19.04.2024

БОГОБОЯЗНЕННЫЕ ЛЮДИ И СТЕПЕНИ БОГОБОЯЗНЕННОСТИ

Богобоязненными (муттакин) называют людей, которые оберегают себя от совершения дел, ведущих в Ахирате к суровым наказаниям, и боятся Аллаха; или тех, кто не постоянствует в грехе и не обманывается своим поклонением, то есть не считает его значимым, поскольку лишен стремления к славе (сум‘ат) и совершению деяний напоказ (рийа’); или так называют тех, кто следует за Пророком (Алайхи салату ва саламу) и его сподвижниками, а это включает в себя все вышеперечисленное.
У богобоязненности три ступени.

Первая ступень – очищение от неверия, чтобы уберечь себя от вечного пребывания в Аду, то есть нахождение в единобожии, какие бы большие грехи человек ни совершал. Сколько бы времени в зависимости от грехов ни провел он в Аду, единобожие спасет его и приведет в Рай.
Вторая ступень – находясь в единобожии, то есть в Исламе, отдаление от всего, совершение или несовершение чего приводит к греху. Например, хула, ложь, сплетни – они приводят к греху. Намаз, пост, закат – к греху ведет их неисполнение и т. п.
Третья ступень – очищение от всего, что отвлекает сердце от Всевышнего, и всестороннее, полное обращение к Аллаху. Это и есть истинная богобоязненность, которая имеется в виду во всех призывах Священного Корана и хадисов Пророка (Алайхи салату ва саламу) .
У одного человека из ‘арифов по имени Ибну Сайрин было сорок больших глиняных сосудов, полных масла. Прислужник нашел в одном сосуде мышку и выбросил ее. Хозяин спросил его, из какого сосуда он выбросил мышку. Прислужник не смог вспомнить, тогда Ибну Сайрин вылил на землю масло из всех кувшинов.
Абу Йазид Бастами купил финики в местечке Хамадан. Вернувшись домой, он обнаружил в них двух муравьев. Взяв этих муравьев, он отправился в Хамадан, чтобы там выпустить их.
Однажды Бастами в поле выстирал одежду. Товарищ сказал ему: «Давай повесим сушить на стену». Он отказался: «Мы не забьем гвоздь в чужую стену». Тогда тот предложил развесить ее на дереве. Бастами вновь отказался, возразив, что может сломаться ветка чужого дерева. Тогда товарищ предложил расстелить одежду на поле. И с этим Абу Йазид не согласился, сказав, что на поле пасется скот. В конце концов, он высушил одежду, набросив ее на свою спину. Так ведут себя люди, у которых уровень богобоязненности достиг совершенства.
Аллах, характеризуя богобоязненных людей, говорит (смысл): «Это люди, которые уверовали и приняли то, что было столь далеко от них и что они не видели своими глазами, следуя тому, что говорил Пророк (Алайхи салату ва саламу) ».
Например, могильные мучения, воскрешение в Судный день и отчет, мост Сират, весы Мизан, Рай, Ад и многое другое, что связано с Ахиратом, – если человек не поверит во все это с убеждением, будто увидел воочию, своими глазами, вера его не будет совершенной. И целью размышления людей тариката о смерти и могиле перед совершением рабиты утром и вечером является укрепление убежденности в истинности всего этого.
Смысл выражения «верующие в ġайбийат» можно объяснить и следующим образом: эти люди являются теми, в чьи сердца Аллах влил тайный свет (нур). (И как не назвать божественный свет познания Аллаха тайной, если он невидим?!). Они взирают посредством этого нура, рассматривая то, о чем говорил Пророк (Алайхи салату ва саламу) , т. е. его хадисы. Увидев их справедливость и убедившись в этом, они уверовали в Пророка (Алайхи салату ва саламу) и последовали его Шариату. О тех же, кто появился на свет позже и не видел Пророка (Алайхи салату ва саламу) , но искренне уверовал в него, следуя тому, что говорили видевшие Пророка (Алайхи салату ва саламу) , сказано, что их вера выше, чем вера сподвижников (асхабов). Насколько же в наше время возрастает ценность обращения в Ислам, уверовав в Аллаха и Его Пророка (Алайхи салату ва саламу) !
Гайбат в широком смысле бывает двух видов. Первый – это то, что удалилось от нас, т. е. потерянное, связанное с ‘алам аз-зарра, ‘алам аль-арвах. Так, во время ‘алам аз-зарра, то есть еще до сотворения материального мира, Аллах собрал зарры и спросил у них: «Не Я ли ваш Господь?» Зарры ответили Ему: «Ты наш Господь». Если сегодня нас спросят об обращении Всевышнего к нашим заррам и об их ответе, о том, что еще происходило там, то мы ничего об этом не знаем, словно всего этого вообще не было. Все это от нас отдалилось, потерялось из-за того, что после появления на этот свет мы оказались связанными с этим миром.
Второй гайбат – это Аллах. Из-за того, что после нашего прихода в этот мир в нас появились человеческие и животные качества и лаţаифы, где должен проявиться свет познания Аллаха, оказались запечатаны, наши сердца потемнели, вера ослабла. И хотя тем самым мы отдалились от Всевышнего, Он всегда с нами, никогда от нас не отдаляется. В суре «Каф» Аллах говорит следующее:
«Я ближе к человеку, чем его шейная артерия». Или: «Я ближе к человеку, чем его нафс». Это означает, что наука, могущество, воля Аллаха близки к нам.
Мы очень стараемся найти и вернуть имущество, которое мы потеряли в этом мире, тратим на это много сил. Но разве есть что-либо более важное, чем вспомнить свою основную Родину, потерянную, забытую по нашей вине, и готовиться к возвращению?!
Из книги Шейха Cаида-афанди «Побуждение внять призыву Корана»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *