
وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُوا إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا وَأَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ«Среди людей есть такие, которые считают, что есть кто-то равный Аллаху и любят их так же, как (должны) любить Аллаха. Но верующие любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели (ожидающие их) мучения, то поняли бы, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах наказывает сурово» (Коран 2:165).
Степени любви верующих к Аллаху
Знай, что любовь раба к своему Господу имеет два уровня: Общая любовь. Ее испытывает к Аллаху каждый верующий, и она обязательна (по Шариату).
Особая любовь. Ее способны испытывать только преданные ученые, любимцы Аллаха (аулия) и чистые (сердцем) верующие. Это самая высокая степень (макам) из всех степеней. Это предел стремлений. Поистине, во всех остальных степенях – страхе, надежде, уповании (таваккуль) и других – есть доля нафса. Известно, что боящийся боится за себя, а надеющийся надеется на благо для себя. Но не такова любовь. Любовь – ради любимого, она не требует ничего взамен.
Причины любви к Аллаху
Знай, что причина любви к Аллаху – это знание о Нем. Чем больше знания – тем сильнее любовь. И чем меньше знания – тем слабее любовь.
Знай, что, если любовь к Аллаху прочно осядет в сердце, ее плоды проявятся в остальном теле:
человек будет проявлять старание в подчинении Господу,
с вдохновением поклоняться Ему,
стремиться лишь к Его довольству,
находить удовольствие в тайной беседе с Ним,
будет доволен Его предопределением,
будет стремиться к встрече с Ним,
будет любить поминание Его (зикр),
будет чувствовать себя неуютно среди людей,
начнет избегать людей,
полюбит уединение,
мирское покинет его сердце,
человек будет любить тех, кого любит Аллах, и предпочитать таких людей всем остальным.
Аль-Харис аль-Мухасиби[1] говорил: «Любовь – это твое полное подчинение любимому, предпочтение его своему нафсу и своему духу, внутреннее и внешнее согласие с ним, а также осознание недостаточности твоей любви к нему»[2].[3]
[3] «Ат-Тасхиль», 1/92.Azan.kz

