10.10.2024

ПОЛЬЗА ОТ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «ИННА ЛИЛЛЯХ» В ГОРЕ И БЕДСТВИЯХ

От чтения этого выражения, в котором заключен смысл сказанного выше, есть польза разного рода:
Во-первых, произнесение упомянутого выражения отвлекает того, кто попал в беду, от неподобающих речей, порожденных нетерпением.
Во-вторых, это изречение принесет облегчение сердцу, уменьшит печаль и переживания.
Кроме того, шайтан потеряет надежду на то, что он сможет заставить человека произнести слова, выражающие нетерпение.
Наконец, когда человек произносит данное выражение, это становится примером и для тех, кто услышит его, чтобы они, оказавшись в подобной ситуации, произносили его так же, как и он.

            Есть и хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям):

             «Если человек, оказавшись в беде, произнесет эти прекрасные слова с довольным сердцем, то ему в соответствии с настигнувшим его запишут вознаграждение и вдобавок возместят лучшим».
Это прекрасное выражение называется «истиржа’». Такое выражение, за произнесение которого запишут вознаграждение человеку, настигнутому горем, является отличительной особенностью уммы Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), его не было у прежних общин. Если бы оно было, то его произносил бы пророк Йакуб (мир ему), горюя по Йусуфу (мир ему), и не говорил бы:

              «О, как я печалюсь о Йусуфе».

            В толковании приведенного выше аята имам Шафии (радыйаллаху анх) говорит: «Испытание опасностью – это богобоязненность; испытание голодом – это возложение обязанности соблюдать пост в месяце рамазан; испытание уменьшением имущества – это выплата заката; испытание плоти – это разные болезни; испытание уничтожением плодов – это смерть детей (поскольку дети для родителей являются цветами, плодами сердца – так они дороги им)».

            Подобный же смысл имеет и хадис Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), который передал Абу Мüсā Аш‘ари (радыйаллаху анх):

             «Когда у кого-нибудь умирает сын (ребенок), Всевышний Аллах спрашивает ангелов: «Забрали ли вы душу сына Моего раба?» Они отвечают: «Да, забрали». И снова Всевышний Аллах спрашивает: «Забрали ли вы плоды сердца Моего раба?» Они отвечают: «Да, забрали». Далее Господь спрашивает ангелов: «Что же сказал Мой раб?» «Он поблагодарил Тебя, Господи, и произнес истиржа‘ (те соответствующие случаю прекрасные слова)», – отвечают они. Тогда Всевышний Аллах говорит ангелам: «Постройте дом в Раю этому рабу Моему и назовите его Байт аль-Хамд».

 

                                                 Напоминание

 

            В чем же мудрость того, что Всевышний Аллах еще до ниспослания бед на умму предупреждает ее о грядущих испытаниях?

            Во-первых. Когда беда обрушивается внезапно, перенести ее очень трудно. Поэтому Всевышний Аллах заранее предупредил людей уммы о том, что будет испытывать их, чтобы они, подготовившись к этим испытаниям, легче переносили их.

            Во-вторых. Когда неверные увидят, как верующие, заранее предупрежденные об испытаниях, терпеливо переносят их, не отступая от своей религии, они убедятся в правильности Ислама, и это станет причиной их перехода в Ислам.

            В-третьих. Неверные всегда следили за всем, что говорил Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям), – сбудется ли сказанное им. И поскольку он предупреждал их о предстоящих испытаниях, исполнение его предсказаний стало му‘джизатом (чудеса, способностью совершать которые Всевышний наделял пророков как свидетельство их пророческого сана) Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).

            Кроме того, лицемеры заявляли, что принимают Ислам, только ради того, чтобы сохранить свое богатство и получить трофеи. Разве им понравится предупреждение о предстоящем лишении имущества? Эти испытания выводят их из себя, они не проявляют терпения в них, и это отличает лицемеров от правоверных, лжецов от искренних в вере.

            Кроме того, человек чаще вспоминает Аллаха и обращается к Нему в беде или несчастье, чем в благополучии. Поэтому Всевышний Аллах известил общину о бедах и несчастьях, которыми Он будет испытывать их, желая, чтобы они просили избавить их от этих испытаний и поминали Его, так же как просят, когда попадают в беду.

            Далее, после упомянутых аятов, Всевышний Аллах говорит (смысл):

             «Людям терпеливым, обладающим качествами, о которых уже говорилось, – им от Всевышнего Аллаха прощение грехов в этом мире, поминание их добрых качеств, одаривание их разными бесконечными благами и милостью. Эти люди, наставленные на правильный, истинный путь, обладатели добра, довольные решениями и предопределением Аллаха, проявляющие терпение в бедах и испытаниях, и являются людьми истиржа‘».

             Ибну Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, говорит: «Я предпочел бы упасть с неба на землю, чем сказать “было бы это не так…” по поводу какого-либо решения и предначертания Всевышнего Аллаха».

             Сподвижник Али (радыйаллаху анх) тоже говорит: «Если кто, попав в беду, станет руками бить по своим коленям, то он лишится того вознаграждения, которое получил бы от Аллаха».

             Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) говорит Хасану, сыну своей дочери: «О дитя мое! Старайся довольствоваться тем, что дал Всевышний Аллах, и будешь самым богатым среди людей. Старайся исполнять все, что возложено на тебя Всевышним Аллахом, и будешь поклоняющимся больше всех. О дитя мое! В Раю есть одно дерево, которое называется деревом тех, кто испытал беду, под ним в Судный день соберутся те, кого в земной жизни настигли беды. Этих людей не подвергнут отчету, и деяния их не поставят на Весы, и воздаяния Аллаха прольются на них дождем». Потом он прочитал аят:

 

            В этом аяте говорится (смысл): «Людям, на которых из-за того, что они придерживались Ислама, обрушились разные беды и горести, недуги и болезни, трудности, но они не сломились, не оставили свою религию и проявили терпение в испытаниях ради нее, – этим людям будет такое воздаяние от Аллаха, величину которого знает только Всевышний».

            Этим аятом Всевышний Аллах как бы подталкивает к переселению из тех мест, где грех стал нормой жизни и где невозможно соблюдать предписания Ислама, в другое место, если там будет лучше.

            Вывод: проявляй терпение там, где живешь. В крайнем случае – переселись, но от Ислама не отступай.

            Сказано, что упомянутый аят был ниспослан по поводу брата Али-асхаба (радыйаллаху анх) Джа‘фара и его товарищей, которые не оставили Ислам, сохранили его, каким бы жестоким мучениям ни подвергали их язычники, и только в безвыходном положении ради Ислама покинули родину и переселились в Эфиопию.

 

            В другом хадисе Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Деяния всех, кто совершал намаз, раздавал садака, совершал хадж, всех постоянствующих и усердствующих в этом взвешивают на Весах в Судный день, и каждому воздают в соответствии с его деяниями. У тех же, кто в земной жизни был испытан бедами и перенес их терпеливо, деяния не будут взвешены, их осыпят такими милостями и наградами, что люди обомлеют. Увидев, какое воздаяние они получают, и восхищаясь ими, те, кому не пришлось в земной жизни испытать беды и трудности, будут мечтать: «О, если бы мы были на земле, чтобы и наши тела были разрезаны на куски железными или огненными ножницами!»

 

عن أبي هريرة رضي الله عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : (( ما يزال البلاء بالمؤمن والمؤمنة في نفسه وولده حتى يلقى الله وما عليه خطيئة )) . عن عبد الله قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : (( ما من مسلم يصيبه أذى من مرض فما سواه إلا حط الله به عنه من سيئاته كما تحط الشجرة ورقها )) . عن سعد بن أبي وقاص قال : قلت يا رسول الله صلى الله عليه وسلم أي الناس أشد بلاء؟ قال : (( الأنبياء ثم الأمثال فالأمثل يبتلى الرجل على حسب دينه ، فإن كان في دينه صلبا اشتد بلائه ، وإن كان في دينه رقة هوّن عليه فما يبرح البلاء بالعبد حتى يتركه يمشي على الأرض وما عليه خطيئة )) . ((خازن))

 

            В хадисе сказано: «Не покидают мусульманина и мусульманку беды, которые насылаются на них или на их детей, пока они не встретятся с Всевышним Аллахом очищенными от грехов и прегрешений».

            В другом хадисе говорится: «Если мусульманина настигнет горе – болезнь или что-либо другое, то благодаря этому грехи будут осыпаться с него, как листья с дерева».

            В хадисе также сказано, что у Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) спросили, на кого из людей насылают больше бед. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Больше бед насылают на пророков, потом на самых близких к ним, затем на близких к последним».

            «На человека беда насылается в соответствии с его верой. Человека с крепкой верой, твердого в ней, настигает большая беда, а кто слаб в вере, ненадежен, ему и беда поменьше. До самой смерти раба Аллаха не минуют беды, пока он не очистится от грехов».

            Есть еще известный хадис (текст не привожу), в котором говорится, что даже колючка не вонзится в ногу, кроме как для очищения от греха. То есть даже она смывает грехи.

Из книги  Саида-афанди  аль-Чиркави  «Побуждение внять призыву Корана», том 1

Добавить комментарий