29.03.2024
2 урок. Благодарность (шукр)2 УРОК . БЛАГОДАРНОСТЬ (ШУКР)

Всевышний Аллах говорит: الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Вся хвала Аллаху, Господу миров» (Коран 1:1).

Понятие «восхваление» (хамд) имеет более общее значение, чем «благодарность» (шукр), поскольку благодарностью называется именно ответ на благодеяние, а восхваление может быть как в ответ на благодеяние, так и без всякого повода.

Однако, с другой стороны, благодарность имеет более общее значение, чем восхваление, ибо восхваление осуществляется словами, а благодарность может быть как скрыта в сердце, так и выражена словами или действиями.

Если ты поймешь общий смысл восхваления, то поймешь следом и то, что слова Всевышнего «Вся хвала Аллаху» – это восхваление Его за Его величие, великолепие, единственность, могущество, превосходство, знание, силу, мудрость и другие атрибуты, а также за смыслы девяноста девяти Его прекрасных имен. Кроме того, этот аят включает в себя благодарность и восхваление за все блага, которые он дал, и за все Его милости, оказанные творениям в этом мире и в вечности.

Эти слова – «Вся хвала Аллаху» – содержат смыслы, которые невозможно описать в великом множестве томов; количество этих смыслов разум людей не способен сосчитать! Тебе достаточно уже того, что Всевышний Аллах сделал эти слова началом Его Книги, и обитатели Рая будут ими завершать свои речи[1]. Способы выражения благодарности

1. Выражение благодарности словами – это восхваление Того, кто дал тебе блага и рассказ об этих благах. Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: «Рассказывать о благах значит проявлять благодарность»[2].

2. Выражение благодарности делами – это покорность Аллаху и избегание непослушания Ему (в поступках). 3. Благодарить сердцем значит осознавать те неисчислимые блага, которые даны человеку, даны ему именно Аллахом – и в качестве милости, а не потому что человек что-либо из них заслужил.

Виды благ

Знай, что блага, за которые мы должны благодарить Аллаха, хоть и неисчислимы, все делятся на три категории:

1. Блага этого мира, например, здоровье и имущество.

2. Религиозные блага, например, знания

и богобоязненность (таква). 3. Блага вечной жизни – и это огромная награда за малое количество совершенных человеком дел в течение его короткой жизни.

Степени благодарных

Люди в смысле благодарности бывают двух видов:

1. Те, кто благодарит за блага, которые даны лично им.

2. Те, кто благодарит Аллаха от имени всех его творений за блага, данные им всем в совокупности.

Уровни благодарности

Благодарность имеет три уровня:

1. Уровень простых людей (аввам) – это благодарить за блага.

2. Уровень особых людей (хавасс) – это благодарить как за блага, так и за лишения, благодарить за все в любых состояниях.

3. Уровень избранных особых людей (хавасс аль-хавасс) – это не видеть никаких благ, будучи сосредоточенным на Том, кто их дает.

Один человек задал вопрос Ибрахиму ибн Адхаму, а тот ответил: «Бедняки (фукара)[3] благодарны, когда у них ничего нет, и уступают другим, когда что-то получают».[4] Одно из величайших достоинств благодарности – то, что она атрибут как Всевышнего Аллаха, так и людей, ведь среди имен Аллаха есть аш-Шакир (Благодарящий) и аш-Шакур[5] (Благодарный)[6].

[1] Имеются в виду слова Аллаха: «И последними их (обитателей) словами являются: «Вся хвала Аллаху, Господу миров»» (Коран 10:10).

[2] «Муснад» аш-Шихаба (4). Хадис более известен в версии: «Рассказывать о милостях Аллаха значит проявлять благодарность» (Ахмад, 18449). Также передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто бы ни сделал тебе что-то хорошее, ты должен отблагодарить его тем же. Если ты не можешь отблагодарить его тем же, тогда похвали его (на людях), потому что кто хвалит другого при всех, выражает тем самым свою благодарность» (Передано от Джабира ибн Абдуллаха, приводится в тафсире аль-Багави, также привели ат-Тирмизи, Абу Дауд и др.).

[3] Арабским словом «факир» (множественное число «фукара») в суфийской терминологии обозначают человека, вставшего на путь тасаввуфа: он осознает себя бедняком, нуждающимся в милости, помощи и поддержке Всевышнего Аллаха.

[4] Эту историю привели имамы ад-Динавари аль-Малики в книге «аль-Муджаляса», Исмаиль аль-Асбахани в «Сияр ас-саляф ас-салихин» и др. в такой форме:

Один великий суфий и аскет Шакык аль-Балхы (ум. в 194 г. по хиджре) посетил в Мекке другого великого суфия Ибрахима ибн Адхама (ум. в 165-м г. по хиджре). Ибрахим спросил Шакыка: — Каковы ваши основы? (Возможно, имеются в виду основы его метода в тасаввуфе. Аллах знает лучше).
Шакык ответил:
— Когда Аллах дает нам что-то, мы благодарим Его, а когда у нас ничего нет – терпим.
Ибрахим сказал на это:
— Так делают и собаки Балха. Если находят корм – едят, а нет – терпят.

Тогда Шакык спросил его:
— А каковы ваши основы, Абу Исхак?
Ибрахим ибн Адхам ответил:
— Наши основы – если мы что-то получаем – уступаем другим, а если у нас ничего нет – благодарим Аллаха и восхваляем Его.
Услышав это, Шакык подошел к нему и сказал:
— О Абу Исхак! Ты – наш учитель. Так Шакык аль-Балхи стал учеником Ибрахима ибн Адхама.

[5] Тот, Кто щедро вознаграждает даже за небольшие благие поступки.

Также это имя может иметь значение «Благодарный» – Тот, Кто выражает благодарность, хвалит своих рабов. И это значение имени относится к смыслу атрибута Речь, которым описана Его Сущность.

Ас-Сануси пишет: «И награда Аллаха названа «благодарностью» в переносном смысле».

Ахмад Заррук пишет:

««Благодарностью» в языке называют радость, возникающую в сердце как результат получения какого-либо блага».

Примечание: Так как благодарность — это эмоция, мы не можем описывать Аллаха этим качеством в прямом смысле, поскольку это означало бы приписывание Ему недостатка (из книги переводчика «Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование»).

[6] «Ат-Тасхиль», 1/44-45.

Источник: Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *