19.04.2024

СПОР ВИЗАНТИЙЦЕВ С КИТАЙЦАМИ

Как-то заспорили китайцы и византийцы о том, кто из них искуснее в живописи. Спор этот был беспредметным, и слушавший его царь сказал:

— К чему пустые слова? Пусть каждый из вас на деле покажет, каково его умение.

Спорящих разместили в просторном покое, разделенном непрозрачной перегородкой на две мастерские.

Китайцы, заняв одну из них, сразу же потребовали себе красок и холстов, и их просьба была немедленно выполнена. Византийцы же сразу заперлись в своей мастерской, сказав, что им ничего не нужно.

Началось соревнование.

Китайцы искусно покрывали холсты различными узорами, а византийцы у себя, выбрав одну из стен, полировали ее одним из известных им способов. Через некоторое время работы были закончены, и китайцы громким боем барабана призвали к себе царя, чтобы он взглянул на результаты их труда.

Властелин был изумлен красотой и многоцветьем созданных китайцами узоров и, побыв около их картин, решил посмотреть работу византийцев. Те при нем сняли покров со стены, отполированной до зеркального блеска, и на ней вместо жалкого творения рук человеческих он увидел отражение иного мира — мира Истины.

Созданное византийцами зеркало можно было сравнить только с сердцем чистого и праведного человека, отражающим беспредельность духа.

Спор на корабле.

На одном из кораблей в качестве пассажира оказался ученый грамматик. Не успев ступить на палубу, этот ученый сразу же спросил капитана, знает ли он законы грамматики.

— Книг по грамматике я не читал — и тайн этой науки не постиг! — ответил капитан.

— Это очень плохо! — сказал ученый. — Можешь считать, что полжизни ты прожил впустую.

Корабль ушел в долгое плавание, и в море его настигли буря и смерч.

— Посудине нашей конец, — сказал капитан ученому. — Учился ли ты когда-нибудь плавать, о мудрый человек?

— Никогда! Это занятие недостойно меня, — отвечал ученый.

— Ну тогда считай, что у тебя пропало не полжизни, а вся жизнь целиком! — заключил капитан.

Так и в нашей жизни, когда все вокруг нас бушует, готов¬ность рискнуть и преодолеть невзгоды важнее иных наук.

Спор о слоне.

Суфийская притча от Руми

Из Индии недавно приведён,
В сарае тёмном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потёмках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошёл средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»
Другой, пощупав ухо, молвил: «Врёшь,
На опахало этот зверь похож!»
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».
Четвёртый, спину гладя: «Спор пустой —
Бревно, труба, он просто схож с тахтой».
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи — при свечах,
И разногласья б не было в речах.

1 thought on “СУФИЙСКИЕ ПРИТЧИ ОТ ДЖАЛАЛ АД-ДИН РУМИ

  1. Слон и пятеро слепых

    Басня Владимира Шебзухова

    С верёвкой пятеро слепых —
    С одной на всех на пятерых —
    Шагали что-то бормоча,
    Касаясь ближнего плеча…

    Шагающих окликнул зрячий:
    «Слон вас раздавит, не иначе!
    Пред вами встал он на пути…
    Гиганта стоит обойти!»

    Один слепой нащупал хобот,
    Что у него вдруг вызвал хохот.
    «Нас раздавить канату сложно,
    Что назван был гигантом ложно!»

    Нащупав хвост рукою ловкой,
    Другой назвал слона верёвкой.
    Живот потрогав, третий: «Верно,
    Слон — преогромная цистерна!»

    Сказал четвёртый, гладя ноги,
    Что слон — колонны на дороге.
    А уши названы добром,
    Коль оказался слон ковром!

    Порою в том беда учёного —
    Цвет чёрный, отличив от белого,
    А белый, отличив от чёрного,
    Не видит в чёрно-белом целого!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *