Рассказывают, что как-то раз один человек пришел к двери дома халифа Абу Даваника аль-МанСура и сказал привратнику: «Скажи повелителю правоверных, что у двери стоит человек из Сирии, которого зовут Асим, и он помнит, что в давнее время между ним и повелителем правоверных была дружба в течение года во время обучения и занятий. Сейчас он пришел, чтобы поприветствовать и возобновить знакомство с имамом». Когда привратник оповестил правителя об этом, он позволил посетителю войти.
Когда тот вошел и поприветствовал халифа, то его присутствие и сам приход сразу стали тягостными для Абу Даваника из-за скудости ума и плохого воспитания гостя. Он усадил его и спросил: «Для какой нужды ты пришел?» Тот ответил: «Чтобы увидеть повелителя правоверных, пользуясь старой дружбой». Халиф приказал выдать ему тысячу дирхемов, человек забрал их и ушел. Потом он вернулся через год, а у аль-МанСура в те дни умер сын, и правитель принимал соболезнования. Этот человек поприветствовал его и помолился за него. Халиф спросил его: «Для чего ты пришел?» Тот ответил: «Я тот человек, который вместе с тобой учился в Сирии, я пришел выразить свое соболезнование и выполнить тем свой долг». И халиф приказал выдать ему пятьсот дирхемов. Абу Даваник был очень жадным человеком, и среди Аббасидов не было никого ненасытнее его, поэтому его прозвали Абу Даваником (Даваник – множественное число слова «даник», мелкая монета).
Потом этот человек вернулся еще через год, но не нашел предлога, чтобы лично войти к халифу. Он зашел вместе со всеми посетителями и поприветствовал его. Халиф спросил его: «Какая причина побудила тебя прийти ко мне?» Он ответил: «Я тот человек, который учился с тобой в Сирии и вместе с тобой записал молитву – каждый, кто произнесет ее со своей просьбой, Всевышний Аллаh исполнит ее. Я потерял ту молитву и пришел к повелителю правоверных, чтобы переписать ее и хранить». Аль-Мансур сказал: «Не утруждай себя поисками той молитвы, ибо она не ответна, и, поистине, я произносил ее в течение трех лет, чтобы Аллаh избавил меня от тебя, и от головной боли, причиняемой тобой, но я не был избавлен. Если бы она была ответной, то я был бы избавлен от тебя». И устыдился этот человек, когда услышал эти слова.
Мы привели эту историю, так как она показывает, что достоинство и положение человека принизятся, если он образован, но не имеет ума.
ПРИНЦ И ЧЕСТНЫЙ ПАСТУХ
Рассказывается, что однажды один правитель вышел из своего дворца, чтобы узнать, как живут его подданные. Шел он долго, пока не устал, и решил отдохнуть под тенью дерева. В это время он увидел сильного на вид юношу, который пас большое стадо овец. Он подошел к юноше и сказал: «О, юноша, твои овцы чистые и здоровые, и поэтому я хочу купить одну из них». Юноша ответил, что овцы не его, и если бы это стадо было его, то он подарил бы ему любую, которую он пожелает. Правитель попросил еще раз: «Но ведь твой господин не видит нас сейчас, поэтому дай мне то, что я у тебя прошу, и не бойся ничего». Юноша ответил: «А что я скажу своему господину, когда вернусь к нему’? «Скажешь, что волк похитил одну овцу и убежал», – все не успокаивался правитель.
Честного пастуха огорчили его слова: «Если мне поверит хозяин овец, то что я скажу своему Господу, который слышит и видит нас? Оставь меня в покое и уйди от меня, о странник». И юноша продолжил пасти своих овец. Пастух очень понравился правителю, и он решил идти вслед за ним. Когда они пришли к хозяину стада овец, правитель подошел к нему и сказал: «О хозяин овец, я хочу купить у тебя этого честного юношу и все твое стадо». Владелец ответил: «Я не могу отказать Вам в просьбе, о правитель». Мудрый правитель подозвал честного юношу и сказал: «О сынок, ты свободен ради Аллаhа, и эти овцы тебе в подарок за твою честность и искренность».