени придающий смысл жизни мусульманина.
Имам аль-Кушайри (рах.h) сказал: «Аллаh избрал этих людей и сделал их выше всех, кроме пророков, а их сердца Он сделал кладезью тайн. Он озарил их особым светом, они настоящие последователи истины».

Степени нафса, и исцеления от пороков сердца и души от низменных желаний к наичистейшему состоянию  сердца и души!

1. НАФС АММАРА.
Этот вид нафса обладает самыми низкими свойствами. Именно этот нафс толкает человека  к Богопротивным поступкам, он ведет против Божественных повелений. Слово «аммара» означает «упорно повелевающий». Цель этого нафса заключается в стремлении к безграничному удовлетворению своих низменных желаний. Этот нафс является рабом искушений, помощником шайтана. Этот вид нафса представляет для его владельца еще большую опасность, чем ухищрения шайтана, шайтан оставляет человека хотя бы во время  месяца Рамадан, а этот нафс работает все время против нас в месяц Рамазан. На шайтана надевают кандалы и он не может повредить нам, но не смотря на это, то что происходить  в поступках людей, безнравственность, злоба, корысть, зависть, алчность, обман, любовь к похвале, гордыня, скупость, почитания богатых, принижение бедных , человек находящийся под влиянием нафса аммара получает огромное удовольствие от упрямства и высокомерия, лжи и сплетен, с превосходством относится к окружающим. Эти люди пребывают в глубоком невежестве и не ведают истины. Про таких людей Аллаh говорит в Коране (смысл) : «Мы сотворили для ада много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят,и уши, которые не слышат. Они подобны скотине,но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами»(аль-Аг’раф,7/179).  
Этот нафс стал причиной падения многих великих людей, забывшихся на мгновение и проявивших минутную слабость. К примеру, сущность запрета взгляда мужчины с вожделением на женщину, не состоящую с ним в браке, тогда когда необходимо заранее исключить возникновение обстановки, провоцирующей на прелюбодеяние, многие запреты созданы со с схожей целью.
Каждый мусульманин на уровне этого нафса является больным и нуждается  в лечении. Чтобы избавиться от влияния нафса аммара и перейти к степени нафс леввама, нужно ежедневно работать над собой, духовно воспитать себя, заниматься  ежедневным самоанализом. Необходимо с покаянием обращаться к Аллаhу о прощении не только на словах, а делать это искренне, всем сердцем. Если после покаяния в душе появляется желание совершить низменный поступок, то такое покаяние лицемерно и за такое покаяние нужно  просить прощения у Аллаhа. Чтобы избавиться от влияния нафса аммара, необходимо хотя бы следовать обязательным законам шариата.

2.НАФС ЛЕВАММА.
Проявившие стремление к избавлению от влияния нафса аммара, начинают продвигаться к степени нафс левамма. Эти люди они далеки от мыслей невежд, которые занимаются самообманом, думая:»Аллаh простит любые грехи». Слово «лавм» означает «укор, упрек». Нафс левамма — это нафс, укоряющий себя за проявленную беспечность в выполнении божественных повелений и испытывающий угрызения совести. Человек на этой ступени, покаявшийся и освободившийся от некоторых поступков нафса аммара, частично избавился от заблуждения и уменьшил стремление к греху. Но так как состояние его не достигло совершенства, он не может удержать себя от совершения грехов. Вслед за негативными поступками наступает чувство покаяния, человек начинает упрекать себя и молит Аллаhа о прощении, в силу того, что нафс полностью не побежден, человек не может быть полностью искренним в своих раскаяниях. Такие люди, хотя и чувствуют угрызения совести, но никак не могут полностью избавиться от грехов, так как он не обладает достаточной силой воли. Например, опасаясь обидеть родных, друзей, человек может участвовать в недозволенном. У таких людей наблюдается приверженность к повелениям Аллаhа и увеличение числа благородных поступков. Большинства действий совершается во имя Аллаhа, но так как они еще не достигли полного душевного покоя и умиротворения, то в душе желают признания людьми совершенных ими праведных деяний. Некоторые люди, желая, чтобы окружающие считали их скромными, ради удовлетворения собственного тщеславия, принимают смиренную позу и укоряют себя на глазах общества. Такое поведение не свойственно идущему по пути истины.  Если нафс левамма находится под контролем и пребывает вместе с праведниками, то он избавится от низких поступков, но в сердце еще будут оставаться такие отрицательные свойства, как зависть, ненависть и высокомерие.
Избавление от нафса левамма и переход к нафсу мульхама происходит  с воспитанием в посредстве «рабита» Воспитание на этом пути совершается вместе с Шейхом, которого выбрал своим Духовным наставником, необходимо всегда уделять время самоотчету и самоанализу, и стараться освободиться от отрицательных черт и раскаяться в грехах. Нужно стараться приобрести прекрасные нравственные качества взамен негативных. Например, если доминировала чувство высокомерия, нужно стараться быть скромным, если преобладало чувство ненависти и зависти, то следует ставить своих братьев по вере выше себя, всегда находя недостатки у себя, а не у других. Необходимо всегда помнить, что каждый мусульманин является зеркалом другого мусульманина. Если смотреть с негативной точки зрения, то увидишь и только свои дурные качества, если смотреть с благими намерениями, то увидишь только хорошее….
Продолжение следует, инша Аллаh.

Автор: Фатима Гаджиева
Источник: darulfikr.ru

Добавить комментарий