АДАБЫ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ МЮРИДА (Часть2)
ОДИННАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
Нельзя причинять вред другому мюриду. Если два брата враждуют между собой, если один ударит другого или изобьёт – разве будут довольны родители? Нет, не будут. Разве будет доволен нами устаз, которого Аллаh сделал причиной нашего счастья в этом мире и в вечности, если мы будем вредить друг другу? А ведь неприязнь между мюридами нынче не редкость.
ДВЕНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
Следует почитать и любить всех аулия – «приближенных» рабов Аллаhа. Мюриды должны любить их, потому что их любит Аллаh, потому что они избраны Аллаhом.
ТРИНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
Для всех мюридов сегодня крайне важно соответствовать этому условию. Необходимо любить все творения Аллаhа, нельзя разрывать отношения с другими людьми. Особенно надо любить братьев-мюридов, то есть, мюридов твоего шейха. Необходимо быть с ними мягким и прощать обиды, нельзя вызывать их гнев. При общении с человеком нужно учитывать его характер и интеллектуальные способности.
Когда я был в Сирии, мне говорили: «Гляди, вот этот человек со всеми дружит. Почему бы тебе не наладить со всеми хорошие отношения?» Но как можно быть в хороших отношениях со всеми?! Это значит, нужно молчать в кругу тех, кто ругает тарикатского шейха, или даже самому ругать его! А потом приходить к тем, кто любит устаза, и снова либо молчать, либо тоже хвалить!
Человек не должен колебаться, как лист на ветру, он должен придерживаться одного пути. Какого? Того, который нам указал Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, о наставлении на который мы молим Аллаhа каждый день, читая суру аль-Фатиха. Это отнюдь не путь страстей и удовольствий, не путь ‘уждбу – гордыни – и не путь рия – показухи. Но, когда понаблюдаешь за людьми, замечаешь, что один опьянён стремлением к славе, другой – материальными благами, третий – любовью к чему-нибудь. А следует идти по истинному пути! Нужно анализировать, соответствуют ли твои поступки повелениям Аллаhа. Нельзя из-за своих страстей играть Исламом и изменять религию Аллаhа! Сегодня многие, как плакальщицы, льют слезы по Исламу, но на деле совершенно не беспокоятся за религию.
Многие сидят дома, болтают и на словах готовы свернуть горы. Послушаешь, так, по их словам, один строит мосты, другой – мельницы, а третий -искусственные озера! Рассказывают такое, что уши вянут! И про религию тоже много болтают, мол, они уже столько всего сделали для Ислама и даавата. Но прогресса нет, нет ничего… Большинство алимов увлечено дуньялом, они ищут роскоши и комфорта. Простые люди тоже гоняются за дуньялом, ни у кого не болит сердце за дело религии.
Мюриды не любят друг друга… Чтобы появились хорошие отношения, нужно обратиться к Всевышнему, который всем нас одаривает. Когда из Йемена привезли богатства, Умар-асхаб, разыАллаhу анху, заплакал: «Это не потому что я такой хороший! Если бы богатство давалось за благой нрав, то его получил бы Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, ведь он лучше меня. Или Абу Бакр, р.а., ведь он тоже лучше меня. Аллаh посылает нам испытание». После смерти Умар-асх1аба между мусульманами началась фитна. В Хадисе Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, говорится: «Аллаh откроет моей умме мирские блага, и мусульмане станут завидовать друг другу и убивать друг друга».
Это всё – дуньял. Дуньял – это деньги, любовь к власти и величию. Дуньял – это когда человек выпячивает своё «я». У каждого свои цели. Но нельзя считать других невеждами. Любой разумный человек это понимает.
Хороший врач ставит диагноз, просто понаблюдав за пациентом. Однажды в Чиркей приехал врач из Буйнакска. Он указал на одного большого мюрида: «Кто это? У него больные почки, вряд ли он проживёт больше одного-двух месяцев». Как врач сказал, так и случилось: тот мюрид умер через пару месяцев, да смилостивится над ним Аллаh и да простит ему грехи.
Тот, кто по-настоящему изучил захир-ильму, может увидеть то, что скрыто от глаз простых людей. Что уж говорить о тех, кто обладает батин-ильму, то есть, о тех, кому Аллаh открыл сокровенное! Они видят всё, что скрыто, так же, как мы на УЗИ видим свои внутренности.
За последние 10-15 лет мусульмане разделились, погнавшись за мирскими благами. Мюриды тоже начали гоняться за дуньялом. Многие при этом прикрываются религиозными лозунгами!
В одном городе есть десять медресе, во главе которых стоят тарикатские люди. Но за последние десять лет из этих медресе не вышло ни одного алима! Один брат по вере, которому Аллаh дал богатство, рассказывал: «Я уже 10 лет содержу медресе и с каждым годом отдаю всё больше и больше денег. Но до сих пор нет ни одного выпускника!» Кто в этом виноват? Мы сами виноваты. Разве у нас получится любить друг друга и не разделяться, если мы так себя ведём? Если бы деньги обеспечивали любовь, то между богачами было бы крепкое братство и мафиози не убивали бы друг друга. Но любовь приходит от Аллаhа, когда Он нами доволен. Если мы будем думать о своём нафсе, о своём комфорте и благополучии, то Аллаh не пошлёт нам любовь.
Если между мюридами нет духовной связи, какая была раньше, материальные блага нам её не заменят. Многие мусульмане сотрудничают с евреями, но разве они любят друг друга? Конечно же, нет, партнёрство просто приносит деньги, а настоящая любовь, которая не проходит со временем, основана на повелениях Аллаhа. Такая любовь бывает между братьями по вере, которые отбросили дуньял, например, между ансарами и мухаджирами. Чтобы между мюридами установилась настоящая братская любовь, нужно, чтобы они повернулись к Аллаhу, то есть, делали всё ради Него. Недостаточно простого желания или слов о любви. Мюриды не должны грызться за дуньял, как собаки. Слово «дуния» в арабском языке означает «низкий». Но сколько сыновей и отцов разделил дуньял! Устаз рассказывал, что, когда возвращался с хаджа, он думал, что братство в религии – это очень легко, но оказалось, что это тяжело. Устаз говорит, что он и Иса-хаджи берегли свое братство, не допуская вторжения дуньяла. А как поступают другие люди? Они убивают друг друга за власть, грызутся за деньги. Разве можно стать братьями из-за денег, пусть даже назвав друг друга братьями? Братство может быть лишь среди тех, кто следует повелениям Аллаhа и отказывается от дуньяла, как ансары и мухаджиры. Насколько мюриды покорны Аллаhу, настолько крепка братская любовь между ними. А если они непокорны Аллаhу, их братство будет слабым.
Имам аль-Газали пишет в «Ихья» в главе о братстве:
«Аллаh объединяет двух людей тогда, когда они придерживаются Его повелений и соблюдают предписания Ислама. Но как только один из них, или они оба, начинает совершать грехи, они расходятся».
Эта болезнь сердец распространена среди мюридов. Но их это не заботит – у них нет времени. Поэтому мы и не получаем от тариката такой пользы, какую получали мюриды раньше. Недостаточно просто иметь устаза. Многие алимы изучили захир ильму и обладали глубокими знаниями, но у них не было учеников, и все знания ушли с алимами в могилу. Надо знать, как получить пользу от устаза. Многие отцы знают, как устроен этот мир, но дети не получают пользу от родительских знаний и остаются ни с чем, не понимая, как нужно жить. У многих отцы были алимами, но сыновья не учились у отцов. Потом алимы умирали, и опомнившиеся сыновья оставались у разбитого корыта, без знаний.
ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
Нужно гневаться на того, на кого гневается устаз. А у нас большинство мюридов ходит в обнимку с теми, на кого устаз гневается!
Хасан аль-Басри сказал:
«Если бы у мунафиков были хвосты, нам некуда было бы поставить ногу».
У сегодняшних мунафиков, наверное, по два хвоста!
Также следует любить того, кого любит устаз, и дружить с ним, даже если он не в тарикате. Если устаз любит кого-то, кто не в тарикате, нам тоже надо любить этого человека. Скорее всего, в нём есть какая-то хорошая черта, иначе устаз бы его не любил. А может, у его предков был адаб. В суре Каф, в истории Хизри и Мусы, алейхума салям, говорится, что Хизри поправил стену дома, где жили сироты, и сказал: «У этих сирот были хорошие родители».
В одном ауле жил большой алим и тарикатский устаз. Хасан-афанди, куддиса сирруху, передал ему: «Приезжай ко мне, нам надо поговорить», – и устаз вместе со одним из своих мюридов вышел в путь, чтобы встретиться с Хасаном-афанди, куддиса сирруху. И вот они приехали в местность, где жил Замир-Али – лидер дагестанских ваххабитов. Тот мюрид начал общаться с Замир-Али и сам стал ваххабитом. Посмотрите, сколько зла исходит от дурного человека! А многие преспокойно поддерживают отношения с плохими людьми, которые щедро делятся со всеми дурным нравом!
Хасан Устар, куддиса сирруху, пишет в «Хуласатуль адаб»:
«Люби того, кто любит твоего устаза, и ненавидь того, кто его ненавидит. Оставь тех, кто делает бид’а, и тех, чье сердце забыло Аллаhа. Чем ближе Судный день, тем больше становится тех, кто склонен к вредным нововведениям, и тех, чье сердце не поминает Аллаhа. Сторонись тех, кто отрицает тарикат и шейхов, – держись от них дальше, чем от огня».
ПЯТНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
У мюрида должен быть и’тикад, то есть, убеждённость в устазе и во всём, что от него исходит. Это приведёт мюрида к высоким степеням в тарикате. А тот, кто проверяет устаза, ничего в тарикате не достигнет. Абу-Бакр, р.а., полностью доверял Пророку САС и поднялся на самую высокую ступень среди сподвижников.
ШЕСТНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
связано с пятнадцатым. Мюрид не должен проверять своего устаза. Об этом пишет автор «Фатху Раббани».
СЕМНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
Нужно правильно относиться к испытаниям, которые Аллаh посылает для проверки. Только грешники, о которых Всевышний часто говорит в Кур`ане, неверно толкуют испытания.
ВОСЕМНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
Мюрид не должен никому рассказывать о своём вирде. А сейчас мюриды рассказывают чуть ли не каждому встречному, какое задание им дал устаз и на какой уровень он их поднял.
Автор «Фатху Раббани» пишет:
«Вирды, которые даёт устаз, – это тайна, которую мюриду не следует раскрывать».
Просто перебирать чётки – это нормально. А становиться посреди дороги и делать сердечный зикр с двумя чётками – это перебор. Такое порицается правилами тариката. Но нет ничего плохого в том, что мюрид просто перебирает чётки, не подчеркивая, что выполняет вирд. Многим это не нравится, многие говорят, что это рияъ, то есть, показуха. А класть в карман пачку сигарет и курить у всех на виду – это не показуха? А пить пиво на улице – не показуха? Те, кто осуждает чётки, сами, как правило, зикр не делают – в этом и проблема! Мюрид не должен выпускать чётки из рук, если он по-настоящему любит тарикат. У курильщика в кармане всегда лежат сигареты и зажигалка. Если ему можно носить всё это в кармане ради шайтана, то почему нам нельзя носить с собой чётки ради Аллаhа, чтобы Его поминать?! Но не стоит выполнять вирд у всех на виду, особенно специальные задания, например, сердечный зикр. А в наши дни мюриды даже перед устазом вынимают по двое чёток, хотя показывать устазу чётки, даже одни, – это несоблюдение адаба. Мюрид не должен вынимать чётки там, где находится устаз. Накшубандийский мюрид, находясь рядом с устазом, должен совершать рабиту на Махмуда Афанди, куддиса сирруху.
Попробуем объяснить, почему показывать чётки устазу – это нарушение адаба. Использование чёток – это как использование рук, когда плаваешь. Но если делать вид, что плаваешь брассом, стоя на палубе корабля, – все будут смеяться! Рядом с устазом мюрид будто находится на борту корабля и плывет по пути познания Аллаhа. Поэтому вынимать чётки перед устазом и, тем более, их использовать – это несоблюдение адаба. Об этом написано в тарикатских книгах. Чётки надо использовать так, как установлено правилами тариката. А сердечный зикр, который совершается двумя чётками, нужно совершать так, чтобы никто не видел. Но просто перебирать чётки, как все это делают, можно. Это не нарушает адаб.
В книге «Бугъятуль мустафин» написано:
«Мюрид должен скрывать свой вирд. Это адаб муаккада».
Адаб муаккада – это адаб, который мюрид должен соблюдать с особым усердием. Особенно это касается накшубандийских мюридов: им не следует оповещать окружающих, какой степени, какого макама они достигли. Если делать зикр с двумя чётками, сразу понятно, что зикр сердечный. Если мюрид дышит определенным образом, закрыв глаза, всем станет ясно, что он достиг макама хафсу-нафас. Можно даже не говорить об этом – и так всё видно.
Хасан Афанди, куддиса сирруху, пишет:
«Берегитесь того, чтобы люди поняли, какой степени в вирде вы достигли. Скрывайте свой вирд, ведь через тайное поклонение Аллаh поднимает на высокие степени».
ДЕВЯТНАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА
Мюрид не должен быть небрежен в совершении вирда и не должен его пропускать без уважительной причины. Если мюрид болен, он может совершить вирд с опозданием и восполнить. В тарикатских книгах написано, что мюриду следует восполнять вирд, к совершению которого он привык.
ДВАДЦАТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА МЮРИДА.
Мюрид не должен самостоятельно раздавать вирды, если у него нет достоверного разрешения от устаза. Многие мюриды гибнут из-за этого. Есть два вида разрешения от устаза (изну). Во-первых, есть изну, которое подтверждает, что мюрид достиг степени инсан камиль – совершенного человека. А второй вид изну разрешает мюриду совершенствовать других людей. Многие мюриды сами стали раздавать вирды. Они погубили себя и тех, кто последовал за ними. Надо различать собственное совершенство и способность совершенствовать других. Нельзя приступать к совершенствованию других людей без амру, без повеления устаза.
Большинство шейхов, получивших иджазу, скрывали это. Хусейнил Мухаммад из Уриба, куддиса сирруху, скрывал изну в течение тридцати лет, хотя он был одним из лучших в воспитании мюридов. Он тридцать лет совершал сердечный зикр! Некоторые мюриды хотят, чтобы устаз уже через 2-3 года довел их до степени муракаба. А Хусейнил Мухаммад тридцать лет скрывал, что он шейх, что Хасан Афанди, каддаса Аллаhу асрарухум, дал ему иджазу. Вот что значит искренне следовать словам «иляхи анта максуди уа ризаака матлуби» («О Аллаh, Ты моя цель, и Твоего довольства я ищу»). Такие люди достигли в этом совершенства. Если бы в них была хоть капля гордыни, они бы старались обнародовать свой статус, но Хусейнил Мухаммад, куддиса сирруху, скрывал свою иджазу тридцать лет! И Аллаh дал ему баракат – он прожил 130 лет! Он был с Сайфулла-Къади в Казанище1, каддаса Аллаhу асрарахум, и воспитал множество мюридов.
АВТОР: Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хусейн ат-Тасфави
Книга: Аль-фатху раббани
Комментарий: Алихаджи аль-Кикуни аль-Чиркави