ЗНАЙ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО ВРАГА
(Притча)
«Эмир, ехавший верхом на коне, увидел спящего под деревом человека, которому во время сна в рот заползла черная змея. Желая устрашить его, он двинул коня вперёд, не преуспев, однако в этом. Тогда эмир стал прикладывать все свои способности, чтобы избавить спящего человека от трагического и ужасного конца. Он нанёс человеку изо всех сил несколько ударов плетью. Спящий человек от боли подскочил на месте и испугавшись эмира, от которого получил удары плетьми, бросился бежать. Эмир стал преследовать человека и настигнув его под яблоней, стал насильно пихать ему в рот сгнившие, протухшие яблоки, приговаривая: «О, несчастный бедолага, ты съешь все эти яблоки. Ты вынесешь, вытерпишь эти муки!», Бедный же, несчастный человек проклиная эмира, ошарашено говорил: «О, эмир! Что же я сделал тебе такого, что ты покушаешься на меня и третируешь меня? Если я чем-то навредил тебе, то ударь меня мечом и убей меня! Насколько же ужасна встреча с тобой! Как счастливы люди, что не видят тебя! Даже великие деспоты и тираны не поступают так, как поступаешь ты со мной. Ведь я не совершил никакого греха и преступления! Ты видишь, что когда я говорю тебе эти слова, у меня изо рта фонтаном брызжет кровь!.. Клянусь, что я никогда прежде не видел такого, как ты безжалостного и бессовестного человека! О, Господь! Накажи этого тирана так, как он этого заслуживает». Однако эмир не обращал никакого внимания на его слова. Более того, он стал стегать его плёткой, приговаривая: «Ну-ка, побегай по этой равнине!» Бедняжка стал бегать быстрее ветра из-за страха перед эмиром и от боли, которую он испытывал от ударов плетью. Иногда, он спотыкаясь падал, но тут же вставал и бежал дальше, чтобы избежать следующих ударов. Желудок бедняги был полон сгнивших яблок, а от ударов плетью, всё его лицо покрылось ранами и кровоподтёками. Невзирая на это, эмир, заставлял бегать его без передышки! У бедного человека не осталось сил даже передвигаться, не то что бежать… Ему стало плохо, его затошнило и вырвало. Всё что им было насильно съедено, всё вывалилось наружу. Наконец, вместе с гнилыми яблоками выскользнул и полоз (змей) , находившийся у него внутри.
Изумлённый человек, увидев черную змею, обомлел и пришёл в ужас от обуявшего его страха. Он тотчас же рухнул перед эмиром на колени и воскликнул: «Воистину, ты явился как милость, подобно Ангелу Джабраилю (мир ему). Оказывается, на самом деле, ты – мой благодетель! Да будет благословенно время, когда я увидел тебя! Если бы не ты, то я давно уже отдал бы Богу душу. Ты подарил мне жизнь! Как счастлив тот, кто видит твоё лицо и тот, кто неожиданно попадёт туда, где находишься ты! О, чистейший и достойный всяческих похвал, преданный слуга Аллаhа! Мои недальновидность и невежественность вынудили меня сказать тебе столько нелицеприятных, глупых, вздорных, непристойных слов! Прости меня за них. Если бы я, хотя бы немного знал о том, в каком положении оказался, то никогда не посмел бы сказать тебе подобного ! Ты скрыл то, что являешься искусным лекарем, который для исцеления больного даёт ему горькое снадобье. Если бы ты мне об этом немного поведал, то я отнёсся бы с похвалой к тебе. Но ты молча, словно взбесившийся, знай себе нахлёстывал меня плёткой! В результате, оглушённый всем случившимся, я совсем потерял голову и я, уже не помня себя, наговорил кучу дерзких слов тебе. Прости меня за мою опрометчивость и недальновидность!» Праведный, проницательный эмир сказал ему: «Если бы я тогда сказал тебе, хотя бы немного о том, что проникло внутрь тебя, то ты быпришел в ужас. И страх погубил бы тебя. Ты погиб бы подобно мыши, попавшей в лапы коту или подобно ягнёнку, попавшему в волчьи лапы!.. Если бы я сообщил тебе о том, насколько ужасна эта змея, то от страха ты бы пришёл в смятение. Если бы ты узнал о чудовище, которое находится внутри тебя, у тебя не осталось бы сил есть яблоки, передвигаться,что бы исторгнуть его! Я терпел, слушая твои непотребные слова, а внутри молился Богу, говоря ему: «О, Господь! Облегчи бедолаге избавление от полоза! Спаси его! Несмотря на то, что ты мне говорил нелицеприятные слова, божественное милосердие, присущее, по воле Господа, моей душе, не согласилось с тем, чтобы я бросил тебя в таком положении. Ибо, натура моя замешана как тесто, на милосердии!» Бедный человек, понявший истину друга Аллаhа (Авлия), вне себя от радости, говорил ему: «О, великий человек! Нет у такого слабого человека, как я ни сил, ни возможности отблагодарить тебя, так как ты достоин! Пусть Аллаh вознаградит тебя за твоё доброе дело!.. Я понял, что даже яд из рук человека, обладающего знаниями и прозорливостью, дарит человеку благополучие, исцеление и духовную пищу…»
МОРАЛЬ: Спящий человек, о котором повествуется в рассказе Мавляны Джялялетдина Руми– это беспечный, недальновидный человек. Черный змей, заползший к нему в рот, символизирует низменные устремления нафса. Эмир же – это богобоязненный познавший Аллаhа, раб ( Духовный наставник). Удары плеткой, которыми он пробудил от сна невежественности и недальновидности человека и заставил его бегать по холмам и буграм – это воздержание от харама, ибада, умеренность во всем и борьба за истину. Избавление от змея – это избавление от господства низменных устремлений нафса.
* * *
Пророк Мухаммад (салляллаhу’аляйхи ва саллям) изволил сказать следующие слова: «Если бы я раскрыл вам всю правду о враге, живущем внутри вас, то даже храбрые и отважные из вас, испугались бы до того, что у них не осталось бы сил ни передвигаться, ни выполнять какое-нибудь дело. Они извелись бы от безысходности. У них не осталось бы сил совершать богослужения, не было бы сердечной тяги к ним, ни желания идти по избранному пути. А раз так, то Я буду наставлять и воспитывать вас в тишине и безмолвии не раскрывая вам того, что у вас внутри».Наследники Пророка (Духовные наставники) поступают также. Всю известную им правду, во имя пользы их собеседников, они не говорят вслух, а хранят молчание. Кроме того, они не рассказывают о том, что находится в сердцах собеседников, чтобы не ввергнуть их в позор и стыд. Они воспитывают больше делами и поступками, нежели словами. Подобно тому, как Пророк Давуд (мир ему) умел смягчать даже железо, так и великие Пророки, святые люди имели способности пробуждать духовность даже в зачерствевших и окаменевших сердцах…
* * *
Сподвижник Посланника Аллаhа Абу Дарда (да будет доволен им Аллаh) служил кадием в Сирии. Однажды, прогуливаясь по городу, он стал свидетелем того, как люди оскорбляли и говорили недобрые слова какому-то провинившемуся человеку.Подойдя он спросил у людей: «Что вы станете делать, если увидите, что человек упал в колодец?» Кто-то из толпы сказал: «Мы спустим ему верёвку и постараемся вытащить его оттуда!» Абу Дарда сказал: «В таком случае, почему же вы не проявляете милосердия к человеку, попавшему в пропасть греха? Попытайтесь и этому человеку дать шанс, протянув ему нить счастья, которая спасёт его от гибели!» Один из присутствующих, спросил у Абу Дарды: «А разве вы не испытываете к этому грешнику чувства вражды, ведь Всевышний Аллаh предупреждает о том, что грешника ожидает ад?» Тогда этот избранный сахаб, взращённый самим Расулуллахом (салляллаhу’аляйхи ва саллям) ответил: « Я испытываю чувство вражды, но не к личности человека, а к его безнравственным поступкам и действиям!..»
* * *
Как прекрасна мольба Хазрата Мевляны Джялялетдина Руми, обращённая к Господу, мольба, которая пронизана чувством глубокой любви, дружеской привязанности и нежности ко всем живым созданиям Аллаhа: «О, мой Господь! Если только чистые и праведные твои рабы могли бы рассчитывать на Твоё милосердие, то где же искали бы убежища и пристанища грешные люди? О, мой Великий Аллаh! Если Ты принимал бы только верных и преданных рабов своих, то у кого просили бы и умоляли дать убежища виновные?.. Несомненно, что Ты – самый Милостивый из милостивых!..»