25.04.2024

НЕВЕЖЕСТВО

Человек рассчитывает на свою молодость. Поэтому полагает, что смерть не придёт, пока он молод. Бедняга не задумывается, что доля пожилых мужчин в том месте, где он находится, составляет менее одной десятой части мужского населения. Значит, тех, кто молод, гораздо больше, чем пожилых людей. Ибо факт малочисленности людей пожилого возраста есть показатель того, что смертность среди молодёжи городского населения гораздо выше. Тысячи юношей и подростков умирают, не дожив до старости. Но человек, пока он здоров, не вспоминает о смерти, воспринимая её как далёкую вероятность. А, между тем, смерть находится не так уж далеко от него. Даже если смерть кажется далёкой, то болезнь, которая приходит внезапно, рядом. Ибо болезни обычно обнаруживаются внезапно, без предупреждения. А если появляется болезнь, значит, недалеко и событие, называемое смертью. Если бы этот недальновидный человек мог на самом деле задуматься, если бы он знал, что для смерти не существует определённого часа и времени, то он не поступал бы так. Значит, смерть не делает различий между молодым и старым. Для смерти нет разницы между летом и зимой, осенью и весной. Нет у смерти ни дня, ни ночи.

Если бы человек мог знать в полном смысле слова эту истину и беспокоился бы по поводу нее, то тогда он был бы к ней готовым и совершал бы свои приготовления к ней. Однако незнание этой истины и чрезмерная любовь к мирскому приводят человека к положению раба, пленника своих пустых и далёких надежд, стремлений и упований. Всё это в итоге заставляет человека забыть и о том, что смерть его близка, и становится причиной его небрежности, беспечности и близорукости. Такой человек всегда думает, что его смерть придёт когда-нибудь в будущем времени и даже не вспоминает о ней и не задумывается, что однажды она без предупреждения настигнет его. Он считает, что будет всегда принимать участие в похоронах других людей, что всегда будет провожать в вечность кого-то другого. Ведь бедняга не думает о том, что однажды тело, которое понесут хоронить, будет его собственным. Из-за того, что всё это повторяется снова и снова, он привыкает к этому и не задумывается о том, что однажды придёт и его черёд. Путь избавления от этого лежит в представлении себя на месте умершего человека и размышлении о том, что однажды обязательно его собственный труп так же понесут на кладбище для предания земле. И он так же будет похоронен в могиле. Он даже должен подумать так: «Возможно, что уже готовы кирпичи, которыми будет выложен ляхат моей могилы». Для его могилы уже приготовлено место, а он обо всём этом даже не подозревает.

Именно по этой причине откладывание человеком на более поздний срок приготовлений к смерти и вечной жизни, есть поистине абсолютное, исключительное невежество. Если человек узнает, что причиной этого являются невежество и любовь к земной жизни, если он сумеет почувствовать это, то тогда ему следует знать также, что исцеление от этого заключается в избавлении от них.

Умение человека одержать верх над невежеством возможно только благодаря чистой и ясной точке зрения. Преодолеть невежество можно путем наставлений мудрых, чьи души чисты и безгрешны. Кроме того, необходимо, чтобы душа человека открыта к этому.

Что же касается любви к мирскому, то ее не так-то легко вырвать из сердца. И на самом деле, это настолько тяжкая и жестокая болезнь, что излечиться от неё почти невозможно, и нет лекарства от нее. Избавление от этой болезни изрядно утомило тех, кто жили прежде нас, и также тех, кто жили раньше них.

Лечение этой болезни требовало немалого напряжения сил. Существует единственный путь и метод избавления человека от любви к мирскому. Это – вера в вечную жизнь, вера в Аллаха, усердие, образование. Человек сумеет выбросить из сердца любовь к земному, любовь к жизни, если он будет пробуждать в самом себе желание удостоиться великих наград в потусторонней жизни, если научится испытывать страх перед тяжелыми наказаниями в загробном мире, глубоко размышляя на эти темы.

Насколько твёрдого и достоверного толка вера и убеждённость появятся в сердце человека, в той же мере из его сердца уйдёт и любовь к земному. Ибо главная любовь полностью устраняет обычную любовь из сердца человека. Человек поймет ничтожность этого мира и в то же время поймёт ценность и красоту потустороннего мира. Тогда он полностью отдалится от склонности к земному, от любви к жизни и откажется от мирского. Даже если ему будут предложены все земные богатства, всё, что имеется на земле с востока до запада, он не променяет ценность и красоту своей потусторонней жизни на земные блага. Как же ему не желать жизни своей в потустороннем мире и не предпочитать её? Ибо земные блага, которыми он владеет, по сравнению с вечным миром, не стоят ничего, заполнены грязью и ржавчиной. Да разве захочет человек радоваться благополучию и счастью в земном мире и довольствоваться ими, зная о благополучии вечного мира? После того как какой-то человек уверовал в вечную жизнь и в истинные её ценности, имеющиеся там, можно ли вести разговор о какой-то любви к земному? Может ли подобная любовь поселиться в его сердце? Наш Господь и нам, своим благочестивым праведным рабам, указал истинное положение земного, мирского.

Кроме того, чтобы смерть оказала своё влияние на душу, самым действенным путём исцеления является метод, когда человек размышляет о смерти себе подобных и смерти своих сверстников. Как они угодили в лапы смерти в тот момент, когда её не ждали, в то время, которое не учли? Человек непременно должен размышлять над этим. Что же касается тех, кто занимается приготовлениями, необходимыми для смерти и для того, что последует после неё, то именно они обрели спасение. Однако те, кто преследовал пустые надежды, поступал в расчете на будущее, понесли явный урон, испытали разочарование и горечь утраты.

Пусть человек, окинув себя взглядом, посмотрит на свое тело, в свои глаза и подумает так: «Как черви и насекомые будут поедать мои эти глаза, части моего тела и органы чувств! Как кости мои обратятся в прах, сгнив и разложившись! И пусть, в частности, он начнёт думать так: «Начнут ли в могиле, под землёй, черви и насекомые вначале поедать зрачок моего правого глаза или же они прежде приступят к зрачку моего левого глаза?».

Всё, что есть у него из плоти, – всё пойдёт на корм червям и насекомым, обитающим под землёй. С того момента у него останется только одно, до чего не дотянутся черви и насекомые. И это – знания и дела человека. Если эти знания и дела несут в себе волю, одобрение и согласие Аллаха, и если они выполнены искренне, с любовью и с чистым сердцем, то тогда человек обязательно увидит их пользу и выгоду. Пусть человек в это время представит мысленно перед своим взором могильные муки, о которых пойдет речь в дальнейшем. Пусть поразмышляет над допросом Мункира и Накира. Пусть представит в своём воображении День воскрешения из мёртвых, ужасы Конца света. Пусть задумается о сборе в День Великого Суда.

Так вот, путем таких и подобных им размышлений в сердце человека оживится воспоминание о смерти, и он начнет совершать необходимые приготовления к смерти и к жизни после смерти.

Имам Газали (рахматуллахи алейхи)
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *