19.07.2024

УПОВАНИЕ НА АЛЛАХА

Абуязид Бастами рассказывает: «В один день я собрал свои мысли и представил себе, что стою перед Всевышним Аллаhом, и Он спрашивает меня: «О, Абуязид, с чем ты пришел ко Мне и встал передо Мной?». «С тем, что я оставил любовь к мирскому и стал аскетом ради Тебя», – ответил я. На что Всевышний сказал: «Весь мир вместе с тем, что находится в нем, не приравнивается возле Меня даже крылу комара, и в чем же ты проявил свой аскетизм к мирскому?». Я сказал: «Астагъфируллах, прошу прощения за это состояние!».

«Я пришел к Тебе с упованием (таваккал) на Тебя». Всевышний Аллаh говорит мне: «О, Абуязид, разве я не выполняю тех обещаний, которые Я давал для того, чтобы ты уповал на Меня». Смысл Аята 6, суры «Худ»: «Пусть они также знают, что Могущество, Милость и Знание Аллаhа безграничны и охватывают все сущее, что нет ни одной твари на земле, которую Аллаh по Своей милости не наделил бы тем, сколько хватит ей на пропитание…» Я сказал: «О мой Аллаh! Я прошу прощения за эти оба состояния и пришел к Тебе, и стою перед Тобой, нуждаясь в Тебе». «Теперь Я принимаю тебя», – сказал Всевышний.
Надо знать, что раб Аллаhа никогда не может быть не нуждающимся даже на одно мгновенье в помощи и милости Всевышнего Аллаhа, каких бы высот в богопознании он не достиг.

О СКУПОСТИ

Марван абу Хафс не ел мяса из скупости, чтобы сэкономить, а сэкономив, посылал слугу, чтобы купил ему баранью голову. Когда же его спросили, почему он отдает предпочтение бараньей голове, а не обычному мясу, например, барашка, он ответил: «Дело в том, что я знаю цену головам на рынке, и слуга не сможет обсчитать меня. Это и не такое мясо, которое нуждается в заготовке, где слуга смог бы съесть от него кусочек. А если он прикоснется к глазу, к уху или щеке, я это замечу. Кроме того, я ем разнообразные сорта мяса: ведь глаз – это один сорт, ухо – другой, язык – третий сорт мяса, горло или мозг это тоже один из сортов. Вдобавок ко всему, я избавляю себя от труда готовить еду. Таким образом, в ней для меня множество выгод».

*** 

У Ахмаша был сосед, который все время приглашал его к себе и говорил: «Ах, если бы ты вошел и отведал хлеба с солью». Но Ахмаш постоянно отказывался. И однажды, будучи голодным, Ахмаш принял его приглашение. Войдя в дом, сосед положил перед ним хлеб с солью. Тут появился нищий и попросил еды, но хозяин дома сказал ему: «Твоя беда в тебе». Нищий снова попросил, и хозяин повторил свои слова, и, когда тот попросил в третий раз, хозяин поклялся, что если нищий не уйдет, он прогонит его палкой. Тогда Ахмаш, подозвав нищего, сказал: «Уходи, иначе горе тебе, я не видел никого, кто точнее, чем он выполнял свои клятвы. С давних пор он приглашал меня на хлеб с солью и, клянусь Аллаhом, ничего к ним не добавил».

О ЩЕДРОСТИ

Имам Газали пишет, что когда имам Шафии смертельно заболел в Египте, он сказал: «Передайте такому-то человеку, чтобы он омыл меня». И, когда имам умер, тому человеку передали его предсмертное желание. Придя к месту кончины имама, он попросил принести его книжку с записями, просмотрев ее, он обнаружил, что за имамом Шафии был долг в семьдесят тысяч дирхемов. Он переписал их на себя, тем самым выполнив завещание имама, и сказал: «Вот этого обмывания он и хотел от меня».

***

Рассказывали, что когда Кайс Ибада заболел, братья его долго не приходили к нему. Когда он спросил, почему его не навещают, в ответ услышал, что они смущены тем, что много должны ему. И он сказал, что Аллаh считает постыдным то, что мешает братьям навестить больного брата. Затем он попросил глашатая провозгласить, что каждый, кто должен Кайсу, теперь свободен от своего долга. И порог его дома сломался – так велико было число тех, которые навещали его.

***

К одному человеку пришел его друг. И на вопрос хозяина: что привело тебя? – ответил: «Надо мной тяготит долг в четыреста дирхемов». Тогда он отсчитал четыреста дирхемов и отдал их ему, вернувшись в дом со слезами на глазах. Увидев слезы в глазах мужа, жена спросила его: «Зачем ты дал ему деньги, если это тяжело для тебя?». А он ответил: «Я плачу не потому, что дал ему деньги, а оттого, что не поинтересовался его положением пока он сам не пришел ко мне».

***

Рассказывали, что одна женщина попросила у Ал-Лайса немного меду, а он дал ей целый бурдюк. Ему сказали, что она была бы удовлетворена и меньшим, на что он ответил: «Она попросила по мере своей нужды, а я дал ей по мере того, насколько мы одарены». У Ал-Лайса ни один день не проходил без того, чтобы он не одаривал подаянием триста шестьдесят нищих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *