8 УРОК. УПОВАНИЕ НА АЛЛАХА (ТАВАККУЛЬ)
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним (сподвижникам). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их (за то, что было в битве при Ухуде), попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Коран 3:159).
Вторая причина – это то, что Аллах гарантирует: «Тому, кто полагается на Аллаха, будет Его достаточно» (Коран 65:3).
Обязателен ли таваккуль?
Вероятнее всего, таваккуль является обязательным, поскольку Аллах говорит:
«Если вы верующие, то полагайтесь на Аллаха» (Коран 5:23). В этом аяте таваккуль назван условием веры.
Знай, что люди делятся на три группы по степени таваккуля:
Раб Аллаха полагается на своего Господа так, как он полагается на своего представителя (вакиля), которому полностью доверяет, и нисколько не сомневается, что вакиль честно заботится об интересах уполномочившего его.
Отношение раба к своему Господу подобны отношению младенца к матери: он знает лишь ее и всегда прибегает лишь к ее защите.
Раб по отношению к своему Господу подобен покойнику по отношению к омывающему его – он весь целиком и без остатка находится в распоряжении последнего.
В таваккуле людей первой группы есть доля их собственных интересов, в отличие от людей, достигших второго уровня.
В таваккуле людей второй группы есть доля их собственных желаний и воли, в отличие от людей, достигших третьего уровня.
Таваккуль этого уровня основывается на таухиде особых людей, о котором мы говорили в комментарии к словам Аллаха: «Ваш Бог – Бог Единственный…» (Коран 2:163) [2]. Таваккуль этого уровня увеличивается по мере укрепления этого вида таухида и слабеет по мере его ослабления.
Упование на Аллаха и использование причин
Могут спросить: является ли условием таваккуля отказ от обычных причин?
Вероятные причины, такие как торговля и другие способы заработать на жизнь. Эти причины не мешают проявлению таваккуля, ибо таваккуль – в сердце, он не является действием тела. Поэтому для того, кто достаточно силен, допустимо отказаться от этого вида причин[4].
Причины выдуманные, далекие от реальности. Они мешают таваккулю[5].
Таваккуль и тафвид
Степень выше таваккуля – это полное смирение (тафвид), то есть полное подчинение Всевышнему Аллаху во всем. В таваккуле есть доля воли и личного интереса – человек, полагаясь на Аллаха, стремиться получить от Него желаемое. А в полном смирении (тафвид) нет участия воли и нет личных интересов, ибо это полное подчинение Воле и выбору Аллаха. Поэтому тафвид – это более высокая степень этики (адаба) по отношению к Господу[6].
Источник: Azan.kz