Обращение ангела – это то, что Аллах даёт хорошему человеку
Мысль приходит от Аллаха напрямую, то есть Аллах внушает её, в Коране об этом говорится так: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил порочность и богобоязненность». Но хорошая мысль может поступать и от ангела.
Итак, давайте разберёмся, как к человеку приходят благие мысли.
Первый способ
Когда к вам поступит благая мысль, обратите внимание, к чему она призывает – к внешнему деянию или же к связанному с сердцем. Но бывают внешние деяния, которые приближают к Аллаху. Например, пришла мысль совершить два ракаата намаза, дать милостыню, посетить родственников и т. д.
Вы думали об Аллахе, когда совершали два ракаата намаза? Вы сохранили искренность, отказавшись от гордыни? Вы осознали, что не стоит проявлять самодовольство во время намаза? Вы сохранили искренность, когда давали милостыню, не хвастались перед другими? Вы почувствовали милость Аллаха, когда давали милостыню? Всё это связано с сердцем в отношениях с Аллахом.
Если мысль поступила из деяний скрытных, то она пришла напрямую от Аллаха. Поскольку скрытные деяния ангелы не знают.
Второй способ
При поступлении мысли обратите внимание на то, как она пришла. Мысль появилась, призвала к благому и исчезла, или же стала настаивать на его выполнении?
Если вы последуете за благой наставляющей мыслью, то это милость Аллаха. Если же не последуете, то, воистину, она от ангела. Так как пришедшие от ангела мысли призывают к благому, но если вы не следуете им, они исчезают. К примеру, вы проснулись ночью, ещё до утреннего азана, открываете глаза, смотрите на часы: то ли два, то ли три часа ночи. И тут вам приходит мысль: почему бы мне не встать, не сделать омовение и не совершить сунна два ночных ракаата намаза? Но вслед за ней сразу появляется и другая: поспи немного, всего десять минут. И вы думаете, что, действительно, иншааллах, через десять минут встанете. Но просыпаетесь слишком поздно, и тогда пропало ваше ночное бодрствование!
Что же произошло? Та благая мысль была от ангела, но вы не последовали за ней, и она ушла. Мысли от ангела приходят к человеку, призывают и уходят, не оставаясь в памяти. А мысли от Аллаха несут в себе мощь, бывает даже ощущение, будто они заставляют человека совершить благое.
Третий способ
Обратите внимание, какой эта мысль была изначально – поступила таким образом, как мы написали выше, или после совершения благого поступка?
Учёные говорят: когда Аллах впускает в сердце верующего мысль, Он открывает врата для совершения и последующего благого поступка. И если у вас появляется желание сделать ещё что-нибудь хорошее – это признак того, что предыдущий благой поступок был принят Аллахом.
Признак принятия благого поступка Всевышним в том, что Аллах вознаграждает человека, облегчая ему путь для совершения других благих поступков. Например, если пришла хорошая мысль после совершения благого поступка, то это воздаяние от Аллаха.
Что же полезного в познании источников благих мыслей?
Учёные говорят: когда человек осознаёт источник благой мысли, увеличивается возможность лицезрения милости Аллаха.
Когда вы осознаёте, что Аллах отправил к вам одного из своих любимых ангелов с наставлением, вы чувствуете, как Он к вам относится – чувствуете величие Его отношения к вам. К вам обращается ангел и говорит: «Встань, соверши два ракаата». Кто-то может сказать, что ангелы не разговаривают, это дано только пророкам. Действительно, откровение ниспосылается только пророкам, таково правило. Но обращение ангела – это то, что Аллах даёт хорошему человеку. С очищением сердца возрастает и возможность с соизволения Аллаха услышать призыв ангела. В достоверном хадисе передаётся, как Имрана ибн Хусейна (да будет доволен им Аллах) приветствовали ангелы. Однажды его постигла беда. Но затем за проявленное терпение и довольство волей Аллаха в беде ангелы при встрече приветствовали его и он слышал их приветствие. Приветствие ангелов – это приближение к Аллаху или отдаление от Него? Если мы будем искренни в обращении к Аллаху, то и от Него будет почтение и милость. Осознание этих тонкостей увеличивает возможность познать Аллаха и почувствовать Его милость. А когда напрямую поступает мысль – это ильхам (внушение) от Аллаха. В Коране говорится: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил порочность и богобоязненность».
Если, рассмотрев мысль на весах Шариата, сравнив с жизнеописанием праведных предков и проявив усердие в борьбе с нафсом, мы убеждаемся в её правильности, то какой будет следующая? Аллах внушает благие мысли в сердца праведных рабов. Вспомним, что Аллах внушил Умару ибн Хатабу (да будет доволен им Аллах).
Имам Суюти в книге «Джамиу Сагир» приводит достоверный хадис. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Среди живших до вас были те, кому мысли внушал Аллах. Если в моей умме будет подобный, то это будет Умар ибн Хатаб». После внушения мыслей Аллахом Умар пришёл к Пророку (мир ему и благословение) с просьбой место макама Ибрахима сделать местом намаза. И тут спустился Джабраил (мир ему) с откровением, чтобы это место сделали местом намаза.
Затем Умар сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), почему бы женщин не обязать покрываться. И был ниспослан аят, повелевающий женщинам покрываться.
В достоверных текстах повествуется, что как-то Умар ибн Хатаб во время своего правления, читая хутбу на минбаре, стал кричать: «К горе, о Сария! К горе, о Сария! К горе, о Сария!» Сподвижники недоумевали.
В книге «Усуду Габа» говорится, что Али ибн Абуталиб, увидев удивлённых сподвижников, сказал: «Оставьте его, это пройдёт». После намаза они спросили ибн Хатаба: «Что с тобой произошло, о Умар?» – «А что произошло?» – «Во время хутбы ты стал кричать: «К горе, о Сария, к горе!» – «Да, мне пришла мысль о том, что враги направляются к Сарие со стороны горы». Расстояние между Умаром и Сариёй было 3 тысячи километров. Когда воины вернулись, то рассказали: «Да, мы слышали голос, похожий на голос Умара ибн Хатаба, призывавший: “К горе, о Сария, к горе!”». Аллах возвеличил Умара ибн Хатаба, внушив ему, что Сария нуждается в этом совете.
Однажды один из арабов посмотрел на женщину похотливым взглядом, который Аллах запретил. Когда он присел возле Усмана ибн Аффана, то Усман, изменившись в лице, сказал: «Один из вас прелюбодействовал взглядом, и без покаяния прибыл на наш маджлис». Виновник стал кричать и спросил, ниспосылаются ли откровения после Пророка (мир ему и благословение)? Усман ответил: «Нет, это проницательность». Праведные, воистину, смотрят с помощью сияния Аллаха.
Когда вы почувствуете, что Аллах повелевает вам встать и совершить два ракаата, подать милостыню, творить благое, спешите выполнить и не откладывайте. Спешите ответить Аллаху. У вас появится чувство, что Аллах проявляет к вам милость.
Осознание милости Аллаха при поступлении благих мыслей отдаляет такой порок, как самодовольство.
Как избавиться от самодовольства?
Самодовольство – это состояние, когда человек забывает, что его деяния совершаются по воле Аллаха с Его помощью. Он начинает думать: я совершил намаз, выплатил закят – значит, должен быть вознаграждён. Мы знаем, что сказал иблис: «Я лучше него, я сотворён из огня, а он из глины». Эти слова и погубили иблиса.
Если, как только придёт благая мысль, вы сразу задумаетесь, от кого она – от ангела или Аллаха, и осознаете, что именно Аллах внушил вам её, разве вы сможете проявить самодовольство? Разве сможете требовать от Аллаха что-либо? Понимание этого не позволит вашему нафсу манипулировать вами и воспрепятствовать совершению благого поступка. Ведь нередко после совершения намаза, выплаты закята, соблюдения поста, осуществления хаджа, чтения Корана, ночного поклонения, соблюдения желательных постов у человека появляется самодовольное чувство, что вот он – это сделал.
Однажды Ибрахим ибн Адхам (да будет доволен им Аллах) отправился к своим знакомым. По прибытии он пожелал сделать омовение и совершить два ракаата намаза. Хозяин попросил: «Подожди, я принесу тебе молитвенный коврик». Обращаясь к жене, он сказал: «Принеси коврик, который мы привезли из хаджа, но не в этом году и не в прошлом, а в позапрошлом». Ибрахим ибн Адхам (да будет доволен им Аллах) отвернулся и произнёс:
إنا لله وإنا إليه راجعون
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун».
Хозяин спросил: «Что случилось?» – «В одно мгновение пропала награда за три хаджа», – ответил Ибрахим. То есть, дав понять о трёх совершённых хаджах, хозяин таким образом проявил самодовольство.
Нужно остерегаться отсутствия чувства благодарности. Наши праведные предки, когда делали благое, говорили: «Я должен поблагодарить Аллаха, Который дал возможность сделать этот благой поступок. Затем я должен поблагодарить Аллаха за то, что Он дал возможность воздать хвалу за этот благой поступок». Знание этого помогает идти по пути Аллаха. Аллах не нуждается в наших деяниях, молитвах, постах, хаджах, джихадах. Но всё же человека, совершающего их, Аллах одаривает богобоязненностью. И когда Аллах видит в наших сердцах осознание этого, тогда оцениваются и наши деяния.
Один из учёных сказал, что все деяния – это нули. Намаз – это ноль, хадж – ноль, закят – ноль, милостыня – ноль, зикр – ноль, чтение Корана – ноль, а их номера – это искренность.
У вас три нуля, прибавим цифру один – сколько получится? Тысяча. Если четыре нуля? Десять тысяч. С увеличением благих деяний увеличиваются и нули, а если убрать цифру, то нет цены этим нулям. Наши благие деяния – это нули, а цифры – это искренность по отношению к Аллаху. То есть как нет пользы от нулей без цифр, так нет пользы и от деяний без искренности.
Также следует знать, что порой плохая мысль маскируется под хорошую. Приходит в хорошем облике, а в действительности является плохой. Однажды некий молодой человек пожелал совершить благое дело. Друзья, призывая его к хорошему, сказали: мы хотим спасать людей, помогать бедным, нуждающимся. Не будь эгоистом, пойдём! Молодой человек ответил: «Да, я приду, только вот оденусь». Он опоздал на десять минут. А когда в спешке выходил, встретил у порога пожилую мать, которая попросила его помочь донести тяжёлую сумку. «О мать, у тебя сумки с картошкой и помидорами, а я иду помогать людям в очень важных делах!» – ответил юноша. «Сынок, помоги, это займёт всего пару минут!» – «Мама, я спешу!» Тогда мать встала перед ним на дороге. Он же, схватив за плечи, стал трясти её и говорить: «Да хранит тебя Аллах, мама, да ниспошлёт Он благодать на тебя!», но тут его мать упала и сломала ногу.
Так каким же было дело изначально – хорошим или плохим? Куда он хотел пойти? Помочь бедным, нуждающимся, призвать к Аллаху, на любое благое дело. Но по пути он совершил грех, и не будет ему награды за другой благой поступок. В чём причина? Причина в следовании плохой мысли, которая поступила от шайтана и которая была его ловушкой.
Маскируясь под хорошую мысль, шайтан потихоньку завлекает к плохому. Если ваш нафс стремится последовать за этой мыслью – без страха перед Всевышним, торопливо, с убеждённостью, что Аллах примет это деяние, не боясь, что оно может быть отвергнуто, не думая о последствиях, не поняв истину, то знайте, что это от шайтана, и остерегайтесь этого. Но если ваш нафс будет вести себя наоборот – чувствуя страх перед Аллахом и не желая прислушиваться к этой мысли, думая о последствиях, то знайте, что эта мысль к вам поступила либо от Аллаха, либо от ангела.
Когда поступают благие мысли, отвечайте им, прислушивайтесь к ним, спешите совершать хорошее.
Гаджимурад Омаргаджиев
Источник: islamdag.ru