4 УРОК. ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА (зикр)
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите меня и не будьте неблагодарны» (Коран 2:152).
Саʼид ибн аль-Мусаййиб[1] так толковал этот аят: «Поминайте Меня, то есть занимайтесь поклонением, и я буду помнить о вас, то есть награжу вас за него».
Также есть такое толкование: «Упоминайте Меня в ваших мольбах (дуа), тасбихах и т. п.»
Комментаторы Корана, особенно суфии, очень часто предлагали конкретные толкования[2] этого аята, однако на самом деле нет доказательства, что эти слова Аллаха имеют узкий смысл. Этот аят имеет общий смысл, указывающий на важность совершения зикра в целом.
Способы совершения зикра
Зикр можно совершать тремя способами:
1. Языком.
2. Сердцем.
3. Тем и другим вместе.
Зикр – самый лучший вид поклонения
Знай, что зикр в целом – это лучший вид поклонения. Если даже в некоторых хадисах сказано, что лучшее поклонение – это что-то иное: намаз и т.д., то это только потому, что в них присутствует зикр и осознание своего нахождения перед Аллахом (хузур).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«Сообщить ли вам о самом лучшем из ваших деяний, самом чистом перед Аллахом, быстрее всего повышающем ваши степени, которое лучше для вас, чем встретиться с врагом и обезглавить его?» Сподвижники ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Поминание Аллаха (зикр)»[4].
Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, спросили: «Какое дело лучше всего?» Он ответил: «Поминание Аллаха». Его спросили: «Зикр лучше, чем сражаться на пути Аллаха?» Он ответил:
Всевышний говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّـهَ ذِكْرًا كَثِيرًا
«О верующие! Поминайте Аллаха многократно (и часто)!» (Коран 33:41).
Также Аллах говорит:
وَالذَّاكِرِينَ اللَّـهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ
3. У зикра есть особенная черта, которой нет у других видов поклонения: это пребывание в высочайшем обществе и достижение степени близости к Тому, кто – как сказано в хадисе – присутствует и находится рядом[6].
Поистине, Всевышний Аллах говорит (в хадисе кудси):
«Я нахожусь рядом с тем, кто поминает Меня»[7].
Также Он говорит:
«Я таков, как обо мне думает Мой раб, и Я рядом с ним, когда он поминает меня…»[8]
Степени поминающих Аллаха
С точки зрения результата зикра люди делятся на два вида:
Для простых мусульман (аввам) – это получение награды.
Для особых (хаввас) – это близость к Аллаху и ощущение Его присутствия.
Как же велик разрыв между этими двумя степенями! Насколько же велика разница между тем, кто получает вознаграждение из-за завесы, и тем, кто приближен и стал одним из избранных любимцев!
Виды зикра
Знай, что видов зикра очень много. Среди них:
Тахлиль (слова «ля иляха илляЛлах»[9] и другие формы);
тасбих (слова «субханаЛлах»[10] и т.п.);
такбир (слова «Аллаху акбар»[11] и др.);
хамд (слова «альхамдулиЛлях»[12] и т.п.);
хаукаля (слова «ля хауля ва ля куввата илля биЛлях»[13]);
зикр путем перечисления имен Аллаха;
салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха;
истигфар (слова «астагфируЛлах»[15] и т.п.) И другие формы.
Духовные плоды зикра
У каждой формы зикра свои особенности и свои плоды:
1. Итог тахлиля – единобожие (таухид). Я имею в виду особую степень таухида, ибо общим таухидом обладают все верующие[16].
2. Результат такбира – это возвеличивание и почитание Величайшего.
3. Плоды восхваления Аллаха и упоминания его имен со значением милости и благодеяний, таких как ар-Рахман, ар-Рахим[17], аль-Карим[18], аль-Гаффар[19] и подобных, – плоды эти имеют три степени (макама):
— любовь.
Безусловно, ты любишь того, кто одаряет тебя благами.
4. Плоды хаукали и хасбали – упование на Аллаха (таваккуль) и передача Ему всех своих дел и доверие Ему.
5. Плоды зикра путем упоминания имен со значением всезнания и восприятия, например, аль-ʼАлим[20], ас-Самиʼ[21], аль-Басыр[22], аль-Кариб[23] и подобных – муракаба.
6. Результат чтения салавата Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, – усиление любви к нему и укрепление на пути следования его сунне.
7. Плоды истигфара – приобретение неуклонного следования Шариату (истикама), богобоязненности (таква) и усиление выполнений условий покаяния (тауба) вместе с внутренним отторжением предыдущих грехов.
[2] О конкретной форме поклонения, конкретной форме зикра и т.п.
[3] Бухари (7405), Муслим (2672/2).
[4] Ат-Тирмизи (3377).
[5] Ат-Тирмизи (3376).
[6] Разумеется, речь идет о знании Аллаха и Его милости, а не присутствии Его Самого.
[7] Аль-Байхакы «Шуʼаб аль-иман» (670).
[10] Аллах пречист от любых недостатков.
[11] Аллах велик.
[12] Хвала Аллаху.
[13] Нет ни силы, ни могущества иначе, как от Аллаха.
[14] Достаточно нам Аллаха.
[15] Я прошу прощения у Аллаха.
[16] Об общем и особом таухиде пойдет речь дальше, иншааЛлах, в разделе «Таухид».
[17] Ар-Рахман – Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милость.
И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид» (из книги переводчика «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование»).
[18] Тот, Кто чист от всего недостойного Его Величия.
Ас-Сануси:
«Это одно из самых многозначных имен Аллаха: оно обозначает и Его высокое положение, и Его господство, и то, что Он помогает попавшим в беду, и Его Величие, и Его Доброту, прощение, Милость, и все виды блага, дарованные Им рабам» (там же).
[19] Тот, Кто скрывает грехи своих рабов (от других рабов).
Ас-Сануси:
[21] Тот, Кто описан Слухом, а Слух — это атрибут, которым описана Его Сущность. Ас-Сануси: «Тот, для Кого раскрывается все существующее — будь то вечное или сотворенное — через атрибут Слух» (там же).
[22] Тот, Кто описан Зрением, и это атрибут, которым описана Его Сущность. Ахмад Заррук: «Кто осознал, что Аллах — Слышащий и Видящий, тот будет ощущать божественное присутствие (муракаба) во всех своих состояниях, в движении и покое, и будет совершать то, что Аллах ему повелел, и воздерживаться от того, что Всевышний запретил» (там же).
Источник: Azan.kz
