20.02.2025

КРАТКОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ЦЕННОСТИ КОРАНА

Зная, что Коран – это Речь Всевышнего Аллаћа (Слово Божье), как объяснить его ценность и как дать оценку ему? Как может человек говорить о нем и давать ему оценку? Это Речь Аллâћа, и нет оценки выше этой.

Коран – это вервь Аллâћа, и кто сумеет ухватиться за нее, тот спасется от погибели. То есть это правильный, истинный путь, и не заблудится тот, кто будет придерживаться его. Он рассказывает нам о тех, кто был до нас, и о тех, кто будет после нас, то есть рассказывает о том, что происходит в мире со времен Āдама до Судного дня и что будет происходить после. Тот, кто прочтет его, получит воздаяние по числу букв прочитанного. Тот, кто будет следовать ему, окажется на пути праведном. И тот, кто поступит иначе, впадет в заблуждение.

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Кто бы ни читал Коран и следовал ему, в Судный день на голову родителей его надевают корону, сияющую как солнце». И каково же будет вознаграждение ему самому, если даже родители вознесутся на такую ступень?

Хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) гласит: «Правоверный, читающий Коран, подобен фрукту (лимону), у которого прекрасный аромат и отменный вкус. Правоверный, не читающий Коран, подобен финику, у которого вкус прекрасный, но нет запаха (аромата). Фаджир (нечестивец, (фасик), не следующий прочитанному), читающий Коран, подобен ароматному, но горькому фрукту. Фаджир, не читающий Коран и не следующий ему, подобен горькому плоду, у которого и аромата нет».

Мухйиддин ибн аль-Араби (радыйаллаху анх) (куддиса сирруху (Куддиса сируху — да очистит Аллаh его сердце, где проявляются сокровенные божественные знания; да очистит Аллаh «зеркало» его сердца; да сделает Аллаh его сокровенные знания соответствующими истине, т.е. Корану и Хадисам; да возвысит Аллаh его сокровенные знания до уровня очевидного богопознания! Так говорят после произнесения имени суфийского Шейха)) сказал: «Сура “Аль-Бакарат” (вторая самая длинная сура Корана)  содержит тысячу наказов, тысячу запретов, тысячу решений, тысячу рассказов, и придерживающемуся их, следующему им они принесут благодать, а не придерживающемуся их, не следующему им – горе и печаль». Сказано также, что в дом, в котором прочитают эту суру, шайтан не будет входить три дня. В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) также сказано: «В доме, где читают суру “Аль-Бакарат”, шайтан не задерживается, он убегает из него».

Вывод: необходимо понять и усвоить, что Коран ниспослан не для того, чтобы его только читали, а для того, чтобы его читали и извлекали из него пользу, поступая в соответствии с ним.

В своей книге «Китаб аль-кашфи ва ат-табйин фи гурури аль-халки аджма‘ин» Худжату-ль-Ислам ( буквально : довод, аргумент Ислама. Ученое звание; высокая ученая степень, которую дали мусульманские ученые (алимы) имаму аль-Газали. Это звание означает, что книги имама аль-Газали, то, что написано им, следует воспринимать как довод, аргумент Ислама) имам аль-Газали пишет о чтении Корана:

 

وفرقة أخرى اغتروا بتلاوة القرآن فيهدروا به هدرا ربما يختمون في اليوم والليلة ختمة وألسنتهم تجري به وقلوبهم تتردد في أودية الأماني والتفكر في الدنيا … فمن قرأ كتاب الله في اليوم والليلة مائة مرة ثم ترك أوامره ونواهيه يستحق العقوبة وربما كان له صوت طيب فهو يقرأ ويتلذذ به … الخ . صـ 41 ، بهامش ((تنبيه المغترين))

 

«Есть еще люди, обманутые чтением Корана, то есть читающие его в полный голос, а сердца их в это время поглощены мыслями мирскими и блуждают, вместо того чтобы читать его, вдумываясь в смысл каждого аята, что он повелевает и от чего он остерегает, зная обо всем этом и имея целью следовать этому. Кто бы ни читал Коран от начала до конца по сто раз каждые сутки, если он не будет следовать ему, то он заслуживает мучения. И не узнает он наслаждения от смысла читаемого, кроме удовлетворения от своего красивого голоса при чтении Корана, от его благозвучия».

Большой вали Аллâћа Салих аль-Марвани говорил, что он во сне читал [Коран] перед Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям), и Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Коран-то ты прочитал, а где же твой плач?»

Другой большой вали Аллâћа пишет:

من لم يبك على نفسه عند تلاوة القرآن فهو مغرور لأن المراد منه العمل لا التلاوة

 

«Кто не плачет по себе, читая Коран, тот обманутый этим чтением».

Есть такой хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):

 

وفي الحديث : ((أكثر منافقي هذه الأمة قراؤها)). ((تنبيه المغترين)) ، ص 120

 

«Большинство мунафиков ( лицемер, выдающий себя за уверовавшего, внешне выполняющий предписания Ислама, но не верующий сердцем) моей уммы – это чтецы Корана».

Да убережет нас Аллâћ от того, чтобы быть такими чтецами!

Али-асхаб (Асхаб — спродвижник Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), да будет доволен им Аллâћ, сказал:

 

عن عليّ بن أبي طالب رضي الله عنه أنه قال : يا حملة القرآن اعملوا به فإن العالم من عمل بما علم ووافق علمُه عملَه وسيكون اقوام يحملون العلم لا يجاوز تراقيهم يخالف عملهم علمهم ويخالف سريرتهم علانيتهم يجلسون حلقا يباهي بعضهم بعضا حتى ان الرجل ليغضب على جليسه ان يجلس إلى غيره ويدعه اولائك لا تصعد أعمالهم في مجالسهم تلك إلى الله تعالى . ((كتاب حملة القرآن)) للنووي رحمه الله

 

«О обладающие знанием Корана (хамалат аль-Кур’ан)! Вы следуйте ему. Ведь алим – это тот, кто следует тому, что знает. То есть алим – тот, чьи деяния соответствуют знаниям его». И далее он говорит: «Во времена ближе к Концу Света появится категория людей, обладающих знаниями, то есть умеющих читать и рассказать прочитанное, но знания эти у них останутся на устах и не проникнут ниже горла их. Деяния их не будут соответствовать знаниям, а уста их будут противоречить тому, что в сердце, то есть явное в них не будет соответствовать сокрытому в сердцах. Они будут сидеть на собраниях, гордясь друг перед другом, даже будут злиться на того, кто сядет не с ними рядом, а с другим таким же алимом, как и они сами. Благие деяния таких людей не возносятся к Аллаху». Так рассказывает Али-асхаб, да будет доволен им Аллах!

 

وقد كان مالك بن دينار رحمه الله يقول : يا أهل القرآن ما ذا زرع القرآن في قلوبكم فإن القرآن ربيع القلب كما ان الغيث ربيع الأرض . ((تنبيه المغترين))

 

Передают, что большой вали Аллâћа по имени Малик бину Динар говорил: «О народ Корана! Коран подобен весеннему дождю, необходимому для растений, и что же он посеял в сердцах ваших?»

 

وقد كان سفيان الثوري رحمه الله تعالى يقول : لا ينبغي لحامل العلم والقرآن أن يكون جافيا ومماريا ولا رافعا صوته بالحديث والعلم ولا راغبا في الدنيا لأن كل كلمة مما هو حامله تقول له : ازهد في الدنيا . ((تنبيه المغترين))

 

Вали Аллâћа по имени Суфйан говорил: «Не подобает тому, кто занят ‘ильму (‘Ильму — здесь: исламские науки)  и чтением Корана, гневаться, грубить, спорить, повышать голос, когда он рассказывает о Коране и хадисах, а также быть алчным, стремящимся к мирскому. Ибо все, что он прочитал в Коране и почерпнул из исламских наук, каждое выражение, которое он усвоил, призывает его: «Оставь мирское (то есть не следуй ему)!».

 

وقال أنس بن مالك رضي الله عنه : ربّ تال القرآن والقرآن يلعنه . وكان أبو سليمان الداراني رحمه الله تعالى يقول : الزبانية إلى حملة القرآن أسرع منهم إلى عبدة الأوثان ، أي لكونهم خالفوا ما حملوا . ((تنبيه المغترين))

 

Великий сподвижник Анас, да будет доволен им Аллâћ, говорил: «Сколько же читающих Коран, которых он проклинает».

Один из великих аҳлуллāҳов по имени Абу Сулайман говорит: «В день Великого суда ангелы-мучители (забанийат), оставив идолопоклонников, бросаются за теми, кто читал Коран и не следовал ему, чтобы поймать их и подвергнуть мучениям».

Сподвижник Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Абу Ҳурайра (радыйаллаху анх) тоже говорит: «Аллâћ ниспослал Коран для того, чтобы следовать ему, а люди нынче деянием хорошим считают само чтение Корана, то есть вместо следования Корану его только читают, а следование ему оставили».

Об адабах чтения Корана, о том, что недостаточно только читать его, но необходимо и следовать ему, в книгах написано очень много. Даже если из всех книг собрать написанное о Коране, цель всего написанного, то, к чему оно нас призывает, сводится к одному – это следование прочитанному.

Да поможет Аллâћ следовать Корану и хадисам, насколько это под силу, сожалеть о том, что не удалось исполнить из велений Корана и хадисов, и покаяться в этом в первую очередь мне самому, затем и всей умме Муħаммада (салляллаху аляйхи ва саллям)! Амин!

Что касается вознаграждения за само чтение Корана, то читающий получит его независимо от того, понимает он смысл читаемого или нет. Об этом тоже необходимо помнить!

Все книги и свитки, ниспосланные Всевышним Аллâћом Своим посланникам: Евангелие, Тора, Псалтырь и другие – их смысл Аллâћ включил в Коран. А весь смысл Корана включен в суру «Аль-Фāтиħа», смысл же суры «Аль-Фāтиħа» заключен в بسم الله الرحمن الرحيم «Бисмиллāҳи-р-раħмāни-р-раħîм». Его смысл также включен в первую букву «би» и в точку, которая стоит под этой буквой.

Поэтому Аллâћ говорит:

بِي كَانَ مَا كَانَ وَبِي يَكُونُ مَا يَكُونُ

 

Смысл сказанного: «Би (все сущее стало сущим посредством Меня) ва би (и все, что станет сущим, станет таковым от Меня)». Так говорится в книгах. Если так сказал Всевышний Аллâћ, что же может добавить человек?
Из книги дсточтимого Шейха Саида-афанди (къ.с.) «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.

 

2 thoughts on “ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА

  1. Салам уважаемые.Скажите,пожалуйста,как быть тому,кто читает Коран,но не понимает смысла.Очень хотела бы научиться,но в селе нет такого человека.

    1. Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh, дорогая сестра!
      Даже если вы не понимаете смысла читаемого, а таким образом чиает большинство мусульман, вам все равно будет вознаграждение, инша Аллаh, при чистом намерении. Т.е. если читаете не для хвастовства или показухи, а только ради Довольства Всевышнего, остерегаясь ошибок при чтении.

Добавить комментарий