ПОЧЕМУ МУНАФИКАМ ПРЕДНАЗНАЧЕНО БОЛЬШЕ МУЧЕНИЙ, ЧЕМ КАФИРАМ
فائدة . فإن قلت : لم كان المنافق أشد عذابا من الكافر ؟ قلت : لأنه مثله في الكفر وضم إلى كفره الاستهزاء بالدين والخداع للمسلمين ، فالمنافقون أخبث الكفرة . خازن
Мунафиков (лицемеры) на том свете ожидают большие мучения, чем неверных, потому что лицемеры по уровню неверия подобны кафирам, и более того, они еще издеваются над Исламом, а также обманывают мусульман лишь для того, чтобы уберечь себя и свое имущество, говоря: «Мы такие же мусульмане, как и вы». Поэтому лицемеры более порочные, чем все кафиры (будь то христиане, огнепоклонники и другие). И наказание им предназначено самое суровое.
Об этом свидетельствует сам Коран, а не мы!
Да убережет Аллах от их свойств!
عن ابن عمر رضي الله عنهما عن النبيّ صلى الله عليه وسلم قال : ((مثل المنافق كمثل شاة العائر بين الغنمين تعير إلى هذه مرة وإلى هذه مرة))
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) уподобил мунафика овце, которая осталась между двумя отарами и мечется, не зная, куда идти.
وكان صلى الله عليه وسلم يضرب مثلا للمؤمنين والمنافقين والكافرين كمثل رهط ثلاثة وقعوا إلى نهر فقطعه المؤمن ووقف الكافر ونزل فيه المنافق حتى إذا توسط عجز فناداه الكافر هلم إليّ لا تغرق وناداه المؤمن هلم إليّ لتخلص فما زال المنافق يتردد بينهما إذ أتى عليه الماء فغرقه فكان المنافق لم يزل في شك حتى يأتيه الموت .((روح البيان))
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) привел пример о му’мине, мунафике и кафире, уподобив их трем стоящим на берегу реки. Один переправился на другой берег – ему подобен му’мин. Другой стоит на берегу, даже не пытаясь войти в воду, и ему подобен кафир. Третий вошел в воду, дошел до середины реки и остановился в растерянности. Тот, кто даже не вошел в реку, кричит ему: «Быстро возвращайся ко мне, чтобы не утонуть». Перебравшийся через реку тоже зовет: «Поспеши ко мне, в этом твое спасение». Тот же, не зная, кому ответить и в какую сторону идти, в конце концов утонул. Ему подобен мунафик В таком положении между Исламом и неверием всю жизнь до самой смерти пребывает мунафик. Да убережет Всевышний Аллах от подобной жизни в лицемерии и смерти в заблуждении!
Крепости, оберегающие верующего от шайтана
يقال حصون المؤمن ثلاثة المسجد وذكر الله وتلاوء القرآن والمؤمن إذا كان في واحد من ذلك أي من الأشياء الثلاثة فهو في حصن من الشيطان .
У верующего есть три крепости, которые защищают его от шайтана. Это мечеть, поминание Аллаха и чтение Корана. Пока он находится хотя бы в одной из этих крепостей, он защищен от шайтана. Но у каждого явления есть свои условия, и об этом нельзя забывать. Человек может сидеть в мечети как на годекане, разговаривая о мирском, возводя клевету или хулу на кого-либо, или его чтение Корана и поминание Аллаха могут быть как у мунафика. Человек в таком состоянии не только не будет защищен от шайтана, наоборот, он будет в его власти. Али-асхаб, да будет доволен им Аллах, говорит:
يأتي على الناس زمان لا يبقى من الإسلام إلا اسمه ومن القرآن إلا رسمه يعمرون مساجدهم وهي خراب من ذكر الله شر أهل ذلك علماؤهم منهم تخرج الفتنة وإليهم تعود . ((روح البيان)) جـ 2 صـ 308
«Для людей наступит время, когда от Ислама останется одно название, а от чтения Корана – лишь видимость. В это время будут украшать мечети, но в смысле поминания Аллаха мечети будут пусты. В это время худшими из людей будут ‘алимы. Они начнут сеять смуту, которая обернется против них же».
Аят, ниспосланный с разоблачением мунафиков
Посмотрите, как Всевышний Аллах осуждает и разоблачает мунафиков:
… Смысл: «О пророк Мухаммад, когда мунафики пришли к тебе, они сказали: “Мы клянемся (то есть свидетельствуем), что ты пророк [Всевышнего] Аллаха!” [Всевышний] Аллах знает, что ты Его пророк, независимо от того, говорят это мунафики или нет. А также [Всевышний] Аллах знает, что свидетельство этих лицемеров – ложь. Они принесли тебе эту ложную клятву, чтобы скрыть свое неверие и сделать ее покровом для убережения своего имущества. Они и людей отвращают от веры, от уверования в Посланника и от участия в джихаде. (Они исподтишка говорят людям, желающим прийти в Ислам, что он не пророк). Они отвращают людей от пожертвований ради Аллаха. Избрав неверие, они стараются отвратить людей от прихода в Ислам – как же ничтожны эти их деяния! Подлые поступки этих мунафиков, такие как отвращение людей от Ислама, коварство, обман, вызваны тем, что среди му’минов они ведут себя как уверовавшие, а оказавшись среди кафиров, они выявляют свое неверие. Неверие настолько укрепилось в их сердцах, что вера никогда не войдет в них – чтобы они обрели муки в вечной жизни. Они не понимают, что такое вера, не знают истины о ней, как знают это му’мины».
И далее Всевышний Аллах говорит (смысл): «Когда ты, о Пророк, видишь этих мунафиков (то есть ‘Абдуллаха бин Убайю и его товарищей), тебя удивляют их рослые крепкие тела и красноречие. Когда они говорят: “Мы знаем, что ты пророк [Всевышнего] Аллаха”, ты слушаешь их (тебе кажется, что они говорят правду), в то время как они лживы. Эти мунафики подобны бревнам, стоя приставленным к стене».
‘Абдуллах бин Убайю (предводитель мединских мунафиков) с товарищами приходили на маджлисы (собрание) Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и садились у стены, прислонившись спинами к ней. Поэтому Всевышний Аллах уподобил их бревнам, приставленным к стене, как было сказано выше, с виду красивым и гладким, а внутри гнилым, ни на что не пригодным.
Далее Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Пророк, откуда бы они ни услышали зов, им кажется, что это им во вред, потому что их сердца в постоянном страхе из-за того, что будет ниспослан аят, разоблачающий их неверие и делающий их кровь и имущество дозволенными для мусульман. Тебе и уверовавшим эти мунафики враги, о Пророк, берегись их, не верь им, они ваши тайны передают неверным».
Мольба о плохом для плохих людей
Потом сам Всевышний Аллах прочитал ду‘а о плохом для мунафиков: «Да погубит их Аллах!» Это означает, что Аллах лишил их Своей милости и сделал их погибель неизбежной.
ويجوز أن يكون تعليما للمؤمنين بأن يدعوا عليهم بذلك ففيه دلالة على أن للدعاء على أهل الفساد محلا يحسن فيه فقاتل الله المبتعين الضالين المضلين فإنهم شر الخصماء وأضر الأعداء . ((روح البيان)) جـ 9 صـ 534
У этого аята может быть и другой смысл: уверовавшим велено прочитать такую же мольбу для лицемеров. Этот аят также позволяет прочитать мольбу о плохом и для людей порочных, как и для мунафиков. Поэтому давайте и мы прочитаем плохим людям подобающую им мольбу: «Да погубит Всевышний Аллах плохих людей, которые впали в заблуждение, отступив от правильного, истинного пути, и которые вводят в заблуждение других!»
Далее Всевышний Аллах говорит (будто удивляясь): «Как могут эти мунафики, оставив истинный, правильный путь, вступить на темный и ложный (то есть как они могут предпочесть неверие, оставив Ислам) после таких основательных доводов?» Как они могут считать ложными пророческую миссию (нубувват) Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям) и исламскую религию, после того как они увидели могущество Всевышнего Аллаха и чудеса Посланника?!
Один из познавших Аллаха по имени Сахлу сказал о мунафиках:
قال سهل رحمه الله : أقروا بلسانهم ولم يعترفوا بقلوبهم فلذلك سماهم الله منافقين ومن اعترف بقلبه وأقرّ بلسانه ولم يعمل بأركانه ما فرض الله من غير عذر ولا جهل كان كأبليس
«Они произносят оба шахадата (формула свидетельства единобожия, состоящая из двух частей: свидетельства единственности Бога и признания посланнической миссии Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям)) устами, а сердцем не подтверждают, то есть не признают, поэтому Всевышний Аллах и назвал их мунафиками. Кто признает Ислам устами и подтверждает сердцем, но не исполняет обязанности без причины, которая в Шариате считается уважительной (‘узру), хотя и знает, что их надо исполнять, тот подобен иблису».
Сподвижник Хузайфат (радыйаллаху анх), когда его спросили о мунафиках, сказал:
سئل حذيفة رضي الله عنه من المنافق فقال : الذي يصف بالإسلام ولا يعمل به هم اليوم شرّ منهم لأنهم كانوا يومئذ يكتمونه وهم اليوم يظهرونه
«С виду эти люди придерживаются Ислама, но на деле не исполняют его предписания».
Хузайфат сказал, что нынешние мунафики хуже тех, которые были во времена Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям): те скрывали свое неверие, нынешние же открыто говорят о нем. То есть они получили возможность выявить свое неверие, поскольку уже ничто не угрожает их жизни и имуществу.
Когда Хасана аль-Басри спросили, есть ли сегодня мунафики, он ответил: «Если бы у мунафиков были хвосты, некуда было бы ступить на земле (кроме как наступая на их хвосты)». Стоит ли говорить о мунафиках в наше время, когда им предоставлена полная свобода проявлять или скрывать свое лицемерие. Да убережет нас Всевышний Аллах, о уверовавшие, от того, чтобы мы, обманув себя, испортили жизнь как на этом, так и на том свете.
Таким образом, из приведенных аятов следует, что хотя мунафики и признают Ислам на словах, на самом деле он им не нужен, их заботит лишь богатство, почет и уважение в этом мире. Это мы видим своими глазами. Их весьма красноречивые проповеди слушателям кажутся правильными. Обратите внимание, как ‘Абдуллах бин Убайю и его товарищи своим красноречием удивляли Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и его сподвижников!
وفي ((التأويلات القاشانية)) : المنافقون هم المذبذبون الذين يجر بهم الاستعداد الأصليّ إلى نور الإيمان والاستعداد العارض الذي حدث برسوخ الهيأت الطبيعية والعادات الرديئة إلى الكفر وإنما هم كاذبون في شهادة الرسالة لأن حقيقة معنى الرسالة لا يعلمها إلا الله والراسخون في العلم الذين يعرفون الله ….الخ . ((روح البيان)) جـ 9 صـ 531
И еще о мунафиках говорят следующее. Изначальная основная готовность принять Ислам тянет этих людей на путь веры. Но приобретенная готовность к плотским, мирским, порочным, неправедным деяниям тянет их к неверию. Так они оказались на перепутье, не зная куда идти. Посланническую миссию (рисалат) Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) они сочли ложью, потому что смысл ее знает только Всевышний Аллах, а также те ‘алимы, которым Аллах оказал содействие и которые овладели науками, то есть расихуны, познавшие Аллаха и, как следствие, познавшие Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Не познав Аллаха, невозможно познать Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). И познают Пророка в той же мере, в какой познали Аллаха. Поэтому истинные знания о Пророке (салляллаху аляйхи ва саллям) может получить лишь ученый, достигший уровня истинно познавшего Всевышнего Аллаха, после того как он отбросит явные науки (воспринимаемые посредством органов чувств) и очистится от них (то есть откажется от собственного «я»). Таких ученых называют ‘алимами Ахирата. Как же могут познать величие и истинность Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) мунафики, от которых Всевышний Аллах скрыт завесой мрака нафса?!
قال الشيخ أبو العباس قدس سره : معرفة الوليّ أصعب من معرفة الله فإن الله معروف بكماله وجماله حتى ومتى يعرف مخلوقا مثله يأكل كما يأكل ويشرب كما يشرب
Великий шейх тариката Абу аль-‘Аббас аль-Мурси говорит: «Познать вали Аллаха труднее, чем самого Всевышнего Аллаха». Потому что Всевышнего Аллаха можно познать по Его совершенству и атрибутам. А любимца Аллаха трудно познать, поскольку он такое же, как и все, творение, которое ест и пьет. Ведь и все общины, которые не признавали пророков (мир им), отвергли их по той же причине, говоря: «Разве пророки едят, пьют или ходят на базар?» Как же им не отрицать вали и шейхов, если они отрицали даже великих пророков (мир им), посланных с книгами и великими чудесами, и их рисалат? Как могут познать наследников Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) те, кто не познал самого Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)? Но те, кого Всевышний Аллах наставил, одарив содействием, обладатели счастья, узнают этих шейхов с первого взгляда в соответствии со своей изначальной готовностью, как сподвижники (да будет доволен ими Аллах) узнавали Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Да не выведет Всемилостивый нас, о уверовавшие, из числа тех, кто любит наследников Пророка, достигших больших высот в познании Всевышнего Аллаха и познавших смысл посланничества Пророка, и да поможет соблюдать почтение к ним! Амин!
Напоминание
В аяте, где Всевышний Аллах рассказал о мунафиках, сидевших на маджлисах Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) прислонившись спиной к стене, есть намек на то, что сидеть таким образом на маджлисе, где находятся великие ученые, – это проявление неуважения к ним. Поэтому имам Малик не позволил Харуну Рашиду сидеть таким образом.
Женитьба Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) на Джувайрийат
Что касается причины ниспослания приведенных выше аятов, то когда до Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) дошла весть, что племя Бану Мусталик в союзе с курайшитами готовится к войне против мусульман, он выступил, собрав войско в достаточном количестве. Вместе с Посланником (салляллаху аляйхи ва саллям) как никогда ранее выступили и мунафики в надежде на получение военной добычи, полагая, что Бану Мусталик потерпят поражение. В пути Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) встретил человека и расспросил его о противнике. Тот ничего не ответил. Это был шпион, и его убили по велению Посланника (салляллаху аляйхи ва саллям).
Когда до племени Бану Мусталик и его предводителя Хариса дошла весть о том, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) идет на них и что их шпион убит, они очень испугались. Нашлись и такие, которые ушли, оставив войско.
Когда войска обеих сторон сошлись, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) призвал противников принять веру. Они отказались принять Ислам, и обе стороны около часа пускали стрелы друг в друга. После этого мусульмане как один пошли в атаку и окружили противника со всех сторон, не дав уйти ни одному человеку. В итоге было убито десять неверных, остальных взяли в плен. Было захвачено пять тысяч овец и две тысячи верблюдов.
Среди пленных женщин оказалась двадцатилетняя дочь Хариса Бурат. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) распределил всех пленных женщин среди воинов, а дочь Хариса Бурат освободил и сам женился на ней. Причиной тому было следующее. Племя Бану Мусталик издавна считалось уважаемым среди арабов, и Посланнику (салляллаху аляйхи ва саллям) было очень тяжело держать в плену их женщин. Поэтому, распределив женщин среди воинов, он предпринял такой политический ход: освободив из плена Бурат, он дал ей новое имя Джувайрийат и женился на ней.
Увидев, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) освободил Джувайрийат и женился на ней, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, стали поговаривать меж собой: «Не подобает нам держать в плену родственников Джувайрийат, зятем которых стал Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), давайте мы тоже освободим их». Все согласились с этим и освободили всех женщин. Цель Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) была достигнута. Благодать Джувайрийат распространилась на все племя. Айша, да будет доволен ею Аллах, которая вместе с Умму Саламой сопровождала Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) в газавате, назвала ее Благодатной Джувайрийат.
О гибели Абдуллаха бин Убайю – предводителя мунафиков
Во время этого газавата произошел и следующий случай. Вокруг колодца собралось много народу, началась давка, в результате один из мухаджиров Джахджах и сторонник Абдуллаха бин Убайю Санан подрались между собой. Джахджах позвал мухаджиров, а Санан ансаров. Поддержав Джахджаха, сподвижник из мухаджиров по имени Джигал ударил Санана по лицу. Санан пожаловался Абдуллаху (предводителю мунафиков). Уязвленный Абдуллах стал горько сетовать перед своими сторонниками: «Не для того ли мы дружим с Мухаммадом, чтобы нас били по лицу? Клянусь Аллахом, наши с ними отношения такие же, как в поговорке: собака, выкормленная тобою, тебя же съест. Клянусь Аллахом, когда мы вернемся из этого похода в Медину, высокочтимые изгонят малочисленных непочитаемых». Так жестко высказался предводитель мунафиков Абдуллах. (По его мнению, высокочтимые – это он сам и его единомышленники, а малочисленные непочитаемые – это уверовавшие). И еще он сказал собравшимся: «Видите, что вы сами натворили во вред себе, сделали дозволенными для них свои земли и раздали им имущество! Клянусь Аллахом, если бы вы не дали пропитание Джигалу и ему подобным, они не сели бы вам на шею. Больше ничего им не давайте, пока они не отрекутся от Мухаммада!».
Все, что говорил этот мунафик, услышал стоявший недалеко молодой парень – Зайид, сын Аркама, обладавший крепкой верой. Он не выдержал и воскликнул: «Клянусь Аллахом! Это ты низкий и непочитаемый, и по числу последователей ты уступаешь. А Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) возвеличил сам Аллах, и он силен числом своих последователей».
Узнав, что его речи стали известны Зайиду, предводитель мунафиков Абдуллах бин Убайю оказался в трудном положении. «Замолчи, я просто пошутил», – сказал он. Зайид передал все, что говорил мунафик, Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям). Услышав это, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) побледнел. Стоявший рядом Умар ибн Хаттаб сказал: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)! Позволь мне отрубить голову этому мунафику!» Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) не разрешил, но Умар не унимался: «Если ты не хочешь, чтобы его убил мухаджир, не велеть ли убить его ансару?» Тогда Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Умару: «Люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников».
وقال النبي لابن أبيّ : ((أنت صاحب الكلام الذي بلغني)) قال : والله الذي أنزل عليك الكتاب ما قلت من ذلك وان زيدا لكاذب . ((روح البيان)) جـ 9 صـ 537
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил Абдуллаха бин Убайю: «Говорил ли ты то, что мне передали?» Тот ответил: «Клянусь Аллахом, который послал тебе Коран, я ничего не говорил, Зайид сказал неправду». Его поддержали стоявшие рядом сторонники, говоря: «Он наш предводитель, наш шейх, не обращай внимания на слова этого молодого человека, он, наверное, неправильно понял то, что услышал». Снова Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил Зайида: «Может, ты сказал мне это со зла?» «Нет!» – ответил тот. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил: «Может, эти слова сказал другой, а тебе показалось, что это он?» «Нет», – повторил Зайид. Снова спросил Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) Зайида: «Может, тебе просто послышалось?» «Нет!» – ответил Зайид. Тогда и были ниспосланы упомянутые выше аяты. Получив их, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) обрадовал Зайида: «Всевышний Аллах сделал тебя правдивым, а мунафиков лжецами».
Обратите внимание, уверовавшие, на нравы, поведение мунафиков, им ничего не стоит обмануть и дать ложную клятву! Чтобы ввести в заблуждение Адама (мир ему), иблис принес ложную клятву из зависти к нему. Что же может удержать от ложной клятвы мунафиков, являющихся последователями иблиса? О уверовавшие, не судите о человеке по его словам, судите по его делам! Хорошие поступки совершают напоказ и мунафики, поэтому будьте внимательны, рано или поздно они выдадут себя. Берегитесь, не дайте им себя обмануть!
Следующий аят был ниспослан в опровержение слов предводителя мунафиков Абдуллаха, который назвал себя и своих сторонников высокочтимыми:
…Смысл: «Высокое положение, величие, победа, сила – все это принадлежит Всевышнему Аллаху, Посланнику, которого возвеличил Аллах, и верующим, и никому другому. (Так же как ничтожество, униженность – шайтану, а также мунафикам и кафирам, которые следуют за ним). Но мунафики об этом не знают из-за своего безграничного невежества и из-за того, что их обманывает шайтан».
Что возвышает и что унижает человека в обоих мирах
قال بعض الكبار : من كان في الدنيا عبدا محضا كان في الآخرة ملكا محضا ، ومن كان في الدنيا يدعي الملك الشيء ولو من جوارحه نقص من ملكه في الآخرة بقدر ما ادعاه في الدنيا فلا أعز في الآخرة ممن بلغ في الدنيا غاية الذل في جناب الحق ، ولا أذل في الآخرة ممن بلغ في غاية العزة في نفسه ولو كان مصفوعا في الأسواق . ((روح البيان)) جـ 9 ، صـ 538
Один из великих ученых сказал: «Кто в этом мире был честным рабом, тот на том свете будет чистым правителем». Кто бы ни владел в этом мире чем-либо, включая члены свои, настолько же уменьшится его удел на том свете, то есть настолько же уменьшится его степень и уровень. На том свете не будет более великого человека, чем тот, кто в этом мире принижал себя перед Всевышним Аллахом, даже если он был великим правителем. И нет более униженного на том свете, чем тот, кто на этом свете преисполнен гордыни и превозносит свой нафс. Не достигнет человек истинного величия и возвышенности, кроме как через служение и повиновение Всевышнему Аллаху, каким бы он ни был великим правителем. И нет падения и унижения для человека, кроме как от ослушания Всевышнего Аллаха (просит ли он милостыню или пасет телят).
قال والواسطي رحمه الله : عزة الله أن لا يكون شيء إلا بمشيئته وإرادته ، وعزة المرسلين أنهم آمنون من زوال الإيمان ، وعزة المؤمنين أنهم آمنون من دوام العقوبة
Величие Всевышнего Аллаха в том, что ничего не происходит с творениями на том и на этом свете, кроме как по Его воле. Величие пророков в том, что они ограждены от утери веры. Величие уверовавших в том, что они не будут вечно пребывать в мучениях. Ведь единобожие выведет их из Ада, даже если они попадут в него из-за ослушания. Разве есть что-либо более великое для уверовавшего? [Упование на Всевышнего Аллаха], не полагаясь на сотворенное, – из этики познавшего величие и могущество Всевышнего Аллаха.
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
قال عليه الصلاة والسلام : ((من تواضع لغنيّ لأجل غناه ذهب ثلثا دينه))
«Кто бы ни раболепствовал перед состоятельным человеком из-за его богатства, он теряет две трети своей религии». В том, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) упоминает о двух третях религии, есть своя мудрость, поскольку раболепство проявляется тремя способами: устами, телом и сердцем. Кто раболепствует устами и телом (работая на богача), но не возвеличивает его сердцем, не уповает на него, тот теряет две трети своей религии. А если он, к тому же, возвеличивает его сердцем и полагается на него, то он теряет всю религию. Поэтому и говорят, что если в сердце у раба возвысится Всевышний Аллах, то в его глазах все сотворенное станет ничтожным. Осознав, что только Всевышний Аллах возвеличивает человека, раб не будет искать величия ни у кого, кроме Него.
قال ذو النون قدس سره : لو أراد الخلق أن يثبتوا لأحد عزًا فوق ما يثبته يسير طاعته لم يقدروا ولو أرادوا أن يثبتوا لأحد ذلة أكثر مما يثبته اليسير من زلته ومخالفته لم يقدروا
Если все люди захотят возвеличить кого-нибудь больше того, что он получает за малое поклонение Всевышнему, то это им не под силу. Например, если народ изберет правителя и станет его возвеличивать, это возвеличение правителя не сравнится с возвеличением за малое служение Господу. Потому что на том свете ему нет никакой пользы от величия, связанного с властью, наоборот, оно может обернуться мучением для него. Но не для такого, как Умар, сын Абдулазиза. Если же народ захочет кого-то унизить, то он не сможет его унизить больше, чем тот будет унижен даже за малейшее отклонение от Шариата.
Таким образом, из сказанного выше нам следует усвоить два вывода.
Первый: величие, почет, а также унижение человека – только от Всевышнего Аллаха, а не от кого-либо другого. В Коране сказано следующее:
… Смысл: «Скажи, о Пророк: “О Аллах, во власти которого этот мир и потусторонний! Ты даешь власть кому захочешь, и Ты лишаешь этой власти кого хочешь. Ты возвеличиваешь кого хочешь и принижаешь кого хочешь. Никто не может отменить Твое решение, и никто не может отвратить Тобою определенную судьбу. Воистину, Ты над каждой вещью мощен”». То есть ничто не удержит Его от осуществления Своих установлений и решений.
Второй: надо знать и помнить, что нет почета и величия для человека, кроме как в подчинении Всевышнему Аллаху и следовании Его повелениям и запретам.
Поучительная история
Некий человек совершал таваф (одна из составных частей ритуального паломничества: семикратный обход Каабы), а его товарищи расчищали ему дорогу, разгоняя идущих впереди. Тот же человек спустя какое-то время стоял в Багдаде на многолюдном мосту и просил милостыню. Прохожий, который раньше видел его у Каабы, стал пристально вглядываться, не тот ли это человек, который совершал таваф. Попрошайка спросил его: «Почему ты так смотришь на меня?» Прохожий, в свою очередь, спросил: «Не ты ли тот человек, который когда-то так высокомерно ходил вокруг Каабы?» Попрошайка ответил: «Да, это был я». И добавил: «Там, где люди идут смиренно, приниженно, я ходил горделиво, из-за этого Всевышний Аллах сделал так, чтобы я униженно стоял там, где люди ходят гордо».
وفي الحديث : ((إن ربكم يقول كل يوم أنا العزيز فمن أراد عز الدارين فليطع العزيز)) . ((روح البيان)) جـ 7 ، صـ 324
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Всевышний Аллах каждый день говорит: «Величие, почет и могущество принадлежат Мне (والعزيز الذي يقهر ولا يقهر). Кто бы ни желал величия в этом мире и на том свете, тот пусть ищет его у Меня, повинуясь Мне». Кто ищет величия у Аллаха, тот просит о вере и содействии в благих деяниях».
У Абдуллаха бин Убайю, предводителя мунафиков Медины, о котором говорилось выше, был сын, принявший Ислам, с очень крепким вероубеждением. Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) спросил его: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Хабаб». Посланник (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал, что Хабаб – имя шайтана, и дал ему имя Абдуллах. После джихада против Бану Мусталик Абдуллах, преградив путь отцу, запретил ему входить в Медину. Выхватив саблю, он сказал отцу: «Я отрублю тебе голову, если ты не признаешь величие Всевышнего Аллаха, Его Посланника и уверовавших». «Неужели ты так поступишь?» – спросил тот. «Да, я сделаю это!» – ответил сын. Отец понял по состоянию сына, что он действительно может его убить, и сказал: «Я свидетельствую: величие и почет принадлежат Всевышнему Аллаху, Его Посланнику и уверовавшим». Тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал Абдуллаху-младшему: «Да воздаст тебе Всевышний Аллах добром посредством Посланника и уверовавших».
Из книги Шейха Cаида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», 1 том.