К НЕМУ ЯВИЛСЯ САМ ХЫЗЫР (мир ему)
Хадже Абдул-Халик Гидждувани
Этот святой человек был одним из четырех преемников (халифов) почтенного ходжи Юсуфа Хамадани. Его имя записано в самом начале списка хадже, так как он является начальным звеном силсили хаджеганов и ее печатью. Место его рождения и смерти – большое селение Гиждуван, расположенное в 18 километрах от города Бухары.
Имя его отца – Абдул-Джамиль, который был известен под именем «Имам». Он был потомком Имама Малика (рахимахуллах). Он обладал явными и тайными знаниями и был признанным авторитетом своего времени. Выполняя все обязательные предписания Корана и сунны, он встал на путь хидаята. Жил он в Анатолии, в вилаяте Малатья. Его благословенна мать была дочерью здешнего правителя.
Говорят, что Абдул-Джамиль Хадже встречался (по воле Аллаха и с Его дозволения) с Хызыром (мир ему) – тайным собеседником имамов. Хазрати Хызыр сообщил ему радостную весть о рождении сына и указал, чтобы ему дали имя Абдул-Халик. Позже Хадже Абдул-Джамиль переселился из Анатолии в Маневаннахр и начал жить в одном из населенных пунктов вилаята Бухары – в селении Гиждуван.
Хадже Абдул-Халик родился и вырос в этом селении. В первое время он получал образование в Бухаре, учился тафсиру и кираату у Имама Садреддина – устаза из андакиев того времени. В один из дней, его учитель комментировал аят из Корана:
ادْعُواْ رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
«Обращайтесь (с мольбами) к Господу вашему смиренно и тайно (про себя). Поистине, Он не любит нарушающих границы». При толковании этого аята Абдул-Халик задал вопрос: «Каков смысл этой скрытости и каков правильный способ скрытого зикра? Если закир станет совершать зикр открыто и при этом части его тела будут двигаться, то другие заметят это. Если же он будет делать скрытый зикр, то в этот раз не узнает об этом шайтан, как сказано в этом хадис-шарифе: «Поистине, шайтан проникает в человека, распространяясь в нем повсюду подобно тому, как течет кровь в жилах потомков Адама».
Почтенный Имам Садреддин так ответил на вопрос своего ученика: «Это тайное знание (ильми ледун). Если Аллах Всевышний пожелает, ты встретишь одного ахлюллаха (божьего человека), который научит тебя скрытому зикру».
Только-только начинавший взрослеть Абдул-Халик после этих сказанных слов принялся ждать. И вот, учитель учителей Хызыр (мир ему) стал являться к нему. Он проводил встречи с ним и обучал его привычным состояниям (халь), передавал ему знания.
В книге под названием «Фасл аль-Хитаб» («Окончательное решение» или «Ясная речь») об этой ситуации поведано следующее: «Установленные почтенным хадже Абдул-Халиком основные положения тариката касаются всех саликов и признаются всеми течениями. Он был праведным предводителем, который всегда находился в поисках истины, неукоснительно соблюдал предписания шариата и сунны. Он был чужд всему мирскому и не переставал сопротивляться прихотям собственного нафса. Свои чистые состояния он скрывал от других. Когда он был совсем молодым, Хызыр (мир ему) научил его скрытому зикру. В таком же виде он и продолжал всю жизнь.
Хазрати Хызыр усыновил хадже Гидждувани и, обучая его зикру, советовал ему повторять про себя: «Ля иляха илляллах Мухаммадун Расулюллах». Следуя этому совету, хадже Гидждувани проявил старания в достижении истины и обретении зрелости. Таким способом он открыл многие двери и стал подниматься выше по духовным ступеням.
На протяжении всей жизни Почтенного Хадже от начального положения до самой его смерти весь народ относился к нему с почтением и завидовал ему.
В один из дней почтенный Хадже Юсуф Хамадани прибыл в город Бухару. Услышав об этом, почтенный Абдул-Халик тотчас пришел к нему. И тут он увидел, что благословенный Хадже пребывает в состоянии сердечного зикра. После этого он не расставался с ним и на протяжении всего периода, пока тот находился в этом городе, всегда принимал участие на всех проводимых им собраниях сухбата».
Из всех этих приведенных риваятов очень хорошо понятно, что первым шейхом почтенного Абдул-Халика был Хызыр (мир ему), а Ходжа Юсуф Хамадани был шейхом его сухбатов.
Несмотря на то, что хадже Юсуф Хамадани и связанные с ним шейхи совершали зикр вслух, почтенный Хадже Абдул-Халик делал скрытый зикр. Совершать зикр таким способом его научил Хызыр (мир ему). Из-за этого почтенный Хадже Юсуф Хамадани не вмешивался и ничего не говорил, когда Хадже Абдул-Халик делал скрытый зикр.
Даже один раз почтенный Хадже Юсуф Хамадани сказал ему так: «Эй, Ходжа! С этого дня вы занимайтесь зикром тем способов, которому научил Хызыр (мир ему), потому что вам было поручено совершение такого зикра».
В некоторых записях почтенного Хадже Абдул-Халика (куддиса сирруху) написано следующее: «Когда я был в возрасте двадцати двух лет, учитель живых душ Хызыр (мир ему) передал меня в руки почтенного хадже Юсуфа Хамадани, завещал ему заняться моим воспитанием. И поэтому, когда почтенный хадже Юсуф Хамадани приезжал в Мавеаннахр, я скорее бежал к нему, принимал участие в его сухбатах, с удовольствием слушал его и получал очень много благодати (фейза)».
После прибытия почтенного хадже Юсуфа Хамадани (куддиса сирруху) в Хорасан и встречи с ним, Хадже Абдул-Халик занялся риязатом (воздержанием, умерщвлением плоти) и старался скрывать свое состояние от людей. В те времена, когда жил этот великий человек, признаки его святости и его караматы достигали такой степени, что было понятно: во время намазов он успевал переместиться к величественной Каабе и обратно.
С того момента, как стал шейхом, он очень долго служил и воспитал большое количество мюридов. В городе Дамаске их невозможно было даже сосчитать. Для них в этом городе построили дергах, где эта благословенная личность продолжал наставлять людей.
Из книги «Решахат. Капли из родника жизни»
Источник: islam-today.ru