24.04.2024

 ЛЮБОВЬ К ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАhУ

 В Хадисе, приводимом Абу-Ну‘аймом, Байхаки и Ибну Джавзи, говорится: «Сердца людей сотворены из любви к тем, кто добр к ним».

Некоторые полагают, что любовь к Всевышнему Аллаhу не означает ничего иного, кроме следования Его повелениям и поклонения Ему. Есть и такие, кто утверждает, что невозможно любить Всевышнего Аллаhа, поскольку у Него нет образа, мы не видим Его и не слышим.

Но если обратиться к Кур`ану и Хадисам, то оба этих источника открытым текстом извещают, что Всевышний Аллаh любит Своих рабов и рабы любят Его. Например, в 54-м Аяте суры «Аль-Маидат» говорится (смысл):

«И Аллаh их любит, и они любят Аллаhа».

В 165-м Аяте суры «Аль-Бакарат» говорится (смысл):

«А те, которые уверовали, они сильнее любят Аллаhа».

И Посланник Аллаhа, солляллаху алейхи ва саллям, поведал нам, что любовь к Всевышнему Аллаhу и к Его Посланнику, солляллаху алейхи ва саллям, является основой имана – истинной веры. Абу-Разим аль ‘Укайли, да будет доволен им Аллаh, спросил Пророка, солляллаху алейхи ва саллям: «О Посланник Аллаhа, что такое иман?» Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, ответил: «Иман – это такая любовь к Аллаhу и Его Посланнику, которая превосходит любовь ко всему остальному». В другом Хадисе говорится: «Не будет уверовавшим никто из вас, пока не полюбит он Аллаhа и Его Посланника больше всего остального».

Посланник Аллаhа, солляллаху алейхи ва саллям, увидел Мус‘аба ибн ‘Умайра, да будет доволен им Аллаh, облаченного в овечью шкуру. Тогда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Смотрите на этого человека, сердце которого Аллаh осветил нуром. Я его видел, когда он жил вместе со своими родителями, он ел лучшее, пил лучшее, надевал лучшее. Затем любовь к Аллаhу и к Его Посланнику привели его к тому состоянию, в котором вы его видите».

Мус‘аб ибн ‘Умайр рос в зажиточной семье, родители баловали его и ни в чем ему не отказывали. А когда он отрекся от религии родителей, то есть от язычества, и принял Ислам, они выгнали его из дома. Но он не замечал последовавших за этим мирских трудностей из-за огромной любви к Аллаhу и к Его Посланнику, солляллаху алейхи ва саллям. Погиб же он на газавате при Ухуде, защищая Посланника Аллаhа, солляллаху алейхи ва саллям.

Говоря коротко, и Кур`ан, и Хадисы открытым текстом свидетельствуют о том, что уверовавшие добрые рабы любят Всевышнего Аллаhа.

Не соответствует действительности и утверждение, что любовь к Аллаhу не имеет другого смысла, кроме проявления покорности Ему, поскольку покорность Аллаhу – это плод на древе любви к Нему. В какой мере раб любит Аллаhа, в той же мере он и подчиняется Ему.

Не соответствует действительности и утверждение, что невозможно любить Аллаhа, поскольку мы Его не видим и не слышим. Те, кто способен мыслить, постигать реальность, любить и получать удовольствие только посредством органов чувств, – это люди весьма низкого уровня. Люди же с кристально чистыми сердцами, высокими устремлениями, высоким интеллектом и великодушием не обращают особого внимания на чувственные удовольствия. Эти люди предпочитают внутреннюю любовь любви внешней. Например, мы очень любим сподвижников Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, имамов, Авлия, шейхов, хотя среди них могут быть и те, кто внешне не очень красив. Тем не менее мы всех их любим из-за их духовной красоты, из-за их справедливости, ума, терпеливости, кротости, богобоязненности, стремления принести пользу другим, из-за других подобных нравственных, духовных качеств.

Всевышний Аллаh создал несколько причин, по которым человек может любить.

  • Во-первых, Всевышним Аллаhом в человеке заложена любовь к самому себе. Человек любит себя, желает вечного бытия и всего, что способствует вечному бытию. К примеру, человек любит свою жизнь, еду, питье, свое тело, хочет быть здоровым и т.д.
  • Во-вторых, Всевышним Аллаhом в человеке заложена любовь к тому, кто делает что-либо хорошее для него. В Хадисе, приводимом Абу-Ну‘аймом, Байхаки и Ибну Джавзи, говорится: «Сердца людей сотворены из любви к тем, кто добр к ним».
  • В-третьих, Всевышним Аллаhом в человеке заложена любовь к тем, кто творит добро для людей вообще, хотя его самого это добро и не касается. Например, если мы услышим о ком-то, кто жил давно или живет далеко от нас, на другом конце света, что он щедр, творит добро людям, приносит им пользу, то мы испытываем симпатию, любовь к этому человеку, хотя нас это добро и не касается, и даже нет на это никакой надежды.
  • В-четвертых, Всевышним Аллаhом в человеке заложена любовь к красоте, ко всему красивому. Красота бывает двух видов: внешняя, видимая глазами и внутренняя, невидимая, созерцаемая умом красота. Человек любит и то, и другое и получает наслаждение от созерцания обоих видов красоты, но высокодуховные, высокоинтеллектуальные люди предпочитают внутреннюю, духовную красоту красоте внешней.

Даже одной причины из перечисленных достаточно для появления симпатии, любви к человеку.

Если хорошо подумать над сказанным выше, то можно сделать вывод, что только Всевышний Аллаh достоин истинной любви, обусловленной этими причинами, ибо эти причины являются реальными только по отношению к Нему, а по отношению ко всем остальным наличествуют только названия этих причин, а сами причины отсутствуют.

Рассмотрим по отдельности эти причины и выявим, кто же на самом деле достоин настоящей любви.

Возьмем любовь человека к своему бытию и ко всему, что способствует поддержанию этого бытия. Если поразмыслить над этой причиной проявления любви, то обнаруживается, что человек должен любить Аллаhа больше, чем собственное бытие, ибо его бытие создано Аллаhом. Все, что способствует бытию человека, также создано Аллаhом. Бытие человека не настоящее, то есть оно не самодостаточно, оно обусловлено волей Всевышнего Аллаhа. Бытие же Аллаhа абсолютно, оно не зависит ни от кого и ни от чего и, следовательно, только оно реально в масштабе вечности.

Следовательно, по этой причине человек не может не любить Аллаhа, ведь Он создал человека, и от Него зависит вечность бытия человека.

Следующая причина – склонность человека любить того, кто добр по отношению к нему. Если рассмотреть эту причину, опять выясняется, что в действительности любви достоин только Всевышний Аллаh, ибо с момента рождения человека и до его смерти каждый миг Аллаh беспрерывно наделяет его Своими благами, видимыми и невидимыми, общими для всех и персональными для него. Блага всех людей вместе взятых по сравнению с благами Аллаhа будут меньше, чем капля в сравнении с морем. Ведь кто бы какое добро ни совершил, оно исходит от Аллаhа, ибо и само это добро, и люди, совершившие его, созданы Аллаhом, и совершить это добро людей побудил Аллаh.

Далее – склонность человека любить того, кто добр, милосерден к людям вообще и приносит им пользу, если даже его самого это добро и не касается. И с этой точки зрения только Всевышний Аллаh в действительности достоин любви, ибо добро и польза, приносимые всеми людьми вместе взятыми, по сравнению с добром и пользой от Всевышнего Аллаhа меньше, чем доля одного луча во всем солнечном свете или чем капля в море. В действительности, добро вовсе не исходит от людей, поскольку всякое добро и людей, совершающих это добро, создал Всевышний Аллаh, и Он Сам побудил их совершать добро. Следовательно, и по этой причине любви достоин Он один.

Следующая причина – склонность человека любить красоту, все красивое. Различаются два вида красоты: внешняя, видимая глазами, и внутренняя, духовная, созерцаемая умом. Внешняя красота постижима и для людей недалеких, ограниченных и даже для детей, духовную же красоту постигают только люди с совершенным разумом и чистым сердцем. Именно поэтому люди с совершенным разумом любят Пророков, Авлия, имамов, живших в прежние времена, из-за их внутренней красоты, даже не представляя себе, как они выглядели внешне.

Внутренняя, сокровенная красота включает в себя многое, но всё это в итоге сводится к трем категориям: науке (знаниям), могуществу и отсутствию недостатков. Пророков, ангелов, имамов, других алимов мы любим оттого, что у них больше, чем у остальных людей, познаний об Аллаhе, Его величии, Его мироздании; они обладают талантом, которым не обладают другие, великим даром, который позволяет им следовать по пути Истины и наставлять других на этот путь; они также чисты от страстей, животных инстинктов, дурных качеств, они облагорожены лучшими качествами.

Теперь сравним знания, мощь и чистоту от недостатков, присущих Всевышнему Аллаhу, с аналогичными качествами, которыми наделил Аллаh самых совершенных людей.

Все знания, которыми наделил Аллаh ангелов, Пророков, посланников, ученых, Авлия и всех остальных людей, а также джиннов, являются несущественными, нереальными по сравнению со знаниями Аллаhа. Даже если считать эти знания творений реальными, то ведь Свои творения наделил ими Всевышний Аллаh!

В Кур`ане говорится, что если все моря и океаны станут чернилами, все деревья – карандашами и с их помощью начнут записывать знания Всевышнего Аллаhа, то и чернила иссякнут, и карандаши источатся, но знания Аллаhа останутся незаписанными, ведь им нет предела.

Поэтому любви из-за имеющихся знаний тоже в действительности достоин лишь один Аллаh.

Что касается мощи и могущества творений, то и они по сравнению с мощью и могуществом Всевышнего Аллаhа являются как бы несуществующими, то есть могущество творений не является реальным. Действительным могуществом обладает только Всевышний Аллаh, а творения обладают могуществом, которым их наделил Аллаh, и Он может в любое время лишить их этого. Невозможно обладать могуществом иным способом, кроме как получив его от Всевышнего Аллаhа. То есть, если исходить из могущества, то и тогда любви достоин только Всевышний Аллаh и никто другой.

Если причиной любви является отсутствие недостатков, то и в этом случае любви достоин лишь один Аллаh, поскольку лишь один Аллаh чист от всяких недостатков. Все сущее, кроме Самого Аллаhа, нуждается в Аллаhе. А разве может быть недостаток больше, чем нужда в ком-либо или в чем-либо?

Все сущее, кроме Аллаhа, не имеет власти над собой, а Аллаh имеет власть над всем сущим. Если кто-то и чист от недостатков, характерных для творений, то кто создал его таковым? Конечно же, Всевышний Аллаh.

Вывод: истинная красота, истинное совершенство, истинные знания и всемогущество – это персональные атрибуты Всевышнего Аллаhа, присущие только Ему одному, и любви, в действительности, достоин лишь Он.

Всё это не означает, что не следует любить высокочтимого Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, других Пророков, ангелов, Авлия и других праведников. Их следует любить, поскольку их любит Всевышний Аллаh.

Кто хоть немного не любит Аллаhа, тот не может быть мусульманином, от степени любви к Аллаhу зависит уровень веры мусульманина. Поэтому нам следует стараться постоянно приумножать любовь к Всевышнему Аллаhу, усердствуя в способах ее достижения.

Перечислим некоторые способы приумножения любви к Всевышнему Аллаhу.

  • Для приумножения любви к Всевышнему Аллаhу, во-первых, следует удалить из сердца любовь к мирскому. Имам аш-Шафи‘и, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Если кто-то утверждает, что он любит и Аллаhа, и этот мир, то он лжец».

Это не значит, что следует бросить всё мирское. Это означает, что не подобает радоваться из-за мирских благ и печалиться, лишившись их, и мысли не должны быть всегда заняты мирским. Мирскими делами пусть занимаются руки и тело человека, при этом нужно иметь благие и чистые намерения, полагаться на Аллаhа, не причинять вред другим. Заниматься мирским следует не во вред поклонению Аллаhу и соблюдая рамки Шариата.

В сердце, всегда занятом мирскими делами, не остается места для Аллаhа, ведь в Кур`ане сказано, что Аллаh не создал для человека два сердца.

  • Следующий способ приумножения любви к Аллаhу – Его познание, ведь невозможно любить того, кого не знаешь. Познав величие, совершенство, всемогущество и другие качества Аллаhа, человек не может не возлюбить Его. О величии, недосягаемости, мудрости, всемогуществе Всевышнего Аллаhа мы узнаем, узрев удивительный мир вокруг нас и поразмыслив о нем. Познав творения, мы познаем и Творца, а познав Творца – обретаем любовь к Нему.

Те, кто видит этот мир и тем не менее утверждает, что Аллаhа нет, – дважды невежды. Одно невежество – это не знать Аллаhа, второе невежество – это утверждать, что Аллаhа нет, только потому, что сам не познал Его. Ведь в самом человеке имеются тысячи фактов, свидетельствующих о существовании Творца.

В Кур`ане сказано (смысл):

«И на земле есть знамения для знающих, да и в вас самих. Неужели вы не видите?»

Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Поразмыслите над творением Аллаhа». Еще он сказал, что час размышлений лучше года поклонения, поскольку чем больше мы будем размышлять, тем больше познаем Всевышнего Аллаhа. Чем больше узнаем Его, тем больше и любим Его. Чем больше любим Его, тем тщательнее следуем по пути, указанному Им. Чем тщательнее и строже следуем по пути, указанному Им, тем больше счастья обретем в обоих мирах.

  • Еще один способ приумножения любви к Аллаhу – это постоянно помнить о Его милости и Его благах. Обычно мы любим того, кто милостив, добр к нам, дарит нам блага, и эта любовь тем больше, чем больше оказываемое нам добро. Поэтому следует знать и часто размышлять о бесконечном множестве и величии благ Аллаhа.

В Хадисе говорится: «Любите Аллаhа, ведь Он благодетелен (одаривает вас благами)» (Тирмизи).

Нет предела благам Аллаhа, которыми Он одаривает нас: они сходят с неба, исходят из земли, они находятся и в нас самих – человек тонет в благах Аллаhа.

  • Следующий способ приумножения любви к Аллаhу – это частое Его поминание, ведь если мы будем часто поминать о величии, достоинствах кого-либо, то обязательно полюбим его, даже если нас его добро и не касается.
  • Также способом приумножения любви к Аллаhу является частое чтение салавата Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, изучение его жизни. Ведь Пророк Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям, довел до людей знания о величии Аллаhа, Его прекрасные качества и имена, научил людей поклонению Аллаhу.
  • Еще один способ приумножения любви к Аллаhу – это дуа (мольба) о приумножении этой любви. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, всегда просил: «О мой Аллаh, одари меня любовью к Тебе, превосходящей любовь ко всему остальному!»

Высокочтимый Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, также обращался к Аллаhу со словами: «О мой Аллаh, прошу у Тебя любви к Тебе, любви ко всем, кто любит Тебя, и любви ко всем деяниям, что приближают меня к Тебе».

Перечислим некоторые признаки любви к Аллаhу:

  • Стремление встретиться с Аллаhом. Не бывает так, что любишь кого-то, но не желаешь встречи с ним. Сподвижники Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, умирая, радовались, рвались участвовать в газавате в надежде заслужить смерть шахида, потому что стремились встретиться с любимым Аллаhом.
  • Любовь ко всему, что любит Аллаh, и нелюбовь ко всему, чего Он не любит; совершение всего того, что повелел Аллаh, и воздержание от всего того, от чего Он предостерегает. Ведь любящий проявляет покорность любимому.
  • Постоянное поминание Аллаhа. Ведь человек часто поминает то, что любит, и думает о нем. То есть поминание приумножает любовь, а любовь приводит к частому поминанию.
  • Желание уединиться. Любящий общаться наедине с Аллаhом встает ночью, когда все спят, поминает Аллаhа, шепчет Ему, просит Его, обращается к Нему, молится, читает Его священное писание – Кур`ан.
  • Того, кто любит Аллаhа, не охватывает печаль из-за не полученного мирского, из-за упущенного или утерянного. Утеря всего – это ничто, лишь бы не потерять Аллаhа.
  • Проявление терпения в бедах и несчастьях от Аллаhа.
  • Проявление милосердия ко всем людям.
  • Любовь к священному Кур`ану также является признаком любви к Всевышнему Аллаhу, поскольку Кур`ан – это Речь Аллаhа.
  • Признаком любви к Всевышнему Аллаhу также является любовь к тем, кого Он любит, то есть к Пророкам, Авлия и т.д. Как, например, можно любить Аллаhа и не любить Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, которого Он любит больше всех?
  • Из признаков любви к Всевышнему Аллаhу также является следование Сунне Его Посланника, солляллаху алейхи ва саллям. Всевышний Аллаh в Священном Кур`ане говорит (смысл): «Скажи: Если вы любите Аллаhа, то следуйте за мной, и тогда Аллаh возлюбит вас и простит ваши грехи».

Исполнение же всех предписаний Ислама и проявление благонравия – все это плоды на древе любви к Аллаhу, признаки любви к Нему.

АВТОР: КУРАМУХАММАД-ХАДЖИ РАМАЗАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *