25.04.2024

ЦЕННОСТЬ БАСМАЛЫ

Что касается ценности басмалы (Басмала —  название выражения «Бисмилляхи-р-рахманир-р-рахим» — «С именем Аллаhа, Милостивого ко всем — и хорошим , и плохим — на этом свете и Милосердного лишь к уверовавшим на том свете»), жена Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Айша, да будет доволен ею Аллâћ, рассказала: «Когда ниспослали Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) басмалу, жители Мекки услышали, что горы произносят восхваление Аллâћу (тасбих). На это курайшиты сказали: «Мухаммад заколдовал горы». Тогда Всевышний Аллâћ окутал Мекку черным дымом. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорил: «Кто бы ни произнес басмалу от чистого сердца, с соответствующей верой и убеждением, вместе с ним горы исполняют тасбих, хотя мы этого не слышим».

В хадисе, рассказанном от Ибн ‘Аббāса (радыйаллаху анх), говорится: «Кто бы ни произносил:

Бисмилляhи-р-рахмани-р-рахим Ля хауля ва ля къувата илля билляh

– Аллâћ отводит от этого человека семьдесят различных бед».

Сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Али (радыйаллаху анх) также рассказывал: «Кто оказался в беде или затруднительном положении, кто испытывает муки, тот пусть произносит «Бисмиллах» в упомянутой форме, и Аллâћ отведет эту беду».

В хадисе, рассказанном от Ибн ‘Аббāса (радыйаллаху анх), говорится: «Когда учитель велит маленькому мальчику-ученику произнести басмалу и он ее произносит, Аллâћ предначертывает учителю, его родителям, ученику и его родителям освобождение от Ада».

От сподвижника по имени Ибн Ма‘суд (радыйаллаху анх) передано, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто бы ни произносил «Бисмиллāҳи-р-рахмāни-р-рахим», тому Всевышний Аллâћ записывает за каждую букву в этом выражении четыре тысячи благ, стирает четыре тысячи его плохих деяний и настолько же возвеличивает его степени (дараджа)».

От Анаса, сына Малика, передали, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Если бы все деревья стали карандашами, все моря и океаны – чернилами и все люди, джинны и ангелы собрались бы и стали писать смысл выражения «Бисмиллāҳи-р-рахмани-р-рахим», за тысячу лет они не смогли бы записать и десятую часть его смысла».

Еще в хадисе говорится: «Когда кто-либо произносит басмалу, обитатели Рая, то есть гурии, просят Аллâћа, чтобы его освободили от Ада и даровали ему Рай».

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) также сказал: «В День Суда на равнину ‘Араcат придёт одна группа, читая «Бисмилляҳи-р-рахмани-р-рахим», и при взвешивании их деяний добрые перевесят плохие. Увидев это, прежние народы удивятся и скажут: «Посмотрите, как их добрые деяния перевесили плохие, это из-за того, что они речи свои начинали с басмалы».

Басмала является одним из самых ценных имен Аллâћа, то есть Его величайшим именем (Исм аль-А‘зам). Если на одну чашу весов поместить выражение «Бисмиллāҳи-р-рахмāни-р-рахим», а на другую небеса и миры и то, что в них, то басмала перевесит их. Как же в таком случае могут не оказаться более весомыми добрые деяния тех людей, о которых мы рассказали выше?!

Всевышний Аллâћ сделал басмалу для уммы Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), для каждого, кто ее произнес, защитой от всех бед этого и того света и от шайтанов, а также лекарством от всевозможных болезней.

В Ночь Вознесения (Ми‘радж) Всевышний Аллâћ показал нашему Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) много таинств. В Раю Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел четыре реки: водную, молочную, винную и медовую. Всевышний Аллâћ говорит в Коране о качествах тех рек:

 (Смысл) «В Раю есть реки для тех правоверных, которые провели земную жизнь богобоязненно, соблюдая Шариат.

У райской речной воды не меняются вкус, цвет и запах с течением времени, как это происходит с водой на земле. Например, земная вода портится, у нее появляется запах, меняется вкус и цвет, если она в течение долгого времени простоит в пруду или в сосуде. Райская же вода не подвержена таким изменениям.

Молоко в молочных реках отличается от того, что получают люди в земной жизни из вымени животных. Оно не скисает и не теряет своего вкуса.

Вино в винных реках не такое, как земное – горькое, с неприятным запахом, опьяняющее человека и меняющее его разум. В противоположность земному его приятно пить, от него не пьянеют, и разум выпившего это вино не меняется.

И мед в медовых реках чистый, не такой, как земной. Он не содержит воска и других примесей».

Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел эти реки в Раю, он спросил ангела Джабрāила (мир ему): «О Джабрāил, где берут начало те реки и куда впадают?» Джабрāил (мир ему) ответил: «Я не ведаю, где начинаются эти реки, а впадают они в водоем Кавсар». Затем Джабрāил (мир ему) добавил: «Ты проси Аллâћа, и Он даст тебе знать или покажет, откуда текут эти реки».

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) попросил Аллâћа об этом. И явился к нему ангел, поприветствовал его и сказал: «Закрой глаза свои, Мухаммад!» Через некоторое время он попросил открыть глаза. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) рассказывает: «Я открыл глаза и обнаружил себя возле одного дерева. Я увидел большой купол из белого жемчуга, а ворота его были из зеленого изумруда. На воротах висел замок из красного золота. Что касается размера этого купола, то он был настолько велик, что, если поместить туда всех людей и джиннов на этом свете, они были бы подобны птичке на вершине высокой горы или грецкому ореху, брошенному в море. Те четыре реки вытекали из-под этого купола».

Далее Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) рассказывает: «Когда мне захотелось вернуться обратно, ангел спросил меня: “Почему ты не войдешь во дворец?” Я ответил: “Как войти туда, если на воротах замок?” Ангел сказал: “Открой замок и войди”. Я спросил: “Как же открыть замок, если нет ключа?” Ангел сказал, что ключ этот у меня. Я спросил: “Где же он?” Ангел ответил: “Ключ от него – это [بسم الله الرحمن الرحيم] – Бисмилляхи-р-рахмāни-р-рахим”.

Затем я подошел к воротам и произнес: “Бисмилляҳи-р-рахмани-р-рахим”. Ворота открылись. Я вошел внутрь и увидел, что те четыре реки вытекают из четырех углов дворца. Когда я выходил из дворца, тот ангел спросил: “Ты посмотрел? Ты увидел?” Я ответил, что посмотрел и увидел. Но ангел попросил: “Посмотри еще”. Когда я посмотрел еще раз, то увидел, что на всех четырех сторонах дворца написано «Бисмилляҳи-р-рахмани-р-рахим». Водная река вытекала из буквы мим выражения «Бисмиллах». Из буквы ха (ە) вытекала молочная река. Из буквы мим слова «рахман» вытекала винная река. Из буквы мим слова «рахим» вытекала медовая река. И тогда я узнал, что основой всех этих четырех рек является «Бисмилляҳи-р-рахмāни-р-рахим». В это время мне было сказано от Аллâћа (смысл): “О Мухаммад! Кто бы из твоей уммы ни произнес басмалу от чистого сердца, тому Я дам испить из этих четырех рек”».

 

Как довести шайтана до истощения

 

Один исхудавший, ослабевший шайтан, то есть иблис, встретил упитанного шайтана. Тот спросил его, отчего он так похудел. Он рассказал: «Меня приставили к одному человеку. Входя в дом и приступая к еде, он всегда произносит басмалу, поэтому у меня нет возможности участвовать в том, что делает он, и я стал таким». Тогда упитанный шайтан поделился: «Меня тоже приставили к одному человеку, он даже не знает басмалу, поэтому я всегда ем и пью с ним, вхожу в дом вместе с ним, сплю с ним и встаю – участвую во всех его делах. И у меня есть возможность сесть ему на шею и вести его куда мне захочется, словно ишака или лошадь».

У человека по имени Абу Муслим аль-Хавлани была рабыня. Она добавляла яд ему в пищу, но он не оказывал на него никакого воздействия. Однажды рабыня открыла ему, что подкладывала яд, и поинтересовалась, что это за чудо, почему он на него не действует. Он спросил ее: «А почему ты мне давала яд?» Она ответила: «Чтобы ты умер, ведь ты уже стар». Он освободил эту рабыню и сказал: «Я каждый раз перед едой и питьем произношу басмалу, поэтому яд не действует на меня».

Рассказывают, что Луķмāн, которого Всевышний упомянул в Коране, нашел бумагу со словами басмалы. Он поднял ее, выказав почтение к ней, и Аллâћ возвеличил его за это, одарив мудростью.

 

Баракат (благодать, благополучие, благость) произнесения басмалы перед совершением какого-либо деяния

 

Одна женщина не приступала ни к чему, не произнеся слов басмалы, а муж ее был мунафиком. Он решил поколебать ее убежденность в произнесении басмалы и отдал ей на хранение деньги, завернутые в платочек. Она отложила их, а он втайне от нее взял тот платок с деньгами и бросил в колодец, а затем велел: «Принеси мне платок с деньгами». Произнеся басмалу, жена протянула руку туда, куда сама положила деньги, и в то же мгновение Аллâћ повелел архангелу Джабрāилу (мир ему) достать деньги из колодца и положить их на первоначальное место, и он это сделал. Жена достала деньги и отдала их мужу, чему он крайне удивился. После этого он опомнился, раскаялся и обратился к Аллâћу (то есть уверовал в Него и стал покорным), ведь баракат благочестивой женщины получают все близкие.

В селении Акуша жил один большой вали по имени Муħаммад. По рассказам, кажется, он был из сайахунов (авлийа, постоянно находящиеся в пути). Это тот, кто показал могилу шейха Мухаммада, что в селении Гельбах. Вот что он рассказал о себе. Когда он и его брат Ахмад были маленькими, каждую пятницу мать купала их в одном роднике, что находится в их горах и известен как благодатный. Она не кормила их, не обновив омовение. Она была из тех, кто изучил книгу имама аль-Газали «Бидайат аль-хидайа», которая содержит множество чистых наук. «Оттого, что моя мама такая, я и получил ее баракат», – говорил этот вали.

Понятно, что такая благочестивая мать не приступала ни к чему, не произнеся басмалу.

Да поможет Аллâћ каждой матери воспитать детей в соответствии с предписаниями Ислама! И да одарит Всевышний детей чистым умом, дабы они восприняли наставления родителей и проявляли к ним уважение и почтение! Амин!

 

….Всевышний Аллâћ говорит (смысл): «О Пророк, с этим Кораном Я ниспослал архангела Джабрāила, и Я охраняю его каждый миг (то есть постоянно) от шайтанов, людей, от их добавлений и убавлений, изменения решений, от того, чтобы оспаривали его и считали его ложью».

Поскольку предыдущие Писания, такие как Тора, Евангелие, были изменены людьми, ибо их сохранность была доверена самим людям, сохранение Корана Господь взял на Себя, то есть не оставил на людей. Иначе он так же подвергся бы фальсификации, как и те Писания.

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «В начале каждого столетия Всевышний Аллâћ посылает моей умме ‘алима, обновляющего религию». В этом хадисе есть намек на то, что, пока Коран находится среди людей, земля не останется без талантливых ‘алимов, глубоко знающих религию, знатоков Корана и людей, знающих его текст наизусть.

Всевышний Аллâћ, как и сказано в этом хадисе, хранит Коран как зеницу ока посредством толкований таких талантливых ‘алимов во все времена до сегодняшнего дня. Если бы Господь не охранял Коран подобным образом, то неверные, те, кто отрицает его, ничего бы не оставили от него. Благодаря подвижничеству этих великих ‘алимов, да будет доволен ими Аллâћ, благодаря их баракату мы имеем сегодня возможность пользоваться их толкованиями….

 

Еще немного о суре «Аль-Фатиха»

 

Сура «Аль-Фāтиха» имеет двадцать различных наименований: «Фатихат аль-Китаб», «Умм аль-Кур’ан», «Сурат аль-Канз», «Кафийат», «Вафийат» и другие. Каждое из этих названий суры «Аль-Фāтиħа» имеет определенную причину, то есть в каждом из них заключена определенная мудрость. Например, «Фатихат аль-Китаб» ее называют потому, что с нее начинается чтение Корана, «Сурат аль-Канз» ее называют потому, что сура «Аль-Фāтиха» является сокровищем из сокровищ Арша и т. д.

Одним из таких названий является «Саб‘ун масани» – так ее называют потому, что она содержит семь аятов и была ниспослана дважды. Сначала она была ниспослана Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) в Мекке, когда на мусульман был возложен намаз как обязанность. Второй раз она была ниспослана при изменении киблы (направление, куда обращаются лицом при совершении намаза), когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) прибыл в Медину.

Есть алимы, которые считают, что она была ниспослана только в Мекке. Есть и такие, которые считают, что половина ее была ниспослана в Мекке, а другая половина – в Медине. Какой из этих вариантов правильный – знает Аллâћ. Мы достоверно знаем, что сура «Аль-Фāтиха» – это речь Аллâћа, ниспосланная Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), где бы она ни была ниспослана.

Есть алимы, которые говорят, что басмала тоже из суры «Аль-Фāтиħа». Так утверждает и имам Шафии. Имам Абу Ханифа и имам Малик говорят, что басмала не из суры «Аль-Фāтиха». Истину об этом тоже знает Аллâћ.

Первая половина суры «Аль-Фāтиха» по смыслу является вознесением хвалы Аллâћу, выражением благодарности Ему, а вторая половина – это ду‘а – просьба, обращенная к Аллâћу. Поэтому Аллâћ сказал (смысл): «Я намаз (то есть суру «Аль-Фāтиха», читаемую в намазе) разделил на две [части] : Мне и рабу Моему. И рабу Моему – то, о чем он попросил Меня».

 Из книги дсточтимого Шейха Саида-афанди (къ.с.) «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *