6 УРОК. ТАУХИД
«Ваш Бог – Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Всемилостивого, Милующего» (Коран 2:163).
Смысл слов «Единый/Единственный[1]»
Слово «وَاحِدٌ» имеет три значения, все они верны в отношении Аллаха[2]:
Отрицание множественности. То есть не существует второго Бога[3].
Отрицание соучастия. То есть у Аллаха нет сотоварища[4].
Отрицание деления на части[5].
И смысл того, что Аллах – «Единственный» поясняется дальнейшими словами аята: «нет никого, достойного поклонения, кроме Него».
1. Таухид простых мусульман (аввам). Он защищает человека от погибели в этом мире и от вечного пребывания в Аду в последней жизни. Такой таухид – это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей, нет Ему равных, нет жены и детей, нет никого, подобного Ему, а также нет противника[6].
2. Таухид особых людей (хавасс). Это значит быть убежденным, что все действия творятся только Аллахом, и осознавать это не в результате (изучения рациональных) доказательств, ибо это доступно всем мусульманам без ограничения, но в результате духовного раскрытия (мукашафа). Этот уровень таухида наполняет сердце априорным знанием, которое не нуждается в доказательствах[7]. Плоды такого знания – это преданность Аллаху, упование на Него одного, и отказ полагаться на что-либо из творений. Обладающий этой степенью таухида надеется только на Аллаха, не боится никого кроме Него, ибо он по-настоящему осознает, что все действия совершает один лишь Аллах, а все творения подвластны Ему и управляются Им полностью, и они не обладают самостоятельной силой и влиянием на вещи. Такой человек отбрасывает обычные причины[8] и не имеет хозяев (помимо Аллаха).
«Единственный в Своей Сущности, атрибутах и действиях. Единственный в Сущности значит, что Аллах не состоит из частей и не занимает место. Единственный в атрибутах: нет ничего подобного Ему, и Аллах никому и ничему не подобен. Единственный в действиях: нет у Него соучастника и подобного Ему в действиях» (из книги переводчика «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование»).
[3] Это означает, что «богов» не два, как считают зороастрийцы, и не три, как следует из вероучения христианства, и не много, как верили, скажем, язычники Древней Греции.
[4] Никто наряду с Аллахом не совершает никаких независимых действий. Все действия творений, как непроизвольные (вроде дрожи или биения сердца), так и произвольные (ходьба, остановка, речь и т.д.) – творит один Всевышний Аллах.
[7] Знание делится на то, которым обладаем мы все без исключения (оно называется «априорным», то есть универсальным, не зависящим от индивидуального опыта человека), и на то, которое мы приобрели в течении жизни. Первый вид – знание «априори» – общий для всех разумных людей, например, это знание о том, что небо находится сверху, а земля снизу, что половина меньше целого и т.п. Эти истины невозможно забыть, и в них не может быть никакого сомнения. Приобретенное знание отличается от априорного тем, что оно более индивидуально, основано на опыте субъекта познания. Люди отличаются друг от друга в отношении объемов и качества приобретенного знания. Однако сами методы познания общие для всех разумных людей.
Источник: Azan.kz
