24.04.2024

дервиш2АХМАД ЯССАВИ

Когда Яссави начал обучать, то вскоре был окружён потенциальными учениками и людьми самого разного толка. Все они слушали его беседы, но всё настойчивее требовали, чтобы он ввёл для них регулярную программу обучения.
Ясави сказал им, что намерен построить специальное здание, Теккию, где можно было бы выполнять упражнения наподобие тех, что выполнялись по всему Туркестану.
Под его руководством несколько сотен людей шесть месяцев работали над сооружением этого здания. Когда работы были закончены, Яссави сказал:
— Все, кто хочет пройти обучение в стенах этого здания, встаньте, пожалуйста, справа. Те же, кто не хочет этого, встаньте вон там, слева.
Когда образовалось две группы, Яссави сказал:
— Я распускаю тех, кто стоит справа: я ничего не могу сделать для вас, поэтому возвращайтесь туда, откуда пришли. Остальные могут стать моими учениками. Их первым заданием будет снести Теккию.
Отвергнутые ученики были весьма разочарованы и стали распускать слух, что Яссави сошёл с ума. Но именно такая разборчивость этого Божьего безумца и дала начало Учению Мастеров.

АХМЕД ХУСЕЙН

Как-то раз султан Махмуд из Газны прогуливался с мудрецом Ахмедом Хусейном. В ту пору ходили слухи, что Ахмед может заглянуть в душу любого человека и прочесть его мысли. Султану страсть как хотелось вынудить Хусейна показать свою силу. Но Ахмед всегда отказывал просьбам Махмуда, не изменил он себе и на этот раз. Тогда султан решил прибегнуть к хитрости и поставить мудреца в такие условия, чтобы тот, пусть непроизвольно, но выказал свои способности.
— Ахмед, — окликнул он мудреца.
— Да?
— Как ты думаешь, что это там за человек?
— Плотник.
— Ну а как его зовут?
— Как и меня, Ахмедом.
— А давно ли он ел?
— Нет, совсем недавно и что-то сладкое.
Султан приказал слугам привести к нему этого человека, и тогда выяснилось, что мудрец ни в чём не ошибся.
— Вот видишь, — обрадовано воскликнул султан, — ты, почтеннейший, скрываешь свои духовные силы и даже мне отказываешься признаться в своих способностях. Но, согласись, мне всё же удалось заставить тебя прибегнуть к их помощи, а ведь если я расскажу людям о том, чему только что был свидетелем, молва тотчас возведёт тебя в ранг святых. Интересно, как же ты тогда сможешь следовать вашей главной суфийской заповеди — всегда оставаться в тени и изображать из себя простого человека?
— Да, султан, — ответил Ахмед, — я действительно могу читать мысли, но никто не знает, когда я это делаю. А я уже по природе своей не использую свои способности ради пустяшной забавы, а потому тайна моя так и останется нераскрытой.
— Но ты ведь не можешь отрицать, что только что использовал свои тайные знания?
— Отчего же?
— Ну, хорошо, тогда объясни, как тебе удалось столь точно ответить на все мои вопросы?
— Ну, султан, это и вовсе просто. Когда ты окликнул меня, этот человек обернулся, вот я и подумал, что его зовут так же, как и меня. Что он плотник, я догадался, когда увидел, что в этом лесу его интересуют лишь те деревья, которые наиболее пригодны для этого ремесла. Ну а по тому, сколь яростно он отмахивался от пчёл, пытавшихся сесть ему на губы, я понял, что совсем недавно он ел сладкое.

АХРАР И БОГАТЫЕ СУПРУГИ

Имируддин Ароси происходил из семьи, хорошо известной своей приверженностью к Суфиям.
Встретив мудрого человека, он сказал ему:
— Мы с женой многие годы старались целеустремленно следовать по пути дервишей. Понимая, что знаем меньше, чем многие другие, мы долгое время довольствовались тем, что тратили наше богатство во имя Истины. Мы следовали за людьми, которые приняли на себя ответственность обучать и в которых мы теперь усомнились. Мы удручены не тем, что потеряли деньги, вложенные нашими прежними наставниками в убыточные дела во имя высшей цели, скорее нам жаль потраченного времени и усилий, а также тех, кто всё ещё остается в подчинении у наставников-самозванцев и опрометчиво поселился в доме с нездоровой атмосферой, где всем заправляют два лжесуфия.
Мудрец, которого традиция именует Ходжа Ахрар, Повелитель тех, кто свободен, ответил:
— Вы раскаялись в своей привязанности к Учителям-подражателям, но ваше самодовольство пока не затронуто — потому-то вы и решили, что несёте ответственность за пленников лжи. Многие пленники и сами всё ещё уловлены сетями обмана — они ведь тоже не чужды легковерности и жаждут лёгкого знания.
— Что же нам делать? — спросил Имируддин Ароси.
— Приходите ко мне с открытым сердцем, без всяких предварительных установок, даже таких, как служение человечеству или присутствие смысла в моих действиях, — сказал Мастер, — ибо освобождение ваших товарищей — занятие для знающих, а не для вас. Ваши способности ущербны — даже способность составить обо мне определённое мнение, и — что касается меня — я отказываюсь полагаться на них.
Однако Ароси и его жена, боясь ошибиться снова, ушли, чтобы отыскать кого-нибудь другого, кто бы их успокоил, — что совершенно естественно.
И они нашли такого человека.
Как потом оказалось, это был ещё один обманщик.
Прошли годы, и супруги вновь направили свои стопы к дому Ходжи Ахрара.
— Мы пришли, — обратились они к привратнику, — чтобы покорнейше — как тела в руках обмывальщика трупов — предать себя в руки Повелителя тех, кто свободен.
— Добрые люди, — промолвил привратник, — ваше намерение похвально и неотличимо от решимости тех, кого Повелитель свободных часто принимал в ученики. Но в этой жизни у вас нет повторной возможности, ибо Ходжа Ахрар умер.

БАЙАЗИД БИСТАМИ

Байазид, один из величайших суфийских Мастеров, будучи ребёнком, приходил к Учителю. Ни о чём не говоря и не спрашивая, он тихо садился и смотрел на его лицо, а через некоторое время также тихо удалялся.
Через 12 лет впервые Учитель заговорил с ним:
— Сын мой, видел ли ты на полке книгу?
И он сказал, как она называется. Байазид ответил:
— Я никогда не смотрел по сторонам и не имею понятия, где какие лежат книги. Моей единственной целью было просто сидеть напротив Вас, смотреть на Ваше лицо и впитывать Вашу безмолвную силу духа.
После этих слов Учитель сказал:
— Сын мой, ты принят!
Такое отношение к претенденту в ученики может показаться слишком суровым, негуманным. Но эта тактика позволяет отсеять любопытных и недостаточно зрелых. Мастер не станет спрашивать: «Кто ты? Какая у тебя цель?» Любопытный человек не имеет места в мире религии. Весь мир в его распоряжении, но только не вопрос познания Истины.

БАЙАЗИД И ТЩЕСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Однажды некий человек с упрёком сказал Байазиду, великому мистику IX столетия, что он постился, молился в течение 30 лет, но так и не нашёл в этом утешения, которое обещает Байазид. Байазид ответил ему, что и за 300 лет он ничего не достигнет.
— Почему?- спросил искатель просветления.
— Потому что этому препятствует твоё тщеславие,- сказал мудрец.
— Но как мне от него избавиться?
— Есть одно средство, но оно тебе не подойдёт.
— И всё же назови его.
Байазид сказал:
— Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную бороду, затем снять верхнюю одежду, опоясаться кушаком и надеть на шею торбу с грецкими орехами. Когда ты всё это сделаешь, ступай на базарную площадь и кричи во весь голос: «Даю орех тому сорванцу, который ударит меня по шее». Потом пройдись перед зданием суда, чтобы старшины города увидели тебя в таком виде.
— Но я же не могу этого сделать,- взмолился человек,- прошу тебя, расскажи мне о каком-нибудь другом средстве.
— Это первый и единственно возможный шаг к цели, — сказал Байазид.- Но ведь я предупреждал, что это средство тебе не понравится, поэтому ты неизлечим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *